Судомоделирование чертежи для начинающих. Сборные модели кораблей из дерева своими руками. Описание работы, чертежи. В помощь морским моделистам

Судомоделирование - один из видов технического спорта. Хорошо налаженная работа в кружке позволяет формировать у ребят любовь к труду, воспитывать их в духе коллективизма, прививает целеустремлённость, внимательность, развивает самостоятельность, творческое конструкторское мышление, помогает овладеть различными навыками труда. Занимаясь судомоделизмом учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, черчения, учатся применять их на практике. Таким образом, судомоделизм способствует расширению политехнического кругозора учащихся.

Занятия судомоделизмом в кружке - одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам морского дела и воспитания у них интереса к морским специальностям. Это очень важно, так как наша страна - морская держава.

Гражданский и Военно-Морской флот, имея в своём распоряжении суда, нуждаются в высокообразованных, умелых и знающих морское дело специалистах.

Практика работы показывает, что знания и навыки, приобретённые в кружке, очень помогают ребятам в период прохождения службы на флоте, многим кружковцам дают ориентацию в выборе профессии.

Основной формой подведения итогов работы кружка служит участие его членов в массовых мероприятиях: соревнованиях, выставках, показательных выступлениях и т.д.

Одна из особенностей кружков работающих сегодня, состоит в том, что материальная база близка к нулю и модели, изготавливаемые ребятами, в основном простейшие. Поэтому соревнования в кружках первого и второго годов обучения носят не итоговый характер, а служат одной из форм проведения занятий.

(Цитата из позабытого источника).

Что же это за простейшие модели для кружковцев первого года обучения?
В основу разработки легла статья в журнале" Моделист-конструктор".

Ты ещё никогда не строил яхту?

А ведь это совсем не сложно! Давай попробуем построить её вместе. Только ты внимательно прочти всё, что здесь написано, и не торопись, когда начнешь работу.

Как и на настоящей корабельной верфи, наше первое дело - подобрать материал. Чтобы построить яхту, нам с тобой понадобятся: дощечка толщиной 10-30мм для корпуса, фанерка 4мм для киля, рубки и кильблока, рейка сечением 6х6мм для мачты и кильблока, плёнка для парусов, нитки, пара канцелярских булавок, небольшой кусочек наждачной бумаги, клей ПВА, узкий скотч, краска гуашь или темпера, лак для паркета марки ПФ, плёнка «Оракал» для ватерлинии и номеров. Нужен ещё и самый простой инструмент: лобзик с пилками, острый нож с выдвижным лезвием, пассатижи, кисточка и ножницы.

А теперь за работу. Сначала выпили палубу (корпус), детали кильблока (подставки), рубку и киль с припуском 1-2мм. Шлифовалкой (бруском с наждачной бумагой) удали припуск так, чтобы линии деталей остались. Ножом с нижней стороны палубы выбери паз глубиной 3-4мм под киль. Возьми заготовку мачты и шлифовалкой закругли грани. Просверли отверстие в палубе под мачту. Приклей мачту и киль к палубе строго под прямым углом. Приклей рубку. Склей кильблок. Покрой модель и подставку 1-2 раза лаком и тщательно просуши. Слегка прошлифуй поверхности для удаления ворса. Покрась модель и снова покрой лаком. Каждый слой краски и лака должен быть тонким, без подтёков и полностью просушен. Согласно чертежу закрепи на палубе булавки. Теперь натяни нитки-форштаги и прикрепи к ним паруса (грот и стаксель) узкими полосками скотча. Приклей ватерлинию и номера.
Вот и всё. Теперь модель можно запускать.

Предлагаю Вашему вниманию контурные модели судов на резиномоторе. Модели просты по конструкции, весьма технологичны в изготовлении и отличаются высокими ходовыми качествами. В основу разработки легли наборы, выпускавшиеся ранее системой ДОСААФ СССР.

Наборы материалов, выпускаемые в былые времена ДОО "Фрегат" для постройки контурных судомоделей, предназначались для детского технического творчества и рассчитывались на детей среднего школьного возраста, имеющих начальный опыт моделирования. Набор состоял из деталей, заготовок и материалов, из которых можно построить действующую спортивную судомодель.

Модель может быть использована для участия в судомодельных соревнованиях различного ранга, а также при организации досуга любителей этого вида спорта.

Приступая к постройке спортивной модели, внимательно ознакомьтесь с описанием, чертежом и сборочными схемами.

В процессе работы строго соблюдай правила техники безопасности!

Лобзиком выпили корпус модели из дощечки толщиной 10-20 мм. При выпиливании оставляется небольшой припуск, который сошлифовывается напильником и «шлифовалкой». Удали припуск так, чтобы линии контура остались. Тщательно отшлифуй все кромки.

Лобзиком выпили контур модели из фанеры толщиной 3-4 мм и аналогичным образом обработай. Острым ножом выбери паз глубиной 4 мм в корпусе и вклей в него контур. На днище модели приклей киль высотой 15-20 мм из материала контура.

