Судьба евдокии лопухиной. Биография Евдокии Лопухинойпервой жены Петра I Великого. Источники о семейной жизни царицы

В России официальный развод первого лица государства в последний раз случился 316 лет назад, когда Петр Первый разошелся с Евдокией Лопухиной. Венчание Петра и Евдокии состоялось в январе 1689 года, причем невеста была на три года старше будущего супруга – ему было 17, ей 20 лет…

Сказать, что этот брак был не по любви – значит, ничего не сказать. Юный царь в выборах невесты и в самом решении о браке не принимал никакого участия – весь процесс взяла в свои руки его мать Наталья Кирилловна Нарышкина, вдова царя Алексея Михайловича.

Кстати сказать, Наталья Кирилловна и сама была второй женой царя. Правда, Алексей Михайлович не разводился – его первая жена, родившая тринадцать детей, скончалась от последствий очередных родов.

Наталья Кирилловна, устраивая брак сына, пеклась не столько о его семейном счастье, сколько о вопросах большой политики. В России к тому времени сложилась непростая ситуация: после стрелецкого бунта официально на троне оказалась два царя – Иван и Петр, обязанности регента при которых исполняла их старшая сестра Софья. Различные политические силы пытались укрепить свое влияние.

Царица Наталья Кирилловна Нарышкина

Царь Иван Алексеевич вступил в брак с Прасковьей Салтыковой, и пара ждала ребенка. В этой ситуации отец семейства Иван в глазах общества выглядел более легитимным главой государства, нежели не обзаведшийся семьей Петр. К тому же брак в то время обществом воспринимался как достижение совершеннолетия, что позволяло царю избавиться от настойчивой опеки старшей сестры.

Наталья Кирилловна выбрала в качестве невесты для сына Евдокию Лопухину неспроста – Лопухины выступали в качестве союзников Нарышкиных, были популярны в стрелецких войсках, к тому же этот род был чрезвычайно многочисленным, что тоже было немаловажным фактором.

Не сошлись характерами

Петр был уже увлечен армией, кораблестроением, западным образом жизни, в то время как Евдокия была воспитана в традициях Домостроя. Тем не менее, примерно в течение года отношения у супругов были отношениями влюбленной пары.

Рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак», преподнесённой в 1689 г. в качестве свадебного подарка Петру Первому.

Это неудивительно – в традициях того времени опыта первой любви у молодых людей попросту не было, и их друг к другу тянула новизна новых ощущений.

Однако в дальнейшем в семье начался разлад, причин которому было несколько. Во-первых, как уже говорилось, Евдокия не разделяла интересов мужа. Во-вторых, современники отмечают, что при внешней красоте Евдокия Лопухина не блистала умом, и не умела подстроиться под супруга.

В-третьих, не сложились отношения и со свекровью – Наталья Кирилловна осталась недовольна невесткой. Здесь «поспособствовали» и родственники – Лопухины оказались не надежными союзниками, а людьми алчными и корыстолюбивыми, устроившими шумный дележ государственных постов.

В течение первых трех лет Евдокия родила Петру троих сыновей: Алексея, Александра и Павла, однако двое младших умерли во младенчестве.

Царский брак трещал по швам: в 1692 году Петр Первый завел роман с жительницей Немецкой слободы Анной Монс. До смерти Натальи Кирилловны в 1694 году царь, тем не менее, старался не выражать своего негативного отношения к жене.

Смерть за любовь

К 1697 году царственные супруги даже не переписывались, и более того, царица примкнула к партии противников Петра Первого. После этого царь принял окончательное решение о разводе.

Находясь в Великом посольстве за границей, он отдал приказ оставшимся в Москве ближним боярам склонить Евдокию к постригу в монахини – именно такая судьба ждала цариц-«разведенок» в России в этот период времени.

Евдокия отказалась, мотивируя это заботой о сыне, царевиче Алексее. Сторонников у царицы было более чем достаточно, даже патриарх Андриан пытался «вразумить» Петра.

Евдокия Федоровна Лопухина вошла в историю как первая супруга царя-реформатора, первого российского императора Петра I и как мать царевича Алексея. К тому же она стала последней русской царицей (поскольку после нее царствующие особы женского пола носили титул императриц) и последней царствующей равнородной неиноземной супругой русского монарха.

