Последний шмель бунин анализ по плану. Анализ стихотворения И. Бунина "Последний шмель": связь с историей. I. Чтение стихотворения учителем

Стихотворение И. А. Бунина «Последний шмель», написанное в 1916 году, несмотря на маленький объем и кажущуюся простоту, по своему содержанию сложное и глубокое. В первых строчках автор любуется одним из совершенных творений природы - обыкновенным шмелем, случайно залетевшим в комнату («черный бархатный шмель, золотое оплечье»).

Перед нашими глазами словно возникает басовито гудящий пушистый красавец-шмель, который кажется тяжелым и от этого гудения, и от величины. Бунину в его гудении слышится печаль:

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

Как будто тоскуешь со мной?

Поэт знает, что век насекомого недолог, что последние жаркие дни лета пролетят быстро. И шмель умрет - просто уснет на засохшем цветке «красной татарки». Бунину жаль и шмеля, и уходящего лета с его теплом и цветением. Но самому шмелю неведомы переживания: мудрая природа дала ему возможность незаметного и тихого ухода. Только человек, который невольно сравнивает свой век с недолгой жизнью насекомых, страдает от страха смерти, от предчувствия наступающих холодов и неумолимого времени:

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в

Бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

Философское осмысление смерти у Бунина многогранно: в его представлении жизнь и смерть равноправны. При этом жизнь описывается с помощью чувственных деталей, каждая из которых полновесна и важна для постижения красоты бытия: шмель, «гудящий певучей струной», «красная подушечка», в которую, засыхая, превращается цветок татарника, яркая белизна подоконников под раскрытыми окнами. Образы зримы и живописны, маленький эпизод становится законченной картиной мира.

Центральный образ стихотворения - шмель - существует одновременно в разных смысловых реальностях: бытовой и символической. Это и просто насекомое, случайно залетевшее в человеческое жилье, и воплощение уходящего лета. Человек перед Богом и вечностью, должно быть, предстает такой же мелкой и неразумной букашкой с недолгим веком. «Человеческая дума», сознание заставляет человека страдать от неизбежности смерти. Но у людей есть преимущество - бессмертная душа. Она дает надежду на продление не телесного, а духовного существования.

Поэтому в названии стихотворения - «Последний шмель» - сочетаются мотивы печальной конечности бытия и вечного обновления живой природы. Бунин не пишет об этом, но мы понимаем, что человеческая тоска о лете преходяща. Ведь опять наступит лето, новые шмели загудят над цветущим татарником. Люди так же смертны, как этот шмель, но, возможно, именно через смерть они приобщаются к вечному миру Бога.

Цели:

  • обучающие : ознакомить учащихсяс фактами биографии И.А.Бунина;учить выразительномуи внимательному чтению произведений;обучать литературному,лингвистическомуи сравнительному анализу произведений;
  • развивающие :формировать читательские интересы;
  • воспитательные :воспитывать уважениек творчеству русского писателя,к русской культуре;учить наблюдательности, умению сопереживать героям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет И.А.Бунина, тексты стихотворения «Последний шмель»и рассказа «Холодная осень», репродукции картин об осени.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объявление темыи цели урока

III. Работа над темой урока

1. Слово учителя

— Открыв однажды томик стихотворений Ивана Алексеевича Бунина,а затем его рассказы,я была поражена тем, насколько простои ярко всё описываемое автором, живои реалистично. Всё из окружающего нас мира попалов поле зрения этого удивительного человека, мастера слова: жёлтый лист, золотистый шмель, «лапка лучистая» птицы, мир бесцветныйи красочный, непонятныйи прекрасный.

Иван Алексеевич Бунин — замечательный мастер изобразительного слова.И это слово хотелось бы донести до вас.

В наше время, когда молодые люди потеряли интереск чтению, они одновременнос этим утерялии способность полноценно сочувствоватьи сопереживать, желание думатьи мыслить, умение любитьи жертвовать.

Поэзияи проза Бунина —одно из тех явлений отечественнойи мировой культуры, которое способно вдохнуть жизньв омертвевшие души, сделать их молодымии чуткими. Ибо его произведения — о «вечной, вовеки одинаковой любви мужчиныи женщины, ребёнкаи матери, вечной печалии радости человека,о тайне его рождения, жизнии смерти…» (И. А . Бунин ).

Лингволитературный анализ произведений И.А. Бунина даст нам представление об эпохе,о времени,в которые жил автор; покажет его отношениек событиям этого времени; объяснит значение некоторых слови понятий; углубит знания по теории литературы; даст возможность прочитать подтекст произведений.

Читатель станет зрителем через Слово.

Д. С. Лихачёв писал, что «над всеми смыслами отдельных словв тексте, над самим текстом всегда витает ещё некий сверхсмысл».

Текст — это дух эпохи. Перед нами — свидетельство художника И.А. Бунинао земле, на которой он жил,и о времени,к которому принадлежал.

2. Выразительноечтение стихотворения «Последний шмель»

3. Комплексный анализ стихотворения И. А. Бунина «Последний шмель»

1. Опережающие задания

1. Событияв Россиии в жизни И.А. Бунинав 1916 г.