Покрой контур и корпус модели лаком и тщательно высуши. Слегка прошлифуй модель для удаления ворса.

Кронштейн гребного вала и руль вырежи из жести толщиной не менее 0,5 мм. Кожух - металлическая трубка подходящего диаметра. Носовой кронштейн - винт-саморез. Вал - винт с резьбой М3. Кольцо на валу—согни из скрепки.

Согни кронштейн гребного вала и припаяй к нему кожух. Закрепи кронштейн на днище модели винтами-саморезами. Припаяй к валу кольцо для резиномотора. Вставь гребной вал в кожух и одень на вал шайбу. Зажми гребной винт между двумя гайками на гребном валу. Закрепи носовой кронштейн (винт-саморез). Руль закрепи винтами-саморезами на днище модели. Добейся чтобы оба кронштейна и руль располагались строго по осевой линии модели. Лопасти гребного винта отогни в одну сторону под углом 20-30 градусов. Следи за тем, чтобы лопасти гребного винта не касались руля и корпуса модели.

Собранную модель окрась ТЕМПЕРНЫМИ красками и покрой паркетным лаком. Каждый слой краски и лака должен быть тонким, без подтёков и полностью просушен.

Ватерлинию вырежи из Оракала и наклей.

Резиновую нить уложи по прямой линии на плоскости стола. Измерь линейкой расстояние между носовым кронштейном и кольцом на гребном валу. Отмерив пять расстояний на резиновой нити, отрежь заготовку резиномотора. Концы отрезка свяжи между собой тугим двойным узлом. Образовавшуюся петлю вдень в кольцо на гребном валу до середины а оба конца петли на скрепку и далее на носовой кронштейн.

Правильно построенная и отрегулированная модель должна пройти расстояние 8-10 метров. Увеличив количество нитей и длину резиномотора расстояние, пройденное моделью, увеличится. Заводить резиномотор лучше вдвоём следующим образом. Снимите конец резиномотора с носового кронштейна, наденьте конец резиномотора на проволочный крючок, вставленный в дрель. Вытяните резиномотор так, чтобы длина его была в 1,5-2 раза больше. Удерживая резиномотор в натянутом состоянии и не давая гребному валу вращаться, сделайте дрелью 100 оборотов, постепенно укорачивая длину резиномотора. После заводки наденьте конец резиномотора на носовой кронштейн и, придерживая гребной винт рукой, поставьте модель на воду. Отпустив гребной винт, запустите модель. Если модель не ходит прямо, поверните руль в сторону, противоположную той, в которую модель поворачивает.

Запускайте модель только под наблюдением взрослых.

При запуске модели не касайтесь вращающегося гребного винта.

Не запускайте модель в зоне купания людей. Находясь на акватории, соблюдайте правила нахождения на воде.




Корпус модели выстругивается из дощечки толщиной 20мм. Киль - рейка размерами 500х20х5мм. На палубе необходимо разметить карандашом места установки деталей. Добейся симметричности разметки при виде сверху. Волнорез и борт - из шпона, картона или тонкой фанеры. Ограждение грузовой палубы - рейки сечением 10х3мм. Кубрик, рулевая рубка, машинное отделение и бак для горючего - цельные бруски (возможен картонный вариант). Гюйс-шток, штыревая антенна и флаг-шток - проволока диаметром 2мм (эти детали вклеиваются в предварительно просверленные отверстия только на эпоксидке). Выхлопной патрубок - трубочка внешним диаметром 3мм. Горловина топливного бака - алюминиевая заклепка. Основание кнехтов - рейка размерами 10х8х1мм, головки кнехтов - винты подходящего размера с залитыми эпоксидкой шлицами. Деревянные детали приклеиваются хорошим клеем ПВА. Все швы и щели между деталями проливают эпоксидной смолой. Тщательно прошлифуй всю модель наждачной бумагой. Покрой модель 3-5 раз паркетным лаком просушивая каждый слой. Слегка прошлифуй модель для удаления ворса.

Собранную модель окрась ТЕМПЕРОЙ. Каждый слой краски и лака должен быть тонким, без подтеков и полностью просушен.

Кольца иллюминаторов получаем накручивая алюминиевую проволоку на сверло подходящего диаметра. Стекла иллюминаторов, ватерлиния и флаг - ОРАКАЛ.

Ходовая часть по конструкции и способах установки идентична той, которая применяется при постройке контурных судомоделей на резиномоторе.

Так как центр масс модели смещен к корме, то необходимо разместить груз на грузовой палубе ближе к носовой части модели. Тем самым вы устраните дифферент модели. А вот какой именно груз и какой массой - решать самому мастеру-кораблестроителю.

Надо заметить, что модель можно построить как с резиномотором так и с электромотором.