Это, однако, дало обратный эффект – разъяренный царь отдал приказ постричь Евдокию в монахини насильно. В сентябре 1698 года царицу заточили в Суздальско-Покровский монастырь, где она стала монахиней под именем Елена. Более того – царь не выделил денег на содержание бывшей жены, поручив заботы о ней ее родственникам Лопухиным.

Петр не учел одного – силы русских традиций и степени сопротивления его реформам. Пока он, занятый строительством Петербурга, флота, войной со шведами, не вспоминал о бывшей супруге, та жила в монастыре мирянкой, вступала в контакт с противниками царя, принимала почести, положенные царице и, что уж было совсем немыслимо, завела себе любовника.

Отношения Евдокии с майором Степаном Глебовым начались примерно в 1709 году и продолжались длительное время. Правда всплыла в ходе расследования «дела царевича Алексея», когда Петр Первый заподозрил сына и его окружение в заговоре.

Евдокия Лопухина

К следствию о заговоре в 1718 году была привлечена и Евдокия. На допросе связи с Глебовым она не отрицала, за что по приговору суда священнослужителей была выпорота кнутом. Многие из окружения царицы были казнены.

Самая страшная участь выпала на долю Степана Глебова – его долго пытали, добиваясь признания в заговоре против государя. Глебов, признавшийся в связи с царицей, это обвинение отрицал. Он был казнен посажением на кол и мучительно умирал в течение 14 часов. Некоторые современники утверждали, что Евдокию заставили присутствовать при казни любовника.

Проклятие Евдокии

Самая царица была перевезена в Ладожский монастырь, а спустя семь лет в Шлиссельбург.

Ей досталась удивительная судьба – Евдокия пережила мужа, вторую жену Петра, сына и даже внука Петра II, который освободил ее из заключения, выделил денежное содержание и восстановил ее во всех правах.

В 1730 году, после скоропостижной смерти Петра II, Евдокия Лопухина называлась в качестве претендентки на престол. Однако ей к тому времени уже исполнилось 60 лет, здоровье было подорвано во время заключения.

Борель, П. Ф. Портрет Евдокии Федоровны Лопухиной, в монашестве Елены: [Эстамп]. - 1854

Умерла Евдокия Лопухина 27 августа 1731 года в Москве, была похоронена в Новодевичьем монастыре.

Евдокии Лопухиной приписывают проклятье, пророчащее гибель Петербургу. «Месту сему пусту быть!» – якобы воскликнула царица, когда ее увозили в монастырь.

Кто-то считает, что пророчество исполнилось в период чудовищной блокады Ленинграда, кто-то видит его исполнение в потере Питером столичного статуса, кому-то опустошение Северной столицы видится в будущем…

link

[вен-ча-ние со-стоя-лось 27.1(06.02). 1689 года в церк-ви цар-ско-го за-го-род-но-го двор-ца в селе Пре-об-ра-жен-ское, близ Мо-ск-вы], мать ца-ре-ви-ча Алек-сея Пет-ро-ви-ча .

Из ро-да Ло-пу-хи-ных . Лопухиных в не-вес-ты сы-ну вы-бра-ла ца-ри-ца Н. К. На-рыш-ки-на , ко-то-рая стре-ми-лась опе-реть-ся на по-пу-ляр-ный сре-ди стрель-цов род. Вос-пи-тан-ная в стро-гих тра-ди-ци-ях «До-мо-строя», Лопухина, по сви-де-тель-ст-ву свое-го зя-тя князя Б. И. Ку-ра-ки-на , бы-ла «ли-цом из-ряд-ная» и «нра-вом не-сход-ная к сво-ему суп-ру-гу». Ох-ла-ж-де-ние в от-но-ше-ни-ях ме-ж-ду Лопухиной и Пет-ром I, по-ви-ди-мо-му, на-ча-лось около 1692 года, ко-гда царь по-зна-ко-мил-ся в Но-во-Не-мец-кой сло-бо-де, близ Мо-ск-вы, с Ан-ной Монс. Окон-ча-тель-но Пётр I ос-та-вил Лопухину по-сле смер-ти сво-ей ма-те-ри в 1694 году. Лопухина, бу-ду-чи ца-ри-цей, жи-ла вме-сте с сы-ном во двор-це в Крем-ле, но мно-гие её род-ст-вен-ни-ки по-па-ли в опа-лу. В 1697 году Пётр I че-рез Л. К. На-рыш-ки-на пред-ло-жил Лопухиной доб-ро-воль-но по-стричь-ся в монахини (от по-стри-га от-ка-за-лась, ссы-ла-ясь на ма-ло-лет-ст-во сы-на). По-сле воз-вра-ще-ния Пет-ра из-за гра-ни-цы в 1698 году со-сла-на в По-кров-ский де-ви-чий мо-настырь в Суз-даль, где на-силь-но по-стри-же-на в мо-на-хи-ни под име-нем Еле-на (1699).