2. Лексическое значение словоплечье , татарка , бурьян .

2. Работа над текстом стихотворения

Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешьв жильё человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свети зной, подоконники ярки,

Безмятежныи жарки последние дни,

Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоров бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

Учитель. И. А. Бунин был певцом русской природы, её неповторимой красоты. Об этом его даре Корней Иванович Чуковский писал: «Его степной деревенский глаз так хваток, остёри зорок, что мы перед ним — как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луной зелёные,а глазау них фиолетовые,а чернозём — синий,а жнивья — лимонные? Там, где мы видим лишь синююи красную краску, он видит десятки полутонов».

Мир природы И.А. Бунина наполнен не только красками, нои звукамии запахами.С темой природы связана философскаяи любовная темыв его творчестве. Хрупкий мир уходящей осенней красоты природыи хрупкий мир вокруг человека предстаётв стихотворении «Последний шмель» (1916).

  • Какие чувства вы испытали, прослушав стихотворение И.А. Бунина? Выразите одним словом. (Варианты ответов: печаль, грусть, растерянность, тоска, восторг )
  • Какие цвета доминируютв стихотворении?(Золотистый, чёрный, жёлтый, красный, серый и др . )
  • Какие звуки вы услышали?(Жужжание шмеля, звучание струны, шелест сухой травы )
  • О чём говорит год написаниястихотворения — 1916?
  • Что происходилов Россиив 1916 г.? (См. опережающее задание .)
  • Какие события происходилив жизни Бунинав 1916 г.? (См. опережающее задание .)

(В 1914 г. разразилась Первая мировая война. Писатель понимал весь ужас и бесмысленность этой войны, развязанной олигархическими группировками различных великих держав ради собственного обогащения. Бунин был возмущён ура-патриотическими заявлениями тех писателей, которые выступали за «войну до победного конца». В России война вызвала колоссальные бедствия, разруху и голод. К 1916 г. царское правительство вынуждено было ввести продовольственную развёрстку крестьянских хозяйств для снабжения продовольствием армии и промышленных городов, производство фактически остановилось, деньги обесценились в сотни раз. Царское правительство полностью скомпрометировало себя даже в глазах высшей аристократии, а население крупных городов и полуголодные солдаты многомиллионной армии уже почти не скрывали своих революционных настроений.

В отличие от многих просоциалистически настроенных интеллигентов того времени, И.А. Бунин не верил в разум и творчество народных масс. Он считал, что лишь дворянство с его высокой культурой способно управлять Россией. Не поняв смысла революции и не признав Россию советскую, Бунин создал повествование-дневник «Окаянные дни». И в 1918 г. покинул Россию навсегда. Живя за рубежом, он страдал, ощущая глубину потери.

Но всё это будет позже.А пока что тоска, порой беспричинная, заставляет Бунина выплёскивать своё «я» в « Последнем шмеле » , которому грозит забвение. Но скорее всего, это предчувствие перемен, которые затронут его родину. Это предчувствие эмиграции, предчувствие того, что рушится старый привычный мир вокруг поэта и в самом поэте .)

  • Объясните смысл названия стихотворения «Последний шмель».

(Слово последний — одно из любимых в творчестве Бунина («Последняя осень», «Последняя весна»). Это объясняет особый интерес писателя к теме осени и смерти. Слово последний употребляется в стихотворении три раза и имеет различные оттенки: связанный со смертью, связанныйс осенью, дорогой, уходящий, исчезающий.

Слово шмель — символ уходящего в небытие мира. И если объединить значение двух слов, то можно сказать, что название обретает философское звучание: смерть и забвение в «окаянные дни», гибель хрупкого мира .)

  • Выпишите из каждой строфы опорные слова. Прокомментируйте свой выбор.

(І строфа : чёрный, шмель ; золотое, оплечье ; ты, залетишь, зачем.

Чёрный бархатный шмельнастолько живо запечатлён, что возникает ощущение, будто он здесь, в нашей комнате, заунывно гудит, ударяясь в стекло. Точное слово заунывно, то есть тоскливо, печально, передаёт звучание одной струны, наводящее тоску и уныние, напоминает о том, что последние жаркие дни скоро сменятся холодом и пронизывающим ветром.

Эпитет чёрныйсимволизирует смерть, траур, предчувствие гибели. Но употребление поэтического эпитета золотоепридаёт описанию шмеля особую торжественность — перед нами царственный, величественный образ.

Слово оплечьеобозначает часть одежды, покрывающую плечи. В данной строфе оно имеет переносный смысл.

Второй стих (строка) несколько разрушает праздничность первой, рисуя тему осени, увядания , грусти. Используется метафора певучей струной. Мы слышим жужжание шмеля благодаря звукам [ч], [ш], [з], [с] (ассонанс). Таким образом автор создаёт иллюзию звонкого, яркого мира.

Лирический герой ведёт со шмелём диалог, герой не уверенв долговременном единении человека и природы, ведь шмель залетает в жильё человечье. И мы понимаем, что там их общение будет недолгим.

ІІ строфа : свет, зной ; последние дни ; полетай, погуди, усни ; засохшая татарка.