В основу разработки легла статья в журнале" Моделист-конструктор" №5 - 1970 год

Эту модель подводной лодки можно построить за два-три занятия в кружке, а после запускать всё лето. Изготовив несколько таких лодок, вы сумеете провести ряд интересных соревнований.

«Русалка» - так мы назвали эту модель - оснащается одним или двумя резиновыми двигателями открытого типа, то есть расположенными снаружи. Лодка с одним двигателем проще в изготовлении, с двумя - сложнее, но зато она лучше ходит по заданному курсу.

Корпус модели можно изготовить из сухой еловой или сосновой доски толщиной 30 мм. В нижней части его прикрепите металлический пруток толщиной 4 мм (балластный киль). На него наденьте свинцовый грузик, вес которого надо подобрать опытным путём после того, как все механизмы будут установлены на своё место, а корпус отделан, покрашен и залакирован. В переднем пилоне заделывается крючок для резиномотора, в заднем - сверлится отверстие для вала винта. Детали ходовой части аналогичны деталям на контурных судомоделях.

Горизонтальные рули вырезаются из оцинкованного металла толщиной 0,5 мм и крепятся попарно винтами-саморезами в указанных на чертеже местах. Вертикальный руль крепится на заднем пилоне аналогично. Проделав все эти операции, корпус лодки тщательно окрашивается и лакируется.

Когда краска и лак хорошо просохнут, можно спустить «Русалку» на воду. Сначала подбирается грузик нужного веса. Добавляя постепенно кусочки свинца, надо добиться, чтобы лодка (с резиномотором!) плавала на ровном киле, погружаясь до ватерлинии. Для этого груз придётся передвигать по штырю в ту или другую сторону.

Найдя правильное положение груза, закрепите его клеем, заведите резиномотор и попробуйте запустить «Русалку». Очень может быть, что в первом рейсе она не захочет погружаться. Тогда отогните плоскогубцами заднюю кромку передних горизонтальных рулей немного вверх и повторите пуск. Если и этого окажется мало, слегка передвиньте регулировочный груз вперёд по штырю (не забудьте опять закрепить его в новом положении!).

Правильно отрегулированная модель должна погрузиться, проплыть под водой несколько метров и после раскрутки резиномотора подняться на поверхность.

«Русалка», оснащённая одним резиномотором, будет разворачиваться в сторону - за счёт реакции винта. Чтобы этого не случилось, отогните слегка вертикальный руль в противоположную сторону.

На двух резиномоторах и винтах, вращающихся в разные стороны, подводная лодка разворачиваться не будет. Кроме того, у двухмоторной лодки скорость и дальность хода станут значительно больше.
Рекомендуем!


. (От простого к сложному). -М.: "Кристалл", 1998. - 208 c.