В начале 1718 года за-по-доз-ре-на Пет-ром I в ор-га-ни-за-ции по-бе-га ца-ре-ви-ча Алек-сея Пет-ро-ви-ча за гра-ни-цу (об-ви-не-ние не бы-ло до-ка-за-но), по-сле до-про-са «с при-стра-сти-ем» при-зна-лась в лю-бов-ной свя-зи с офи-це-ром С. Б. Гле-бо-вым, ко-то-рый был каз-нён вместе с епископом Рос-тов-ским и Ярос-лав-ским До-си-фе-ем (Гле-бо-вым), А. В. Ки-ки-ным и др. Для при-да-ния де-лу ог-ла-ски 3 пись-ма Лопухиной к Гле-бо-ву на-пе-ча-та-ны в «Ма-ни-фе-сте, или Объ-яв-ле-нии...» Пет-ра I от 5(16).03.1718 (ти-раж около 2 тысяч экземпляров, с 1727 года изы-мал-ся под стра-хом су-да). В том же го-ду Лопухина со-сла-на в Свя-то-Ус-пен-ский де-ви-чий монастырь в село Ста-рая Ла-до-га. В 1725 году, по-сле смер-ти Пет-ра I, по рас-по-ря-же-нию императрицы Ека-те-ри-ны I Лопухина пе-ре-ве-де-на в Шлис-сель-бург-скую кре-пость в оди-ноч-ную ка-ме-ру без пра-ва встреч и пе-ре-пис-ки, в т. ч. со свя-щен-ни-ка-ми.

В 1727 году её внук император Пётр II, всту-пив на пре-стол, воз-вра-тил Лопухину в Мо-ск-ву, ос-та-ток жиз-ни она про-ве-ла в Ста-ро-де-вичь-ем (Воз-не-сен-ском) и Но-во-де-вичь-ем (в «Ло-пу-хин-ских па-ла-тах») мо-на-сты-рях. С начала 1728 года вновь офи-ци-аль-но име-но-ва-лась «Её ве-ли-че-ст-вом го-су-да-ры-ней ца-ри-цей», по-лу-чи-ла го-до-вое со-дер-жа-ние и штат дво-ра; за-мет-ной ро-ли при императорском дво-ре не иг-ра-ла. Кан-ди-да-ту-ра Лопухиной в ка-че-ст-ве пре-тен-дент-ки на российский пре-стол в пе-ри-од меж-ду-цар-ст-вия 1730 года рас-смат-ри-ва-лась, но была от-кло-не-на Вер-хов-ным тай-ным со-ве-том.

Ис-точники:

Де-ло о со-дер-жа-нии в Шлис-сель-бур-ге ца-ри-цы Ев-до-кии Фе-до-ров-ны // Пись-ма рус-ских го-су-да-рей и дру-гих особ цар-ско-го се-мей-ст-ва. М., 1862. Ч. 3;

Пе-ре-пис-ка ца-ри-цы Ев-до-кии Фе-до-ров-ны // Там же.

Евдокия Лопухина стала последней царицей русского происхождения, все остальные супруги российских императоров будут иноземками. Но то, что этот брак был заключен именно с русской девицей православного исповедания, является заслугой матери царя.

Прасковья Лопухина, так при рождении была наречена девочка, родилась 30 июля (9 августа) 1669 года в селе Серебрено Мещовского уезда. Она происходила из древнего рода, родоначальником которого считался легендарный князь Редедя.

Лопухины владели тверскими и новгородскими вотчинами и несли службу при государевом дворе. К концу XVII века они вошли в число самых влиятельных дворянских родов. Лопухины находились в дружественных связях с Нарышкиными, которые возвысились благодаря браку Натальи Кирилловной Нарышкиной с царем Алексеем Михайловичем.