Лексическое значение слова татарка — род сорняка, татарник .

Яркий свет скоро померкнет. Царственно-красивый шмель превратитсяв лёгкого, сухогошмеля. А угрюмый пронзительный осенний ветер, что дует порывами, сбросит шмеля с красной подушечки засохшей татарки вниз, в бурьян, с царственного смертного ложа в сорную траву. Так в природе властвуют, сменяя друг друга, то тёплая трепетная Жизнь, то сметающая всё на своём пути Смерть. И мы понимаем, что всё временно в этом стремительно изменяющемся мире.

А префикс по- (полетай, погуди) усиливает ощущение конца , гибели. Тематический ряд, связанный со смертью, пополняется новыми словами: последние дни, засохшей татарке, усни. Метафора на подушечке краснойпреображает увядший цветок в посмертное ложе шмеля. На наших глазах происходит разрыв двух миров: мира природы и мира человека.

ІІІ строфа : не дано знать ; поля опустели ; сдует в бурьян ; ветер угрюмый ; шмель.

Категорическая конструкцияс инфинитивом не дано знатьподчёркивает отчуждение мира человека от мира природы. Стихотворение перестаёт быть простой пейзажной зарисовкой, обретая философское звучание.

Хорошо или плохо знатьо быстротечности времени, о собственной смерти, о забвении, тема которого так ненавязчиво поддержана словом бурьян? Что в этом осознании: торжество над безумным миром шмеля, кружащегося в неведении близкой смерти, или грусть из-за собственного бессилия перед лицом гибели всего прекрасного? В смерти шмеля нет трагизма: шмель и живой, и мёртвый охарактеризован одним эпитетом золотой. И если в первой строке автор подчёркивает цветовое значение (сложивший крылышки шмель не чёрный, а золотой), то в последней строке его качественное значение: прекрасный, дорогой, несущий в себе мир хрупкой, но нетленной красоты. Шмель у Бунина это и собеседник автора, и выразитель его настроения.

Осень, которую так любил Пушкин,у Бунина вызывает грусть, потому что давно опустели поля, и скоро жизнь потеряет свою прелесть, начнутся холода и ветер угрюмыйуничтожит все надежды .)

  • Определите функцию тире, вопросительногои восклицательного знаков.

Тире — композиционное: делит текст на две части: 1-я часть —жизнь, полёт, мечты; 2-я часть — сон, смерть.До — жизнь, после — смерть.Всё, что связанос жизнью,— прекрасно: чёрный, бархатный, золотое оплечье, за окном свет, подоконники ярки, жильё человечье.

Всё, что связано со смертью,—печально:заунывно гудящей, в засохшей татарке; опустели поля; в бурьян сдует ветер шмеля; сухой шмель.

Вопросительные предложения — это риторические вопросы, обращённыек каждому читателю.

Восклицательное предложение — это утверждение некой трагедии.

3. Для учащихсяс более высоким уровнем знаний (дополнительно)

  • Образ ветрав русской литературе (А.С. Пушкин, А.А. Блок, М.А. Булгаков).
  • Образ снав литературе (Н.А. Некрасов, А.И. Гончаров, Ф.М. Достоевский).

Подводя итог, можно сказатьо том, что стихотворение И.А. Бунина «Последний шмель» — одно из самых изысканныхв русской поэзии.

4. Комплексный анализ рассказа И. А. Бунина «Холодная осень» (1944, из сборника «Тёмные аллеи»)

  • К какому жанру можно отнести рассказ И.А. Бунина «Холодная осень»?

(Рассказ «Холодная осень» был написан И. А. Буниным в 1944 г ., в эмиграции. Но большая часть рассказа посвящена воспоминаниям героини о своём прошлом (1914). Перед нами рассказ-воспоминание, рассказ-элегия, рассказ-прошлое (для героини оно более значимо, чем настоящее). В рассказе прошлое осмысливается через настоящее, а настоящее через прошлое. У героев нет имён: есть только он, она, они, мы.

Начало действия — осень 1914 г. Но назван рассказ «Холодная осень» не столько потому, что была осень, и даже не потому, что это цитата из стихотворения А. А. Фета, которое прозвучало из уст любимого:

Какая холодная осень!

Надень свою шальи капот…

А потому, что холодная осень — это ожидание смерти. Бунин имел обострённое чувство смерти. Он писал: «Когда я приобрёл веру в Бога? Понятие о Боге? Ощущение Бога? Думаю, что вместе с понятием о Смерти». Не с понятием Жизни, а с понятием Смерти. Бунин был одержим проблемой жизни и смерти. )

  • Какой художественный приём использует авторв рассказе?

(Основной художественный приём, используемый в рассказе , — контраст, противопоставление, антитеза, которым всё подчинено. Противопоставляется прошлое героини и настоящее: прошлое это «только тот холодный осенний вечер это всё, что было в жизни»; настоящее —всё пережитое за 30 лет,— «это ненужный сон».

«Несколько дней счастья — и вся остальная безвременная жизнь». Родина и весь мир. Миг счастья и забвение, смерть.