  • Веселовский А., Глуховцев С. Судомоделизм для начинающих. -М.: ДОСААФ, 1966.
  • Веселовский А., Захаров С. Модели военных кораблей . Альбом. -М.: ДОСААФ, 1958. - 28 c.
  • Веселовский А. Модель подводной лодки . (БЮК) -М.: ДОСААФ, 1964.- 48 c.
  • Глуховцев С., Захаров С. Простейшие самоходные морские модели (альбом чертежей). -М.: ДОСААФ, 1960.-29 с.
  • Дрегалин А. Азбука судомоделизма . - М-СПб.: Полигон, 2004. - 191 с.
  • Дремлюга А., Дубина Л. Юному судомоделисту . -К.: Рад. школа, 1983. - 168 с.
  • Захаров Н. Двигатели для скоростных морских моделей. Альбом. -М.: ДОСААФ, 1957.
  • Карпинский А., Смолис С. Модели судов из картона . Пер. с польского. -Л.: Судостроение, 1989. - 80 с.
  • Катцер С. Флот на ладони (Microflota). Пер. с польского. -Л.: Судостроение, 1980. - 112 с.
  • Кривоносов Л. Какими бывают корабли . (Пособие для учащихся). -М.: Просвещение, 1974. -111 с.
  • Курденков К. Преображенский А. Модель яхты класса "М". -М.: ДОСААФ, 1957.
  • Курти О. Постройка моделей судов. Энцик. судомод. / Сокр. пер. с итал. -Л.: Судостроение, 1977-1987. - 544 с.
  • Лобач-Жученко М.Б. Основные элементы кораблей и судов . (БЮК) -М.: ДОСААФ, 1955. - 80 с.
  • Лучининов С. Эскадра (силуэтные модели). -М.: Сотрудник, 1939.
  • Лучининов С. Юный кораблестроитель . -М.: Молодая гвардия, 1950. - 101 с.
  • Лучининов С. Юный кораблестроитель . изд. 2-e. -М.: Молодая гвардия, 1955. - 264 с.
  • Лучининов С. Юный моделист-кораблестроитель . -Л.: Судпромгиз, 1963. - 192 c.
  • Лучининов С. Модель барка "Секрет". -М.: Малыш, 1966.
  • Лучининов С. Эскадра Октября. -М.: Малыш, 1968.
  • Лучининов С. Шлюп "Восток" . -М.: ДОСААФ, 1973. - 12c.
  • Лучининов С. Шлюп "Мирный" . -М.: ДОСААФ, 1973. - 12c
  • Лучининов С. В истории навсегда . -М.: Молодая гвардия, 1974. -97с.
  • Максимихин И. Чертежи модели парусной яхты «Зорька». -Л.: Дет. морклуб ДК ЛОСПС им. А.М. Горького, 1949.
  • Максимихин И. Модель эсминца. -М.: ДОСАРМ, 1950.
  • Максимихин И. Как сделать модель парусной яхты . -М-Л.: Детгиз, 1951. - 20 с.
  • Максимихин И. Как сделать (плавающую) модель парохода (с паровым двигателем). -М-Л.: Детгиз, 1951.
  • Максимихин И. Модель грузо-пассажирского парахода. -М.: ДОСААФ, 1952.
  • Максимихин И. Плавающие модели / в кн. В помощь юному технику.-Л.: Детгиз, 1952.-148с. 6 вкл.черт.
  • Максимихин И. Как построить модель корабля (пособие для учащихся). -М-Л.: Учпедгиз, 1956.-220с.
  • Максимихин И., Холодняк А. Модель Краснознаменного крейсера «Аврора». -М.: ДОСААФ, 1956.
  • Максимихин И. Легендарный корабль (крейсер "Аврора").-М.: Молодая гвардия, 1977. - 80 с.
  • Максимихин И. Броненосец "Потемкин". -М..: Молодая гвардия, 1981. - 96 с.
  • Михайлов М. Модели парусных кораблей русского флота . -М.: ДОСААФ, 1971.- 104 c.
  • Михайлов М. Модели современных военных кораблей . -М.: ДОСААФ, 1972 - 104 c.
  • Михайлов М., Соколов О.И. От дракара до крейсера . -М.: Детская литература, 1975. - 271 c.
  • Михайлов М. От корабля к модели . -М.: ДОСААФ, 1977.- 128 с.
  • Михайлов М., Баскаков М. Фрегаты, крейсера, линейные корабли. -М.: ДОСААФ, 1986. - 192 с.
  • Михайлов П. Самоходные модели кораблей (Альбом). -М.: ДОСААФ, 1954. - 31 c.
  • Михайлов П. Модель подводной лодки с механическим двигателем (БЮК) -М.: ДОСААФ; 1959. - 80 c.
  • Михайлов П. Плавание судов и моделей . Физические основы -М.: ДОСААФ, 1971. - 112 с.
  • Модель глиссера. -М.: ДОСААФ, 1953.
  • Модели глиссеров. -М.: Изд. Автодоровской лаборатории. 1933.
  • Модель грузо-пассажирского судна (БЮК). -М.: ДОСААФ, 1952. - 5 c.
  • Морской моделизм . Пособие для морских моделистов./ под. ред. Ю.В. Емельянова. -М.: ДОСААФ, 1955.-337с.
  • Морской моделизм. / Веселовский А. и др. -М.: ДОСААФ, 1960.
  • Морской моделизм. / изд. 2-e. -М.: ДОСААФ, 1966.
  • Нагурный В.В., Лукашин М.И. В помощь юному судомоделисту / На укр. яз. . -К.: Веселка, 1958. -200 с., 4 чертежа.
  • Павлов А. Постройка моделей судов . (БЮК) -М.: ДОСААФ, 1962. - 52 c.
  • Перестюк И. Нагурный В. Малый флот. ч.I. Пособие для судомоделистов. / На укр. яз. . -К.: Веселка, 1968.- 144 с.
  • Перестюк И. Малый флот.ч.II. Пособие для судомоделистов./ На укр.яз. . -К.: Веселка, 1976.- 232 с.
  • Перестюк И. Мастерам малого флота . Пособие для судомоделистов./ На укр. яз. .-К.: Веселка,1983.- 136 с.
  • Перестюк И. Титаник и другие . Лайнеры из легенды./ На укр. яз. . -К.: Зелений пес, 2004.- 184 c., 8 вклеек.
  • Попов А. Корабли в бутылках. -М.: Харвест, 2001 - 176 с.
  • Постройка моделей яхт международного класса. -М.: ДОСААФ, 1958.
  • Романов И. Простейшие двигатели для морских моделей. -М.: ДОСАРМ, 1949.
  • Романов И. Паровые двигатели для морских моделей (БЮК). -М.: ДОСААФ, 1951. -56 с.
  • Сахновский Б. Модели судов новых типов . -Л.: Судостроение, 1987. - 144 c.
  • Севастьянов А. Волшебство моделей . - Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1997. - 400 с.
  • Судомодельный кружок . / в кн. Техническое творчество (Пособие). -М.: Молодая Гвардия, 1955.- 360 с.
  • Судомоделирование / в кн.Техническое моделирование и конструирование. -М.: Просвещение, 1983.- 256 с.
  • Сулержицкий Д. Модель сторожевого катера. (БЮК-2) -М.: ДОСААФ, 1949. - 22 с.
  • Сулержицкий Д. Модель яхты . (БЮК-3) -М.: ДОСАРМ, 1949. - 16 c.
  • Толмачев Н.С. Модели военных кораблей . - М.: Редиздат ЦС Осоавиахима СССР, 1939. -128 с.
  • Филиппычев А. Альбом механических двигателей для морских моделей. -М.: ДОСААФ, 1953.
  • Хабаров Р. Скоростная глиссирующая модель с полупогруженным винтом. -М.: ДОСААФ, 1955.
  • Хоккель Р. Постройка моделей судов XVI-XVII вв. / Пер.с нем. -М.-Ст-П.: АСТ-Подигон, 2005.- 182 с. прил.
  • Хоккель Р. Постройка моделей судов XVI-XVII вв. / Пер. с нем. -М.: АСТ, 2000.- 176 с. прил.
  • Хоккель Р. Постройка моделей судов XVI-XVII вв / Пер. с нем. -Л.: Судостроение, 1972.- 112 c. прил.
  • Хоккель Р. Чертежи судов XVI-XVII вв. / Пер.с нем. -Л.: Судостроение, 1975.- 88 с.
  • Целовальников А. Справочник судомоделиста. ч. I. (Судовые устройства.). -М.: ДОСААФ, 1978. - 144 с.
  • Целовальников А. Справочник судомоделиста. ч. II. (Самоходные модели). -М.: ДОСААФ, 1981. - 144 с.
  • Целовальников А. Справочник судомоделиста. ч.III. (Модели парусных кораблей). -М.: ДОСААФ, 1983. - 160 с.
  • Чайкин В. Кораблик в бутылке . -Л.: ИП "Велес", 1991. - 12 с.
  • Шедлинг Ф.М. Парусные модели . -М.: Судпромгиз, 1941. - 55 c.
  • Шнейдер И., Белецкий Ю. Модели советских парусных судов. -Л.: Судостроение, 1990. - 176 с.
  • Шпаковский В.О. Когда сделаны уроки. -Мн.:Полымя, 1991. - 70 с.
  • Щетанов Б. Судомодельный кружок: Пособие для руководителей кружков. -М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
  • Эксплуатация морского модельного компрессионного моторчика "МК-16". -М.: ДОСАРМ, 1954.- 12 с.
  • Юные корабелы / сост. Г. Осинов. -М.: ДОСААФ, 1976. - 247 с.
  • Юные кораблестроители / в кн. Юные конструкторы. Померанцев Л. -Г.: Горьковское кн. изд., 1956. - 152 с.