Хорошие отношения с Нарышкиными способствовали возвышению рода Лопухиных, теперь уже через брак с сыном Алексея Михайловича, царем Петром. Женитьба юного Петра, который довольно рано начал приобщаться к «радостям» взрослой жизни, стала одной из главных дум матери Натальи Кирилловны. Писатель Алексей Толстой, автор романа «Петр I», так описывает материнские волнения и тревоги:

«Женить надо Петрушу, - длинный стал, дергается, вино пьет, все с немками, с девками... Женится, успокоится... Да пойти бы с ним, с молодой царицей по монастырям, вымолить у Бога счастья, охраны от Сонькина чародейства, крепости от ярости народной...»

По совету брата Льва Кирилловича в качестве партии шестнадцатилетнему Петру царица Наталья стала рассматривать Прасковью Лопухину:

«Что ж, сестрица, жени его, хуже не будет... Вот у Лопухиных, у окольничего Лариона, девка Евдокия на выданье, в самом соку... Лопухины - горласты, род многочисленный, захудалый... Как псы будут около тебя...»

Петр исполнил материнскую волю, невеста была действительно видная. Борис Куракин отмечает, что была «принцесса лицом изрядная». Перед свадьбой девице поменяли имя и отчество, с Прасковьи Илларионовны на Евдокию Федоровну, и в январе 1689 года молодых Петра и Евдокию повенчали.

Поскольку по средневековым русским понятиям не возраст делает человека совершеннолетним, а женитьба, царь получил полное право избавить себя от опеки сестры правительницы Софьи. Таким образом, была решена главная задача, в регентстве Софьи не было необходимости, и Петр фактически стал единственным правителем государства.

Перестал ли наведываться молодой царь после женитьбы в немецкую слободу? В первый год, пожалуй, перестал. Как сообщает Куракин, сначала любовь между супругами «была изрядная, но продолжалась разве током год». Позже царь вновь увлекся немецкими девушками, и даже хотел жениться на немке Анне Монс, с ней его познакомил Лефорт, с целью получить рычаг воздействия на Петра.

Охлаждение отношений между супругами начались довольно быстро и вскоре дошли до такой степени, что царь, мать своих сыновей стал склонять к принятию монашества. Лопухины, на которых после открывшегося заговора пала тень, попали в опалу, а сам царица была отправлена в Суздальский Покровский монастырь и принуждена к постригу с именем Елена.

В Суздале бывшая царица познакомилась с майором Степаном Глебовым, к которому стала испытывать чувства, эта связь привела майора на плаху и ужесточила положение Лопухиной. Она была переведена в Староладожский Успенский монастырь, где пребывала до смерти Петра Алексеевича. Но его смерть не принесла избавления невольной монахине, Екатерина I, опасаясь, что кандидатуру Лопухиной будут использовать в притязаниях на престол, заточила ее в Шлиссельбургскую крепость, где монахиня Елена провела два года.

Лишь внук, царь Петр II Алексеевич, освободил бабку из заточения, перевез в Москву и восстановил честь и достоинство царицы. После 29 лет заточения, 4 года царица провела на свободе.

Она умерла в 1731 году, возрасте 62 лет, и была погребена в Смоленском храме Новодевичьего монастыря.

«Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного», - сказала Евдокия Федоровна перед смертью.

Евдокия Лопухина - первая жена Петра I.


Лопухина Евдокия Федоровна (1670-1731 гг.), последняя русская царица, первая жена Петра I. Урожденная Авдотья Илларионовна Лопухина, дочь стрелецкого головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина.

Имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу.

Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна, по совету брата Льва Кирилловича, выбрала Евдокию Лопухину в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в стрелецких войсках.

Евдокия Лопухина воспитана в строгих традициях православия и Домостроя. Она была хороша собой и выбрана в качестве невесты матерью Петра без всякого согласования этого вопроса с женихом - да в то время согласия молодых и не требовалось - все решали родители новобрачных.



В феврале 1690 у Лопухиной родился первый сын - царевич Алексей Петрович, в октябре 1691 - второй сын, царевич Александр Петрович, вскоре умерший. Желая размеренной старозаветной московской жизни, она не хотела изменять привычного уклада, а это вело к возрастающей неприязни между супругами. Воспитанная по старине Евдокия не могла привлечь к себе молодого и энергичного мужа и понять причину его увлечений "марсовыми делами" и "нептуновыми потехами". Она не разделяла взглядов Петра и поэтому не могла простить мужу его постоянных отлучек из дома.

Даже рождение сыновей не могло уже сблизить их. Охлаждение между супругами началось с 1692, когда Петр I познакомился в московской Немецкой слободе с дочерью торговца Анной Монс.