Первая часть рассказа больше по объёму, вторая — меньше. Жизнь героини разделилась на до и после: до смерти любимого и после его смерти.

До — это настоящая, истинная, счастливая жизнь. В тексте рассказывается о родном доме, о родных людях, о любимом.

До — это самовар, сад, чистые ледяные звёзды, поцелуй, стихи Фета, восход луны, милый друг, прогулка и «я не переживу твоей смерти».

Первая часть — это я, он, мы. Это Жизнь. Это значимо для героини.

После — «Убили его через месяц в Галиции»… Смерть жениха, скитания по городам и весям, смерть мужа, эмиграция, воспоминания о прошлой жизни… Это —Смерть, духовная смерть.

Поэтому в конце жизни героиня рассказа думает о смерти с радостью, потому что встретит там ЕГО («Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду»). )

  • Каков основной конфликтв рассказе?

(Основной конфликт в рассказе: несколько счастливых дней и вся остальная жизнь (скитания, страдание, одиночество) .)

  • Чем интересна концовка рассказа?

(Интересна концовка рассказа эффектом «обманутого ожидания». Такая концовка свойственна постмодернизму (В. О. Пелевин, П. В. Крусанов и др.)

Героиня верит, что встретит своего любимого после смерти,в другом мире: «И я верю, горячо верю: где-то там он ждёт меня; с той же любовью и молодостью, как в тот вечер».

Помогают раскрыть идейно-эмоциональное содержание текста исконнорусские и заимствованные словесные образы. )

  • Выпишите тематические группы слов —топонимы.

(Учащиеся работают с текстом в тематических группах .)

1) Топонимы: Сараево, Германия, Россия, Галиция, Москва, Ницца, Сербия, Екатеринодар, Кубань, Константинополь, Париж. (Противопоставление: Россия, родина — заграница.)

2) Микротопонимы: Смоленский рынок, Арбат, церковь Мадлен.

3) Даты: июнь того года (1914),15 июня, 19 июля1914 г., 1912, 1918, 1944.

4) Имена известных людей: Фердинанд, Фет, Врангель.

5) Детали русского быта: газета, чайный, самовар, шаль, капот, пуховый платок, лапти, шинель, сад, балкон.

6) Религиозный культ: крестик, золотой образок, Петров день, душа моя, перекрестила, маленький мешочек.

7) Пейзаж: ранняя холодная осень; чёрное, светлеющее утро; чистые ледяные звёзды; восход луны как пожар; радостное солнечное утро.

8) Русские национальные традиции: объявить женихом, свататься, перекрестить, надеть на шею мешочек, склонитьсяк руке материи отца.

  • В чём смысл названия рассказа —«Холодная осень»?

(Рассказ И. А. Бунина «Холодная осень» имеет сложную смысловую и композиционную структуру. Рассказ многомерен. Это ещё раз доказывает: истинная настоящая жизнь, её восприятие и оценка неоднозначны. Как писал Г. В. Адамович, «произведение, проникнутое благодарностью к жизни, к миру, в котором при всех его несовершенствах счастье бывает».

Но счастье — это мгновение, один миг. А затем приходит Память, память об одном миге. Это оживляет душу, делает её молодой и чуткой. И. А. Бунин ещё раз доказывает, что любовь сильнее смерти .)

5. Сравнительный анализ двух художественных текстов

Учитель. Объединяет эти два произведения И.А. Бунина то, что они связаныс 1914 годом. «Последний шмель» написанв 1914 г.,и «Холодная осень» возвращает нас вместес героинейв тот же год. Для автора этот год знаменателен: гибнет, рушится мир вокруг Бунинаи в нём самом. Гибнут его герои: «чёрный бархатный шмель» превращаетсяв «золотого, сухого шмеля»; возлюбленный героини рассказа «Холодная осень» гибнетв октябре 1914 г.в Галиции.В рассказе не упоминается прямая дата: «в октябре того года…» Но читатель понимает,о каком годе идёт речь: началась Первая мировая война («В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!»)

И всё же различие этих двух текстовв том, чтов стихотворении «Последний шмель» звучат безысходность, забвение, смерть.А в рассказе «Холодная осень» есть жизнеутверждение: «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».

Всей своей долгой жизнью поэт И.А. Бунин доказал, что любовь сильнее смерти. Он писал: «Неужели вы не знаете, чтов 17 и в 70 лет любят одинаково!»

IV. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Опасения И. А. Бунина по поводу забвения тоже оказались напрасными.В 1933 г. ему присудили Нобелевскую премию. На родине Бунина во второй половине ХХ в.его книги издавали огромными тиражами, вплоть до миллионных, его творчество получило признание широчайшей читательской аудитории. Творчество Бунина возвратилось на родину писателя, потому что предметом его, говоря словами самого автора, является «вечная, вовеки одинаковая любовь мужчиныи женщины, ребёнкаи матери, вечные печалии радости человека, тайна его рождения, существованияи смерти».

Литература

1. Ачатова А.А. Из наблюдений над лирической поэзией И.А. Бунина//Учёные записки Томского ун-та. — 1973. — №83.