    Р АДИОУПРАВЛЕНИЕ моделями кораблей

  • Бруинсма А. Радиоуправление моделями кораблей (МРБ 265). -М.: Энергия, 1957.
  • Катин Л.Н. Проектирование радиоуправляемых моделей кораблей и судов . -М.: ДОСААФ, 1969. - 82 c.
  • Клементьев С. Модель линкора, управляемая по радио . -М.: Детгиз, 1948. - 48 с.
  • Клементьев С. Радиоуправление моделями кораблей. -М.: ДОСАРМ, 1950.
  • Пахтанов Ю. Радиоуправляемая модель атомохода "Ленин". - Прил. к ЮТ 9 и 10, 1964.
  • Пахтанов Ю., Соловьев В. Корабли без капитанов: радиоуправляемые модели судов. -Л.: Судостроение, 1965.-272с.

    В ПОМОЩЬ МОРСКИМ МОДЕЛИСТАМ

  • Консультации и чертежи Центрального Морского Клуба СССР
    В помощь юным судомоделистам
  • Алексеев. Модель яхты Ю-I. -М.: ЦДТС им. Шверника, 1940 .
  • В помощь руководителям судомодельных кружков (Сборник материалов). -Воронеж, 1955.
  • Горбунов А. Паровая лодочка. -М.: ЦДТС им. Шверника, 1939.
  • Для начинающих судомоделистов / в кн. Шпаковский В. Когда уроки сделаны. -М.: Полымя, 1991
  • Как изготовлять простейшие плавающие модели (Пособие для кружков) / Сост. Дрожжин М. Г. -Барнаул, 1951.
  • Карачевский В. Подводная лодка "Нырок". -Л.: Дворец пионеров им. А.А. Жданова, 1952.
  • Детали оборудования морских моделей (Методичка). -Л.: Ленинградский Дворец пионеров, 195?
  • Модели промысловых судов (Методичка). -Л.: Ленинградский Дворец пионеров, 195?
  • Простейшие двигатели для морских моделей (Методичка). -Л.: Ленинградский Дворец пионеров, 195?
  • Курденков К. Силуэтные и контурные модели кораблей из фанеры. -Л.: Дворец пионеров им. А.А. Жданова, 1957.
  • Курденков К. Модели морских промысловых судов. -Л.: Дворец пионеров им. А.А. Жданова, 1954.
  • Курденков К. Морские промысловые суда . / в кн. Юный моделист (Для средней школы). -Л.: Детгиз, 1956. - 168 с.
  • Модель электрохода "Волго-Дон" (Из опыта кружка) / А. И. Симановский, И. К. Рожков. -Москва, 1953.
  • Самоходная моторно-парусная модель рыболовного сейнера . -Л.: Дворец пионеров им. А.А. Жданова, 1957. - 20 с.
  • Стахурский А. Судомоделисты в пионерском лагере . / Прил. к "ЮТ" № 21 (183), 1964.)
  • Юный cудомоделист-инструктор . Клуб "Метеор" / ж. "Моделист-Конструктор" 1967-1968. - 46 с.