Окончательно Петр I оставил жену в 1694 после смерти своей матери. Лопухину пока еще называли царицей, она жила с сыном в Кремле, но ее родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, уже попали в опалу. После возвращения Петра I из-за границы в 1698 царица Евдокия была сослана Петром I в Суздальский Покровский монастырь и насильно пострижена в монахини под именем Елена.


В Манифесте 1718 года, изданном в связи с "делом царевича Алексея", Петр I сформулировал обвинения против бывшей царицы: "...за некоторые ее противности и подозрения". Лопухиной не было назначено содержание от казны; все необходимое она получала от родственников.

В 1709 году Степан Глебов, в звании майора, оказался в Суздале по делам службы и заодно навестил свою сверстницу и давнюю знакомую Евдокию Лопухину. Глебов расспросил о ее жизни и рассказал о своем неудачном браке, длившемся шестнадцать лет и не приносящем ему никакой радости.

После первого свидания он передал Евдокии две шкурки песцов, соболей и плотной парчи. Затем Глебов стал регулярно присылать несчастной красавице пищу. Шел год за годом, но их любовь все больше крепла и расцветала. Они мечтали, чтобы ее освободили, и они могли бы стать счастливой парой.

Во время следствия по делу Кикина и царевича Алексея было открыто и участие Евдокии Лопухиной в заговоре 1718 года. Лопухину обвинили в причастности к этому и допрашивали ее "с пристрастием", вынуждая давать показания и признания в тайной связи с генералом С. Глебовым.


В письме к Петру она призналась во всем и просила прощения, чтобы ей "безродною смертью не умереть". Жестоко казнив всех замешанных в деле, в том числе и С. Глебова, Петр ограничился переводом бывшей жены в Ладожский - Успенский монастырь. При императрице Екатерине I Евдокия Лопухина была заточена в Шлиссельбурге и содержалась в строго секретном заключении как государственная преступница под именем "известной особы". С воцарением Петра II, внука Евдокии, ее перевели в Москву в Новодевичий монастырь - ей было дано большое годовое содержание в 60 тысяч рублей и назначено особое обслуживание.


Никакой роли при дворе Петра II Лопухина не играла.

Император Петр II со своей любимой сестрой Натальей Алексеевной и теткой - молодой красавицей Елизаветой Петровной, в которую юный Петр был влюблен, обосновался в Кремлевском Дворце. Там его навещала бабушка Евдокия, однако царственным внучатам вскоре наскучили ее наставления, император Петр II, окружив бывшую затворницу почестями и обеспечив ее в денежном отношении, чего она была так долго лишена, считал свой долг тем самым исполненным.

После смерти молодого императора Петра II и в связи с пресечением прямой линии Петра I кандидатура Евдокии Лопухиной даже рассматривалась Верховным тайным советом в качестве возможной претендентки на престол, но Лопухина от короны отказалась. Последние годы в Новодевичьем монастыре жила в палатах, которые впоследствии стали называться "лопухинскими".

Обласканная новой императрицей Анной Иоанновной, царица Евдокия Федоровна мирно почила 27 августа (9 сентября) 1731 года в Московском Новодевичьем монастыре, пережив близких потомков супруга-императора Петра I: его вторую державную супругу Екатерину I, детей от его второго брака, кроме цесаревны Елизаветы. А также всех своих детей, в том числе безвинно убиенного царевича Алексея и, наконец, неожиданную смерть единственного внука - императора Петра II (1730 г.).

Погребена царица Евдокия Федоровна в Московском Новодевичьем монастыре у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери.

(1669-06-30 )
село Серебрено Мещовского уезда Смерть: 27 августа (1731-08-27 ) (62 года)
Москва Род: Романовы Отец: Илларион (Федор) Авраамович (Абрамович) Лопухин Мать: Устинья Богдановна Ртищева (Лопухина) Супруг: Пётр I Дети: Алексей Петрович (1690-1718)

Царица Евдоки́я Фёдоровна урожденная Лопухина (при рождении Прасковья Илларионовна , в иночестве Елена ; 30 июня [9 июля ] 1669 год - 28 августа [7 сентября ] 1731 год) - царица, первая супруга Петра I (с 27 января до ), мать царевича Алексея , последняя русская царица и последняя царствующая равнородная неиноземная супруга русского монарха.

Биография

Рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак», преподнесённой в 1689 г. в качестве свадебного подарка Петру Первому.