2. Бунин И.А. Холодная осень //Рачкова Е.Г., Дымарский М.Я., Ильинова А.И.и др. Худож. текст: Структура. Язык. Стиль: Кн.для преподавателей. — СПб, 1993.

3. Вантенков И.П. Бунин —повествователь. Рассказы 1890-1916 гг. — Минск: Изд-во БГУ, 1974.

4. Герман М. Эхо «Тёмных аллей». Бунини Монпарнас//«Нева», 2006. — № 11.

5. Кузнецова Г. Н.Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. Стихотворения//Вступ. ст., коммент. ак. Баборенко А. К. — М. : «Московский рабочий», 1995.

6. Лавров В.В. Холодная осень. Иван Бунинв эмиграции (1920-1953). Роман-хроника. — М. : «Молодая гвардия», 1989.

7. Нефёдов В.В. Поэзия И. Бунина. Этюды/ В.В. Нефёдов — Минск: «Высшая школа», 1975.

8. Рафеенко В.В. Феномен смерти как способ завершения мира. И.А. Бунин. Тёмные аллеи. Кавказ// Литературовед. сб. — Донецк, 2001. — Вып.5/6.

9. Русские писатели — лауреаты Нобелевской премии. Иван Бунин — М.: «Молодая гвардия», 1991.

10. Сливицкая О.В. Чувство смертив мире И.Бунина// «Русская литература». — 2002. — №1.

11. Смаль Е.Ю. Какая сладость всё, что прежде ценил так мало// Русская словесностьв школах Украины. — 2007. — №5.

12. Смирнова Л.А. И. Бунин. Жизньи творчество: Книга для учителя / Л. А. Смирнова. — М.: «Просвещение», 1991.

13. Приходько В. «Ты, сердце, полное огня» (о поэзии Бунина)// «Литературная учёба». — 1997. — №2.

14. Ясенский С.Ю. Пессимизм Бунина как эстетическая проблема// «Русская литература». — 1996. —№4.

Скачать полностью (12.70 Кб)

Работа содержит 1 файл

Скачать Открыть

Документ Microsoft Office Word.docx

- 15.06 Кб

ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ

Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жильё человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди – и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

Стихотворение И. Бунина «Последний шмель» является блестящим образцом натурфилософской лирики, традиции которой нашли воплощение в поэзии Г. Державина, в элегиях В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета и современников Бунина – В. Хлебникова, В. Брюсова, Б. Пастернака. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой человек является.

Темы и мотивы натурфилософской лирики так же разнообразны, как многочисленны и разнообразны философские проблемы, стоящие перед человечеством. Поэзии натурфилософов свойствен параллелизм в изображении природных явлений и движений человеческой души. Эти традиции восходят ещё к фольклору, где нашли отражение языческие представления народа о связи человека и природы. В диалоге с природой человек учится познавать самого себя, в её образе материализовать собственный внутренний мир.

В названии стихотворения И. Бунина «Последний шмель» эпитет задаёт философскую тему смерти, которая является одной из определяющих в творчестве писателя. Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Тёмные аллеи».

В «Последнем шмеле» эта тема раскрывается через обращение к природе. Пейзажная зарисовка передаёт картину ещё жарких дней уходящего лета. В её центре крупным планом шмель. Крупный план создаётся эпитетом «черный». Усиливают внешнюю описательность метафорические эпитеты «бархатный» и «золотое», которые «рифмуются», «перекликаются» с эпитетами «золотой» и «сухой» в финальной строке. Таким образом подчёркивается кольцевая композиция, которая создаёт ощущение завершённости, законченности мысли. Поющий заунывную песню шмель с уходом последнего тепла вскоре уснёт, погибнет, и исчезнет его прежний облик. Эпитеты бархатный и сухой задают оппозицию «жизнь-смерть», организующую один из ведущих конфликтов произведений Бунина.

В стихотворении, которое построено на внешней описательности (залетевший в дом шмель, свет и зной за окном, опустевшие поля), преобладает передача внутреннего состояния лирического героя, при этом в тексте нет непосредственных намёков на переживаемые им эмоции. Впечатление от печали по поводу уходящего лета возникает посредством ритмической организации стихотворения. Четырёхстопный анапест в своей протяжённости минорно напевен, но ощущения монотонности не возникает из-за того, что в чётных стихах каждой строфы вычленяется первый слог пятой стопы. Это добавляет в стихотворение интонацию размышления. Напевность стихотворению придаёт и внутренняя рифма, которая возникает между строф (со мной – зной ), внутри второй строфы (ярки – жарки ).

Другим способом передачи настроения лирического героя становятся эпитеты, с помощью которых описываются природные явления. Эмоциональному состоянию героя созвучны «заунывная» песня шмеля и «ветер угрюмый».

То, что автор сосредоточился на создании образа-раздумья, образа-переживания, определило некоторую сдержанность в использовании словесных изобразительно-выразительных средств. В стихотворении лишь дважды встречается метафора: когда автор говорит, что шмель «гудит струной», и когда сравнивает соцветие татарки с красной подушечкой.