    О РГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СУДОМОДЕЛЬНОМУ СПОРТУ

  • Классификация самоходных плавающих и настольных моделей кораблей и судов 1949 г.
  • Правила соревнований морских моделистов. -М.: ДОСААФ, 1953.
  • Положение о седьмых всесоюзных соревнованиях самоходных парусных и настольных моделей. 1954.
  • Организация соревнований морских моделистов. -М.: ДОСААФ, 1954.
  • Единая всесоюзная классификация самоходных, парусных и настольных морских моделей. -М,: ДОСААФ, 1955.
  • Правила соревнований морских моделистов. -М.: ДОСААФ, 1958.
  • Единая Всесоюзная классификация морских моделей. -М.: ДОСААФ, 1959.
  • Единая Всесоюзная классификация моделей кораблей и судов. -М.: ДОСААФ, 1964.
  • Единая Всесоюзная классификация моделей кораблей и судов.
    Правила соревнований по судомодельному спорту. -М.: ЦМК ДОСААФ, 1971.
  • Правила соревнований по судомодельному спорту. Ч I и II. -М.: ЦМК ДОСААФ, 1977.
  • Бабкин И. А., Лясников В. В. Организация и проведение соревнований судомоделистов. М.: ДОСААФ, 1981.
  • Бабкин И. А., Лясников В. В. Правила соревнований по судомодельному спорту. - М.: Патриот, 1991.

    З АРУБЕЖНЫЕ ИЗДАНИЯ по судомоделизму

  • Бовен Дж.Пособие для судомоделистов / На англ.яз .-Arco Publishing Inc. N.Y. 1982.- 192 p.
  • Бойчев И., Колев П. Пионер-корабомоделист / На болг. яз. . -София: Техника, 1982.
  • Бойчев И. Корабомоделизъм. Ръководство за конструктори / На болг. яз. . -София: Техника, 1983. - 316 с.
  • Варринг Р. Модели моторных катеров / На англ. яз. .--London, ARCO. 1964. -144 p.
  • Расчет гребных винтов судомоделей / На англ. яз. . -MAP, 1972. - 63 с.
    - Хорьков В. Скоростная спортивная модель / Журнал «Военные знания» № 1, 1959.
    - Цвиркунов В. Скоростная спортивная модель / Журнал «Военные знания» № 6, 1959.
    - Веселовский А. И. Изготовление и установка гребных винтов / Журнал «Военные знания» № 8, 1960.
    - Потапов Г. Гидростатический прибор для моделей подводных лодок / Журнал «Военные знания» № 8, 1962.
    - Бабкин И. Как сделать мини-аквадром / Журнал "Военные знания" №5, 1989, 26 c.
  • "Молелист-конструктор" . - журнал для любителей мастерить
  • "Моделист-корабел " - журнал для судомоделистов
  • Морская коллекция - журнал о кораблях и судах
  • "Морской флот" - журнал о морском флоте
  • "Речной транспорт " - журнал.
  • "Судостроение" - журнал об отечественном судостроении
  • "Тайфун " - журнал о ВМФ СССР и России
  • (Краткий обзор станков и приспособлений, изготовленных в процессе постройки моделей парусников)

    Целью данного обзора является упорядочение для удобства пользования размещенной в различных ветках форума информации о станках и приспособлениях, изготовленных мной в процессе постройки моделей парусников.

    Часть 1

    Стапель

    Стапель разработан для постройки наборных корпусов длиной до 1 метра, а также для фиксации корпусов любой конструкции. Конструкция позволяет надежно и точно фиксировать киль и шпангоуты в процессе сборки корпуса, его обшивки и установки на корпус деталей.
    Стапель состоит из основания (ламинированная паркетная доска 1000х380х14мм), на котором установлены:

    Направляющие для фиксации киля (алюминиевый уголок 40х20х2 мм) с прорезями для шпангоутов (прорези изготавливаются под конкретную модель) – фото 1- 2;
    - фигурные направляющие, по которым в процессе установки шпангоутов перемещается вдоль киля каретка (фанера 10 мм, фигурные планки) с регулируемой по высоте дюралевой пластиной 4мм, расположенной под прямым углом к килю (для установки и фиксации шпангоутов) – фото 3-5;
    - боковые стойки (доска 20мм) с возможностью перемещения вдоль киля и перпендикулярно к нему (для фиксации корпуса) – фото 6;
    - параллельные зажимы (дуб 20мм).

