Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества. Общество как сложная динамичная система. Русский национальный характер и судьба России: существует ли связь между ними? Существует ли связь между разнообразными событиями

Темпы демографического роста среди европейских «фермеров» и американских охотников были одинаковыми.

Считается, что причиной значительного демографического роста, случившегося около 10-12 тысяч лет назад, была неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие и скотоводство). Переход к земледелию, как полагает большинство учёных, привёл к появлению первых городов и цивилизаций.

(Фото hannahargyle / RooM the Agency / Corbis.)

Неолитическая зернотёрка. (Фото: José-Manuel Benito / CC BY-SA 2.5 / Wikimedia Commons / https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Molino_neol%C3%ADtico_de_vaiv%C3%A9n.jpg.)

Однако результаты исследователей из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики и Вайомингского университета, опубликованные в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences , в эту теорию не укладываются. Роберт Келли (Robert Kelly ), профессор антропологии в Вайомингском университете, и его коллеги выполнили радиоуглеродную датировку угольков из очагов, оставленных охотниками-собирателями в древних поселениях на территориях штатов Вайоминг и Колорадо. Возраст остатков - от 13 до 6 тысяч лет. Статистический анализ численности охотников-собирателей показал, что в течение многих лет местное население росло со скоростью около 0,041% в год. Но ровно с той же скоростью увеличивалась и численность первых земледельцев Евразии.

То есть, по словам Роберта Келли, «общества, перешедшие к производящему хозяйству, росли в том же темпе, что и современные им общества с присваивающим хозяйством». Он отмечает, что похожая скорость прироста населения (около 0,04%) была зафиксирована в разных географических и климатических условиях, и такой она сохранялась вплоть до конца XVIII века. И лишь в последние 200 лет прирост населения Земли составляет в среднем 1%.

Отсюда можно сделать вывод, что, как говорят авторы работы, «появление сельского хозяйства не может быть напрямую связано с долгосрочным ростом населения». По их мнению, на численность населения влияли факторы, имеющие глобальный характер, климатические или биологические (эпидемии, болезни). Конкретные же условия - будь то местная окружающая среда или вид деятельности людей - прямого влияния на демографический рост не оказывали. При этом они не исключают, что темпы роста населения в некоторых регионах могли испытывать краткосрочные колебания.

Учебник для 10 класса

§ 2. Общество как сложная динамичная система

  • Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?
  • Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества?

Во второй части определения понятия «общество», приведенного в § 1, подчеркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система».

Новое понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нем разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между ее частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества?

Во второй части определения понятия «общество», приведенного в-1, подчеркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Новое понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нем разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы, главное значение при обретают связи и отношения между ее частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Особенности социальной системы

Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включен каждый человек (нация, класс, семья и т.п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности - материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет свое собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов - государство, партии и т.п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т.п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т.п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество - динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т.д. Следовательно человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Также как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т.д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т.е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том. что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началахд. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков- и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т.е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т.е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых.

Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т.е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую при родную и социальную среду; поддержания обра. ща - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т.е. включать новые части, новые общественные образования в единое целое.

Урок № 2-3

Обществознание, 10

Структура общества.

Общество как динамичная система

Д.З.: § 2, ??, задания (с. 27)

Ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с основными компонентами общества как социальной системы;
  • охарактеризовать главные социальные институты;
  • выявить основные черты социального института

Изучение нового материала

  • Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы. Основные сферы общественной жизни. Социальные институты.
  • Общее понятие системы.
  • Характерные черты общества как системы.
  • Основные сферы общественной жизни.
  • Социальные институты.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ

  • Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?
  • Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества?

Общее понятие системы.

  • Понятие «система» относится к

сложным объектам и механическим , и

биологическим, и социальным. Все они

включают в себя разнородные элементы.

  • Все эти элементы, части системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию.
  • Свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.

Характерные черты общества как системы

  • Сложный характер общественной системы: множество уровней, подсистем элементов
  • Общество как система включает в себя разнокачествен-ные элементы – материальные (классы) и идеальные (добрые люди)
  • Человек включен в каждую из социальных систем
  • Общество отличает динамичность, незавершенность, альтернативность развития, т.к. человек ставит цели…
  • Интегративное качество системы как целого: способность создавать условия для своего существования
  • Социальная система - самоуправляема, самодостаточна
  • Средой общества определённой страны как системы является природа, мировое сообщество
  • Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция

Общество является динамической саморазвивающейся системой, т.к.

мировоззрение,

социальные ценности,

трудовые процессы,

экономические и политические задачи,

религиозные и нравственные установки

  • создаются самими людьми
  • развиваются в ходе истории
  • могут различаться между собой в разные исторические эпохи

Основные сферы общественной жизни (подсистемы).