Была выбрана в качестве невесты царицей Натальей Кирилловной без согласования этого вопроса с 16-летним женихом. К той мысли, что сыну пора жениться, мать натолкнула новость о том, что Прасковья Салтыкова ждёт ребёнка (через 2 месяца после венчания Петра с Лопухиной была рождена царевна Мария Ивановна). Наталью Кирилловну в этом браке прельщало то, что хотя род Лопухиных , входивший в число союзников Нарышкиных, был захудалым, но многочисленным, и она надеялась, что они будут стоять на страже интересов её сына, будучи популярными в стрелецких войсках. Хотя шли разговоры о женитьбе Петра на родственнице Голицына, Нарышкины и Тихон Стрешнев воспрепятствовали этому.

Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. Событие было знаковым для тех, кто ждал, когда Пётр сменит правительницу Софью, «так как по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Пётр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры» .

Евдокия была воспитана по старинным обычаям Домостроя, и не разделяла интересы прозападного мужа. На её сестре Ксении с 1691 г. был женат Борис Иванович Куракин . Он оставил описание Евдокии в «Гистории о царе Петре Алексеевиче» : «И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет…» Род же Лопухиных, вскоре после свадьбы оказавшийся «на виду» придворной жизни, он характеризует так: «… люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».

От этого брака в течение трёх первых лет родились трое сыновей: младшие, Александр и Павел, умерли во младенчестве, а старшему, царевичу Алексею , родившемуся в 1690 году , была суждена более роковая судьба - он погибнет по приказу своего отца в 1718 году.

Пётр быстро охладел к жене и с 1692 года сблизился в Немецкой слободе с Анной Монс . Но пока была жива его мать, царь не демонстрировал открыто антипатии к жене. После смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Пётр уехал в Архангельск , он перестал поддерживать с ней переписку. Хотя Евдокию ещё называли царицей, и она жила с сыном во дворце в Кремле, но её родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. Молодая царица стала поддерживать общение с лицами, недовольными политикой Петра.

Постриг

В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина были сосланы отец царицы и его два брата - бояре Сергей и Василий, воеводами подальше от Москвы. В 1697 году Пётр, находясь в Великом посольстве , из Лондона письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу , а также духовнику царицы уговорить Евдокию постричься в монахини (по обычаю, принятому на Руси вместо развода). Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней. Но по возвращении из-за границы 25 августа 1698 года царь поехал сразу к Анне Монс.

Побывав в первый день у любовницы и навестив ещё несколько домов, царь лишь через неделю увиделся с законной женой, причём не дома, а в палатах Андрея Виниуса, главы Почтового ведомства. Повторенные уговоры не увенчались успехом - Евдокия отказалась постригаться, и в тот же день попросила о заступничестве патриарха Адриана, который заступился за неё, но безуспешно, лишь вызвав ярость Петра. Через 3 недели её повезли под конвоем в монастырь . (Существуют указания, что он вообще хотел её сначала казнить, но был переубеждён Лефортом).

23 сентября 1698 года её отправили в Суздальско-Покровский монастырь (традиционное место ссылки цариц), где она была пострижена под именем Елены. Архимандрит обители не согласился постричь её, за что был взят под стражу. В Манифесте, позже изданном в связи с «делом царевича Алексея», Пётр I сформулировал обвинения против бывшей царицы «…за некоторые её противности и подозрения». Стоит отметить, что в том же 1698 году Пётр постриг двух своих сводных сестёр Марфу и Феодосию за сочувствие к свергнутой царевне Софье .

Через полгода фактически оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка , и в 1709-10 вступила в связь с майором Степаном Глебовым , приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора, которого ввёл к ней её же духовник Фёдор Пустынный.

Из признательного письма Евдокии к Петру: «Всемилостивейший государь! В прошлых годах, а в котором не упомню, по обещанию своему пострижена я была в суздальском Покровском монастыре в старицы и наречено мне было имя Елена. И по пострижению в иноческом платье ходила с полгода; и не восхотя быть инокою, оставя монашество и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою…»

По некоторым указаниям, Глебовы были соседями Лопухиных, и Евдокия могла знать его с детства .