    Фото 1 Фото 2

    Фото 3 Фото 4

    Фото 5 Фото 6

    Фото 7 Фото 8

    Фото 9

    Циркулярные пилы

    Фото 10 Фото 11

    Фото 12 Фото 13

    Фото 14 Фото 15

    Фото 16 Фото 17

    В процессе эксплуатации имеющихся у меня циркулярок (самодельная «мини-фабрика» для тонких планок и шпона, FET PROXXON для толщин до 20 мм и MJ10200J Feida для толщин до 40мм) я пришел к выводу о необходимости постройки циркулярки, лишенной, по возможности, недостатков перечисленных агрегатов (конструктивные особенности, иногда существенно затрудняющие эксплуатацию; время и усилия, затрачиваемые на обеспечение точности пиления; большой шум и т. д.).

    В частности, у циркулярки FET крайне неудачный узел крепления пильного диска – зажимной винт М4 с головкой под шестигранный стержень постоянно так заклинивает, что мне уже два раза приходилось срезать головку, иначе диск было не снять (этот же недостаток отмечали и другие моделисты). Этот недостаток FET удалось в значительной степени преодолеть, заменив прижимную шайбу и упомянутый винт другим, с головкой под накидной ключ на 10 (фото 19-20).

    Фото 19 Фото 20

    Исходными идеями постройки новой циркулярки были:

    Основной диапазон пиления – древесина толщиной от 0,5 до 20 мм;
    - точность пиления 0,1мм;
    - распиливание под различными углами;
    - регулировка стола по высоте;
    - надежный узел крепления пильного диска и простота его замены;
    - запас мощности, исключающий (уменьшающий) перегрев двигателя при длительной работе;
    - уменьшение шума.

    В результате просмотра и анализа большого количества описаний промышленных и самодельных циркулярок я пришел к созданию конструкция, показанной на фото 21-24.

    Фото 21 Фото 22

    Фото 23 Фото 24

    Шпиндельный узел, реализующий прямой привод, изготовлен по чертежам, разработанным моделистом Борисом Б. По сравнению с исходными чертежами диаметр полумуфт уменьшен на 6 мм, чтобы они не выступали за габариты фланца. Описание циркулярки Бориса Б можно посмотреть здесь: http://www.shipmodeling.ru/phpbb/viewtopic.php?f=10&t=1421&start=465 . Прямой привод, на мой взгляд, имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с ременной передачей - уменьшает потерю мощности, упрощает сборку и регулировку режущего узла, а также шумит существенно меньше других типов используемых в циркулярках. приводов.

    В циркулярке использован мотор мощностью 370 ватт (характеристики приведены на фото 25) от водяного насоса. Детали привода показаны на фото 26. На фото 27 показана форма, в которой из силикона была изготовлена крестообразная прокладка для полумуфт. На фото 28 показаны детали крепления к столу и перемещения упора (направляющей). Использована винтовая пара с винтом диаметром 12 мм с многозаходной резьбой, один оборот которого обеспечивает плавное перемещение каретки с упором на 12 мм вдоль стола. Материал шпиндельного узла - ст 45, детали крепления упора к столу - дюраль Д16Т толщиной 15 мм, упор (направляющая) сечением 16х20 мм из Д16Т, фиксатор каретки - Д16Т, винт в фиксаторе М6 из ст 45, ось фиксатора - сталь "серебрянка" диаметром 6 мм. Двигатель стоит на резиновых прокладках толщиной 10 мм, резиновые прокладки установлены также на ножки основания, их крепление к основанию и под болты крепления двигателя. На фото 29-30 показано крепление шпиндельного узла к двигателя и основанию. Стойка крепления фланца (центральная) 200х105х8 мм из Д16Т, винты крепления фланца М8, промежуточная стойка - фанера 24 мм (склейка 2х12 мм), боковые стойки - фанера 12 мм, крепежные уголки - сталь 2 мм, винты М5.

    Фото 25 Фото 26

    Фото 27 Фото 28

    Фото 29 Фото 30

    На фото 31 - 32 показан режущий блок, к которому можно легко прикрепить пильные столы различных размеров и конструкций в зависимости от потребностей (например, с фиксированным на поверхности упором для изготовления решеток и т. п.). Здесь же показаны пильные диски диаметром 63, 80 и 115 мм (основные предполагаемые к употреблению размеры). Вообще же конструкция рассчитана на применение дисков с максимальным диаметром 160 мм. На фото 33 показана конструкция пильного стола: собственно стол 380х330х5мм из Д16Т, уголок из Д16Т на задней части - направляющая для перемещения и фиксации задней части упора, уголок из Д16Т на боковой части - для перемещения транспортира (косоугольное резание). Стол вращается на стальной оси диаметром 6 мм, концы которой закреплены на вертикальных стальных стойках (уголках) толщиной 3 мм.