Основную тональность стихотворению придают синтаксические приёмы инверсии и риторического вопроса, которые окрашивают речь эмоционально.

Философскую направленность стихотворения подчёркивает композиция текста. В её основе – раздумья и эмоции лирического героя, которые рождаются в результате созерцания примет уходящего лета.

В первой строфе лирический герой обращается с вопросом к шмелю, который, как ему кажется, переживает то же, что и он сам: «И как будто тоскуешь со мной?» В последней строфе эта параллель человека и природы нарушается. Человек отъединяет себя от природы: «Не дано тебе знать человеческой думы...». Он наделён знанием о смерти, пониманием её неотвратимости. Природа же «безмятежна». Ей не дано понимание конечности жизни, потому что она бессмертна. Таким же спасительным незнанием обладает всякое живое существо. И лишь человек, самый разумный сын природы, отдалившись от нее в своём познании, приобрёл ощущение неизбежности конца, окрасившее его жизнь в печальные, даже трагические оттенки.

Описание работы

Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
26 июля 1916
Стихотворение И. Бунина «Последний шмель» является блестящим образцом натурфилософской лирики, традиции которой нашли воплощение в поэзии Г. Державина, в элегиях В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета и современников Бунина – В. Хлебникова, В. Брюсова, Б. Пастернака. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой человек является.
Темы и мотивы натурфилософской лирики так же разнообразны, как многочисленны и разнообразны философские проблемы, стоящие перед человечеством.

Урок литературы.

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель».

Углубить знакомство с творчеством поэта;

Продолжить работу над формированием навыков анализа поэтического текста.

Помочь понять идею стихотворения как выражение душевного опыта, чувств и переживаний поэта;

Помочь рассмотреть тему и идею стихотворения в контексте творчества Бунина;

Расширить знания учащихся по теории литературы.

Метод работы: практическая работа.

План анализа стихотворения дан заранее.

По пунктам 1, 2 работает весь класс. Чтобы сделать анализ стихотворения по пунктам 3 и 4, класс разделён на три группы:

1 группа рассматривает композицию стихотворения, размер стиха,

2 группа в рамках особенности поэтического языка определяет роль тропов (эпитет, метафора, олицетворение).

3 группа анализирует звукопись стихотворения Бунина.

План урока:

    Вступительное слово учителя.

    Чтение учащимися понравившихся стихотворений И. Бунина.

    Анализ стихотворения «Последний шмель».

    Подведение итога урока.

    Домашнее задание.

Ход урока.

    Слово учителя.

Бунин как поэт почти не известен современному читателю. О его стихах говорят, но как-то безлико, заученными фразами и формулировками. Душа его лирики ещё не разгадана до конца, чувства не поняты.

В его стихах нет темы города и отзвуков общественной борьбы. Он спешит увести читателя в поле, в лес – или любуется морским прибоем, или размышляет о суете жизни. Строки бунинской поэзии просты и проникновенны.

У меня в руках томик стихов поэта, который не спеша листаю. «Сенокос», «Собака», «Венеция», «Храм Солнца»», «Зеркало», «Полночный звон степной пустыни» «Канун», «Последний шмель» -

темы стихов разные, образы разные, а мысль одна - быстротечность жизни, суетность бытия. Читаешь и чувствуешь постоянный вопрос о смысле жизни, тоску и смирение с предопределённостью.

    Чтение учащимися понравившихся стихотворений И. Бунина.

    Анализ стихотворения «Последний шмель».

Давайте послушаем стихотворение «Последний шмель».

Стихотворение читает подготовленный ученик.

О чём это стихотворение? Какие чувства оно вызывает?

(Предполагаемый ответ: стихотворение об уходящем лете, вызывает чувство грусти)

Я предлагаю вам сделать анализ этого стихотворения, открыть гармонию звуков, чувств и дум, увидеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно понять только через слово и музыку стиха.

Прочитайте примерный план анализа лирического произведения.

а) - На первый пункт плана мы можем ответить почти сразу:

б) - Но как определить тему и идею этого стихотворения, что можно сказать о лирическом герое? С чего начать?

Обратите внимание на дату стихотворения. О чём может рассказать нам дата?

(Идёт 1 Мировая война. Жизнь и смерть всем задают свои вопросы, на которые каждый человек ищет ответы)

Может быть, поэтому мы слышим чувство грусти? Надо доказать!

Просмотрите по датам, какие ещё стихи написаны в этот период?

Примерный ответ:

«Канун» 23. 07.1916.:

Хозяин умер, дом забит,

Цветёт на стёклах купорос,…

…Сарай крапивою зарос,

Варок, давно пустой, раскрыт,

И по хлевам чадит навоз…

Жара, страда… . Куда летит

Через усадьбу шалый пёс?..

Со смертью человека-хозяина умирает всё. Тоска, разруха, смерть – можно ли убежать от них (образ шалого пса, бегущего в неизвестность)?

Настанет день – исчезну я,

А в этой комнате пустой

Всё то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой… –

это из стихотворения «Памяти друга», написанное 12 августа 1916года на смерть художника Куровского.