Экономическая сфера (базис) регулирует вопросы производства собственности, распределения и потребления материальных и духовных благ. Включает:

  • Отношения человека к средствам производства (владеть, пользоваться, распоряжаться)
  • Место человека в системе общественного производства (отношения господства или подчинения)
  • Способ и размер получения доли общественного богатства.
  • Характер деятельности в системе производства (умственный, физический, управления…)

Политическая сфера – управленческая надстройка общества, которая включает в себя

  • политику
  • государство
  • право

и их соотношение и функционирование.


Основные сферы общественной жизни (подсистемы).

Социальная сфера – определенный способ взаимодействия людей, занимающих определенный статус и выполняющих свои роли в соответствии с принятыми в данной социальной системе нормами и ценностями.

Структурные образования:

  • классы
  • социальные слои
  • нации

в их взаимоотношении и

взаимодействии.


Основные сферы общественной жизни (подсистемы).

Культурная или духовная сфера – отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.


Основания для разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека

Базовые потребности человека

Основные сферы общественной жизни

  • Материальные потребности
  • Потребности в контактах, общении
  • Потребность в организованности, мире, законе и порядке
  • Потребность в самореализации, в возрастании добра, в нравственном совершенствовании
  • Экономическая
  • Социальная
  • Политическая
  • Духовная

Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

  • потребность в воспроизводстве рода;
  • потребность в безопасности и социальном порядке;
  • потребность в средствах существования;
  • потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;
  • потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
  • Каково соотношение основных сфер общественной жизни?
  • Каковы приоритеты?

прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и т.д., человек должен есть, пить и иметь жилище…

Экономика

Политика

Социальные

отношения

Духовная

жизнь


Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практической деятельности… Общественным переменам предшествуют изменения в сознании людей.

Духовная

Политика

Экономика

Социальные

отношения


Компромиссный подход каждая сфера общественной жизни может стать определяющей в различные периоды общественной жизни.

Экономика

Духовная

Социальные

отношения

Политика


Социальные институты

Социальные институты

это общественные образования

  • учреждения,
  • нормы,
  • культурные образцы
  • способы поведения

служащие для упорядочивания и регуляции отношений между людьми.


Социальные институты

  • институт семьи и брака;
  • политические институты, особенно государство;
  • экономические институты, в первую очередь производство;
  • институты образования, науки и культуры;
  • институт религии.

Социальные институты

Потребность в воспроизводстве рода

Семейно-бытовая деятельность

Институт семьи и брака,

институты родства


Социальные институты

Потребность в безопасности и социальном порядке

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Политические институты (государство, партии…)


Социальные институты

Потребность в средствах существования

Экономическая деятельность

Экономические институты

(собственности, разделения труда,

заработной платы…)


Социальные институты

Потребность в получении знаний

социализации, подготовке кадров

Научная, воспитательная,

образовательная деятельность

Институты науки,

образования и культуры


Социальные институты

Потребность в решении духовных

проблем смысла жизни

Религиозная деятельность

Институт религии


Социальный институт

  • возникает на основе совместной деятельности больших масс людей
  • деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества
  • представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности
  • сложились исторически, регулируются нормами, традициями, обычаями.

Функции социального института скрытые, явные

  • Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов
  • Включают систему санкций
  • Упорядочивают, координируют действия
  • Обеспечивают стандартное поведение

Практические выводы

  • Общество – сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания.
  • Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

Практические выводы

  • В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.
  • В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Контрольные вопросы

  • Что означает понятие «система»?
  • Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
  • В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
  • Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
  • Что такое социальный институт?
  • Охарактеризуйте главные социальные институты.
  • Каковы основные черты социального института?
  • В чём значение институциализации?

Судьба - это способ психологической защиты. Это некое абстрактное, непроверяемое понятие, созданное для того, чтобы с его помощью можно было сгладить любые трагичные события, списать любые свои ошибки и неудачи и тем самым обезопасив себя от депрессии, суицидальных мыслей. Сел пьяным за руль и разбил машину - блин, это же судьба так распорядилась, так оно и должно быть, всё к лучшему. Сильно заболел, потому что выходил на мороз и курил - это судьба, так тому и быть. Потерял любимого человека, потому что не ценил его - это судьба его отвела от меня, значит не мой человек был.

Любое событие влечет за собой цепочку других событий, а те события влекут за собой следующие и так далее. И человек извлекает из этих событий либо пользу либо вред. Создается иллюзия, что это специально так произошло, чтобы человеку принести пользу или вред в зависимости от его заслуг.