Из письма Евдокии к Глебову: «Свет мой, батюшка мой, душа моя, радость моя! Знать уж злопроклятый час приходит, что мне с тобою расставаться! Лучше бы мне душа моя с телом разсталась! Ох, свет мой! Как мне на свете быть без тебя, как живой быть? Уже моё проклятое сердце да много послышало нечто тошно, давно мне все плакало. Ах мне с тобою, знать, будет роставаться. Уж мне нет тебя милее, ей-Богу! Ох, любезный друг мой! За что ты мне таков мил? Уже мне ни жизнь моя на свете! За что ты на меня, душа моя, был гневен? Что ты ко мне не писал? Носи, сердце моё, мой перстень, меня любя; а я такой же себе сделала; то-то у тебя я его брала» ..."

Дело царевича Алексея

Суздальский Покровский монастырь

Сохранялось сочувствие к сосланной царице. Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой государыней». Предрекали также, что Пётр примирится с женой и оставит недавно основанный Петербург и свои реформы. Всё это открылось из т. н. Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, во время суда над которым Пётр узнал про её жизнь и отношения с противниками реформ. Было открыто её участие в заговоре. В Суздаль для розыска был прислан капитан-поручик Скорняков-Писарев, который арестовал её вместе со сторонниками.

3 февраля 1718 года Пётр даёт ему повеление: «Указ бомбардирской роты капитан-поручику Писареву. Ехать тебе в Суздаль и там в кельях бывшей жены моей и ея фаворитов осмотреть письма, и ежели найдутся подозрительныя, по тем письмам, у кого их вынул, взять за арест и привести с собою купно с письмами, оставя караул у ворот» .

Скорняков-Писарев застал бывшую царицу в мирском платье, а в церкви монастыря обнаружил записку, где её поминали не инокиней, а «Благочестивешей великой государыне нашей, царицей и Великой княгиней Евдокией Фёдоровной», и желали ей и царевичу Алексею «благоденственное пребывание и мирное житие, здравие же и спасение и во все благое поспешение ныне и впредь будущие многие и несчётные лета, во благополучном пребывания многая лета здравствовать» . .

Царевич Алексей, единственный выживший сын Евдокии

На допросе Глебов показал «И сошёлся я с нею в любовь через старицу Каптелину и жил с нею блудно». Старицы Мартемьяна и Каптелина показали, что своего любовника «инокиня Елена пускала к себе днём и ночью, и Степан Глебов с нею обнимался и целовался, а нас или отсылали телогреи кроить к себе в кельи, или выхаживали вон». Проводивший обыск гвардии капитан Лев Измайлов нашёл у Глебова 9 писем царицы. В них она просила уйти с военной службы, и добиться места воеводы в Суздале, рекомендовала, как добиться успеха в различных делах, но главным образом, они были посвящены их любовной страсти. Сама Евдокия показала: «Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата». В письме к Петру она призналась во всём и просила прощения, чтобы ей «безгодною смертью не умереть».

14 февраля Писарев арестовал всех и повёз в Москву. 20 февраля 1718 года в Преображенском застенке состоялась очная ставка Глебова и Лопухиной, которые не запирались в своей связи. Глебову ставили в вину письма «цифирью», в которых он изливал «безчестныя укоризны, касающияся знамой высокой персоны Его царского величества, и к возмущению против Его величества народа». Австрияк Плейер писал на родину: «майор Степан Глебов, пытанный в Москве страшно кнутом, раскалённым железом, горящими угольями, трое суток привязанный к столбу на доске с деревянными гвоздями, ни в чём не сознался». Тогда Глебов был посажен на кол и прежде чем умереть, мучался 14 часов. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни и не давали закрывать глаза и отворачиваться.

После жестокого розыска были казнены и другие сторонники Евдокии, прочие были биты кнутом и сосланы. В сочувствии к Евдокии были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 года. Собор священнослужителей приговорил и её саму к избиению кнутом, и в их присутствии она была выпорота. 26 июня того же года умер её единственный сын, царевич Алексей. В декабре 1718 года был казнён её брат Лопухин, Абрам Фёдорович.

Умерла в при правлении императрицы Анны Иоанновны , которая относилась к ней с уважением и пришла на её похороны. Перед кончиной последние слова её были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери рядом с гробницами царевен Софьи и её сестры Екатерины Алексеевны.

Петербургу быть пусту

«Петербургу быть пусту» (Петербургу пусту быти) - пророчество (заклятие) о гибели новой столицы, будто бы изреченное Евдокией Лопухиной перед отправкой в монастырь - «Месту сему быть пусту!».

Дети

  1. Александр Петрович (царевич) ( -).
  2. Павел Петрович (царевич) ()