Почти во всех стихах этого периода Бунин вглядывается в смерть, как в зеркало, пытаясь понять, осмыслить и увидеть ещё одну дверь, ведущую в жизнь:

Темнеет зимний день, спокойствие и мрак

Нисходит на душу – и всё, что отражалось,

Что было в зеркале, померкло, потерялось…

Вот так и смерть, да, может быть, вот так.

«Зеркало» 10.02. 16.

Следовательно, основная тема стихотворения «Последний шмель» -тема жизни и смерти. Идеей является философское понимание бытия.

Какой размер стиха и какие особенности поэтического языка использует Бунин в своём стихотворении?

(Работа класса по группам согласно заданию)

Первая группа. (Предполагаемый ответ)

в) - Композиционно стихотворение состоит из трёх частей:

1часть – 1 строфа,

2 часть – 2 строфа,

3 часть – 3 строфа.

Стихотворение начинается с описания шмеля и заканчивается его описанием.

Первая строфа написана дактилем.

Дактиль – трёхсложная стопа, в которой первый слог ударный.

Такой размер стиха позволяет передать некую эмоциональность: в данном стихотворении – грусть, тоску.

Вторая и третья строфы написаны анапестом. Этот размер обратный дактилю. Такой размер стиха настраивает на философские размышления. Рифма чёткая, рифмовка перекрёстная.

Вторая группа. (Предполагаемый ответ)

г) Все средства выразительности текста стихотворения «Последний шмель»: эпитеты, метафоры, олицетворение, аллитерация, ассонанс - подчинены теме и идее:

Эпитеты: «чёрный бархатный шмель», «певучей струной», «в засохшей татарке», «человеческой думы», «золотого сухого шмеля».

Цвет чёрный и золотой создают ощущение трагизма, потому что чёрный бархат ассоциируется с траурной драпировкой. Даже появившиеся яркие краски во второй и третьей строфах не способны изменить настроение: «последние дни», « в засохшей татарке», «человеческой думы» продолжают ассоциативные размышления. Появившийся свет во второй строфе быстротечен и превращается в зной, который палит душу.

Рассмотрим метафоры: название стихотворения «Последний шмель» так же, как и «угрюмый ветер» многозначный и глубокий по смыслу образ:

Третья группа. (Предполагаемый ответ)

Послушайте, как траурно звучит первая строфа.

Это не шмель гудит, а струна, готовая оборваться, это тоска, которая жалит душу, как шмель.

Повторяющиеся глухие согласные звуки (аллитерация) настораживают, а звонкие звуки во втором стихе (З, Г, Д, Р) в сочетании с гласным «У» вызывают тревогу, которая, как змея (повторное употребление шипящих звуков в третьем и четвёртом стихах), проникает в душу.

Можно заметить, характерное повторение гласной «У» (ассонанс) закрепляет рисунок стиха, усиливает смысловое значение.

Во второй строфе стихотворения мы видим ещё очень интересную стилистическую фигуру: в третьем и четвёртом стихе автор употребляет глаголы в повелительном наклонении:

Полетай, погуди – и в засохшей татарке,

На подушечке красной усни.

Эта фигура играет большую роль в понимании идеи стихотворения, потому что в данном контексте это не приказ, а призыв к смирению. Можно ли понять, что управляет жизнью и смертью, можно ли изменить ход времени? Вместо ответа - приговор: «…скоро в бурьян сдует ветер угрюмый / Золотого сухого шмеля».

Вывод.

В стихотворении «Последний шмель», несмотря на то, что поэт не может ответить на волнующие душу вопросы, у него открывается второе дыхание. Он готов принять бытие таким, каким оно есть и идти навстречу «угрюмому ветру».

Лирика Бунина проста, естественна, поэтому каждый стих – это и выражение души, и философия жизни, и жемчужина поэтического искусства.

    Подведение итога урока.

    Домашнее задание: используя материал урока, написать анализ стихотворения «Последний шмель».

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,

Золотого сухого шмеля!

Цели:

    развивать навык чтения лирических произведений, умение видеть, как автор передает свое настроение, свои мысли с помощью формальных элементов;

    стимулировать самостоятельное мышление учащихся.

Ход урока

I. Чтение стихотворения учителем.

II. Беседа.

1. Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите то, что создает настроение грусти.

Дети называют слова, замечают, что эпитет “последний” упоминается дважды.

2. Познакомимся с героями стихотворения: шмель и лирический герой .

Один из учеников сказал – автор. Предполагая возможность подобного ответа, я вынесла определение “лирический герой” на оборотную сторону доски.

? Каким мы видим шмеля?

Черный – бархатный. Работаем с каждым эпитетом, подбирая к ним ассоциации.

? Есть ли разница в словосочетаниях: “черный шмель” и “черный бархатный шмель”? Дети говорят, что эпитет “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным.

? Что ещё автор добавляет к “наряду” шмеля? “Золотое оплечье”. Что можно сказать о наряде шмеля? Это одеяние достойно короля.

? Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встретятся нам в стихотворении? (красная подушечка, золотой, сухой ). Получился следующий ряд слов:

черный бархатный, золотое оплечье – на подушечке красной – золотой сухой.

? Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез черный цвет? Поставим знак вопроса: над этим следует подумать, к этому необходимо вернуться.

? Что еще мы узнаем о шмеле? Он “заунывно гудящий певучей струной”. Задумаемся над строкой. Сразу было замечено несоответствие между сочетанием “певучей струны” и “заунывно гудящий”. Певучий – плавный, напевный, приятный. Струна тоже связана с пением. Может шмель петь радостно или грустно, весело или заунывно? Умеет ли он передавать свои эмоции “в песнях”? Тогда почему лирический герой слышит “заунывное” пение? Герою тоскливо, поэтому и жужжание шмеля кажется заунывным.

? Можем ли мы услышать появление шмеля в стихотворении? Какие звуки помогут нам?

? Что мы еще не сказали о шмеле? Еще он залетает в “жилье человечье” и словно тоскует вместе с лирическим героем. Таня Б. делает замечание, что человек как бы “отвергает” шмеля. И остальные подключаются: человек в помещении, он отгорожен окнами от сада, где живет шмель. Дальше мы узнаем, что скоро шмель “уснет”, значит умрет, потому что наступили последние осенние дни.

? Осень щедра на краски. Что об осенних днях сообщает нам поэт? “За окном свет и зной”, “ярки”, “безмятежны”, “жарки”. Мы увидели красочную осень? С чем связаны выписанные слова? Они больше говорят о тепле.

? Запишите глаголы и глагольные формы первой и второй строф: залетаешь, тоскуешь, гудящий; полетай, погуди, усни. Какие наблюдения мы можем сделать? (1 строфа – глаголы настоящего времени, 2-ая – повелительное наклонение). Почему во второй строфе исчезают глаголы настоящего времени? Что дает приставка по- ? Кому принадлежат слова “полетай, погуди”? В 1-ой строфе - реальность, во 2-ой – думы лирического урока, в 3-ей тоже).

? Что мы знаем о лирическом герое стихотворения?

Он тоскует.

? Как автор постепенно раскрывает тему тоски, грусти героя?

Заунывно, тоскуешь (со мной);

Последние дни, засохшая татарка, усни;

Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля.

? Чем вызвана тоска героя? Наступит осень, “уснет” шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках). Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля? Нет, за образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти.

? Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:

Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.

? Что скрывается за этим? Обратимся к первой строчке последней строфы: “Не дано тебе знать человеческой думы…”. Можем ли мы сказать, что лирический герой переживает из-за собственной смерти? “Человеческая дума” - дума, которая занимает многих, не только лирического героя. Лирический герой думает о смерти всего живого. Судьба шмеля – судьба всякого живого существа.

Вспомним строки, описывающие будущую смерть шмеля: “на подушечке красной”. Даже тот, кто умер на царском ложе, будет снесен равнодушным ветром. Смерть неизбежна. Эта мысль тяготила человека в самом начале, поэтому и пение шмеля кажется ему заунывным. В последней строфе сообщается о скорой смерти шмеля. Прочитаем эту строку: “Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый…”. Как изображает поэт смерть? Бурьян – сорные растения на задворках. Ветер - “угрюмый”. С помощью метафоры говорится о смерти. Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян. Интересно замечание Вероники: в первой строчке мы видим антитезу - “черный” - символ смерти, а “золотой” ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью.

3. Каким стихотворным размером написано стихотворение?

Анапест четырехстопный.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

Рифмы: перекрёстные, чередование мужских и женских, точных и неточных. Точные рифмы сохраняют размеренный ритм, неточные помогают передать эмоциональность. Неточные рифмы подчеркивают, что мысль о смерти очень волнует героя. Чередование мужских и женских – переплетение еще стоящих теплых последних дней и мысли о предстоящем холоде. Обратим внимание на рифму “ярки – жарки” во 2-ой строфе. Чем она необычна? (внутренняя). Несет ли эта рифма смысловую нагрузку?

4. Из скольких предложений состоит каждая строфа?

1-я – одно простое, осложненное;

2-я – сложное предложение;

3-я – сложное. Повторяется союз “что”, делая акцент на том, что должно случиться.

Сложные предложения подчеркивают серьезность размышлений лирического героя.

Что вы думаете по поводу тире, находящегося во второй строфе? Оно словно разделяет жизнь и смерть. “Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни”.

Дети сами заметили, что каждая строфа имеет “свой” знак препинания: 1-ая - ?, 2-ая – точка, 3-я - !.

Есть у вас какие-то замечания, связанные с последним наблюдением?

В первой строфе предложение вопросительное, но не только лирический герой спрашивает шмеля; мы задаемся вопросом: о чем тоскует герой?

Во второй строфе лирический герой раскрывает причину тоски, рассказывает о происходящем. Предложение повествовательное.

Третья строфа заканчивается восклицательным знаком. По цели высказывания предложение повествовательное. По эмоциональной окраске оно не похоже на восклицательное. Почему?

5. Вернемся к вопросу о золотом шмеле. Кто видит его золотым? Почему в памяти лирического героя он останется золотым?

III. Задание: письменный ответ на вопрос “Чем интересно стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Последний шмель”?”.