Если с точки зрения причинно-следственной связанности, то судьба ваша свернута фактически в одно событие. Это момент соединения сперматозоида и яйцеклетки, а именно - комбинация генов получившаяся в результате этого слияния. Наверное, только это НЕ предопределено никакими внешними причинами, но определяет целиком и полностью то, кем и каким вы будете.

Все остальное, это уже та цепь событий в которую вы попадаете уже в виде организма и находитесь в постоянном взаимодействии с внешним миром. Вы, как бы, в какой-то момент встраиваетесь в эту цепь, наподобие того, как заскакивают в едущий поезд.

Хотя, возможно, и то КАКОЙ сперматозоид достигнет своей цели, это тоже абсолютно рандомное событие, и, видимо, тоже является частью вашей судьбы. Но этот момент смело можно объединить с моментом создания комбинации генов.

То есть вывод - ваша судьба это только то, каким/какой вы получились в физиологическом смысле. Все остальное - эффект бабочки.

НО, на самом деле, рассуждать с точки зрения причинно-следственной связанности ВСЕХ событий, это не более, чем чисто теоретическое упражнение, поскольку отследить цепь событий в масштабе далее шагов восьми-десяти не способен никто, в том числе и супер компьютеры итд. Тем более, что цепь событий, это всегда события произошедшие в прошлом в которое у нас нет доступа без заблаговременной подготовки (установленное заранее отслеживание). Но для того, чтобы заблаговременно подготовиться к событиям, которые только произойдут, нужно иметь доступ к будущему, которого у нас тоже нет. Поэтому, ПСС, это не более чем абстрактная сущность такая же, как, например, бесконечность с которой, точно так же невозможно работать практически.

Человеку выгоднее думать, что все зависит от него самого и его поступков. Это дает столь ценное ощущение свободы и мотивирует на многие свершения.

Если подходить строго с точки зрения формальной логики, то существует то, наличие чего доказано. Обязанность доказывания лежит на том, кто выдвигает тезис. В данном случае, как я понимаю, выдвинут тезис: "Развитие человеческой жизни идёт по некоему плану, называемому "судьбой"", то есть мы не обсуждаем существование слова "судьба", что очевидно. План может быть заранее разработанный, известный, неизвестный, божественный и т.д. - эпитеты не важны в данном случае. Доказан ли кем-либо этот тезис в любом варианте? Очевидно, нет, иначе мы бы наверняка знали об этом. Доказательства опровержение данного тезиса не требуется, так как "отрицательное доказательство" - это в принципе логическая ошибка. Хотя в ряде случаев можно найти аргументы, которые входят в противоречие с тезисом, и один из таких ниже. Но такие аргументы всё-таки не могут опровергнуть тезис в целом.
С точки зрения причинно-следственных связей судить вообще не возможно, так как они или есть, или нет: ПСС может рассматриваться только применительно к конкретным событиям и фактам, причём произошедшим с некой разницей во времени. Но найти связь между абсолютно всеми событиями не представляется возможным: к примеру, положение снежинки в Антарктиде никак не связано с моим сегодняшним чихом.
Чисто теоретически, как некоторые считают, зная абсолютно всё, можно неким теоретическим суперкомпьютером (или божественным разумом) просчитать грядущие события (или они уже просчитаны божеством). Следует ли из этого, что судьба всё-таки есть? Мы никак не можем это проверить, и доказать это умозаключение невозможно, во всяком случае пока. К тому же против этого выступает квантовая механика: на сегодняшний день практически доказан факт, что многие события микромира носят вероятностный характер, то есть, вопреки мнению Эйнштейна, бог в кости таки играет. А значит "знать всё" на самом деле даже теоретически невозможно.
С точки зрения биологии наше поведение может быть обусловлено генетически, и даже, что хуже для нас, живущими в нас микроорганизмами. Это они могут, например, вирус бешенства провоцирует агрессию инфицируемого ради продолжения своего рода. Возможно, другие паразиты действуют более тонко. Но ведь действия паразитов и симбиозных организмов тоже носят во многом вероятностный характер.
Современная психология показывает (и практика тоже), что люди способны меняться просто кардинально и таким образом воздействовать на свою судьбу. Существуют упражнения и тренировки, помогающие скорректировать своё поведение и даже характер в целом, что также не стыкуется с наличием судьбы. А элементарное НЕпренебрежение техникой безопасности резко повышает ваши шансы на выживание.
Таким образом, я бы сделал такой вывод. Отрицать влияние на жизнь человека некоторых генетических, биологических, географических и др. факторов невозможно, но и говорить о полной обусловленности жизни человека, то есть наличии "судьбы" нельзя. Во многом наша жизнь в наших руках.