    Некоторые люди имеют странное, но очень примечательное и красочное увлечение. Оно носит название- сборка моделей кораблей из дерева. Что же нужно чтобы смастерить такую красивую вещь. Модель из дерева создавать не так-то просто. Из этой статьи вы узнаете как создать из дерева своими руками. А так же мы совершим небольшой экскурс в историю.

    Френсис Дрейк

    Многим любителям истории известно имя "Железного пирата" его родиной была Англия. Он стал капитаном парусного корабля всего лишь в возрасте 16 лет. Сначала он был корабельным священником, а затем простым матросом. Но его слава по настоящему прогремела когда он стал отважным и весьма грозным пиратом. В 16 веке он совершил не мало плаваний и принял участие в немалом количестве боев.

    Золотая Лань

    В момент рассвета судьбы в его собственности прибывало несколько парусных кораблей. Его главным флагманом был корабль "Pelican". Данный корабль представлял из себя пятипалубный трехмачтовик. На его борту имелось 20 артиллерийских оружий. Всевозможные морские истории достаточно редко рассказывают нам о том, что корабль который уже имеет название может быть переименован, однако именно с "Пеликаном" по воле судьбы произошла такая история. В 1578 году Френсис Дрейк поменял название этого корабля на "Golden Hind" (по русски это название звучит как "Золотая Лань"). Именно под данным вторым был вписан сверкающими золотыми буквами в мировую историю мореплавателей. Френсис Дрейк совершил на нем не мало головокружительных деяний, о которых в последствии рассказывали в истории и приключенческих книгах.

    Именно такие замечательные корабли заставляют многих собирать модели кораблей из дерева своими руками. Чертежи многих подобных конструкций часто можно найти в интернете. Итак, вдохновленные старинной историей мореплавания мы узнаем из этой статьи информацию о том, как сделать что-то подобное.

    Модель корабля из дерева своими руками: от начала до радужных горизонтов

    По факту, история моделизма состоит из нескольких этапов. При этом каждый из этих этапов связан с несколькими признаками. Любителю миниатюрного кораблестроения нужно быть может уметь изменять доступные материалы. Так же важно расширять выбор объектов моделирования. После того как он достаточно разовьется, тогда у него может возникнуть массовое производство моделей. Следующим этапом будет развитие стендового выставочного моделизма из тех наборов, которые у него уже есть. В последствии можно развиться и до формирования отдельных сегментов. Это может быть все что угодно - от корабельных моделей и в плоть до копий отдельных мотоциклов, грузовиков, а так же всевозможных прочих автомобилей.

    Модели кораблей из дерева своими руками: чертежи, инструкции, инструменты

    Итак, ну давайте приступим к созданию подобного корабля. Вырезать сборные модели кораблей из дерева не самое простое занятие. Вам потребуется для этого множество инструментов. Среди них находятся: нож, зубило, молоток, брусок (а по необходимости и пила), тонкая ткань, суперклей, длинный деревянный шпиль, веревка, дрель. Помимо этого вам понадобятся еще два очень важных параметра. Во-первых, это - время, а во-вторых немаловажное качество тех людей которые занимаются тем, что создают сборные модели кораблей из дерева - терпение.

    Вырезка корабля из дерева

    Для начала придется поработать зубилом. Вы должны обработать все напильником плюс убрать старые болты, у которых есть плоская головка. Это займет у вас не так много времени - всего две минуты. За эти две минуты предварительно обработанный брусок позже станет корабликом. Теперь вам необходимо зачистить брусок. Вам следует осторожно соскоблить кору. Держите сам брусок непосредственно по направлению к инструменту. Возьмем стандартный дизайн в качестве примера для наших небольших моделей кораблей, которые мы будем строить по приведенному ниже принципу. Возьмите карандаш и набросайте на бруске предварительный эскиз. В след за этим обработайте брусок острым ножом. Сам наклон лезвия при этом доложен быть под углом в примерно 10 градусов. Когда будете строгать учтите, что это не самая легкая работа, а поэтому будьте терпеливы. Вам не следует забывать о том, что если по какой либо причине вы ошибетесь, то поправить все будет достаточно трудно. Снимайте стружку слой за слоем, при этом вы должны постараться и обработать изначальный брусок максимально гладко. Важно, что верхняя и нижняя часть должны быть параллельными.

    Обратите внимание на то, что вам вовсе необязательно выкидывать стружку. Дело в том, что, в принципе, ее можно использовать как дополнительный материал в качестве мульчи.

    Резьба передней части и бортов корабля

    Что ж, теперь нам необходимо начертить переднюю, нижнюю, а так же заднюю части. Вырезать мы их будем абсолютно точно таким же способом, как и было вышеупомянуто. Необходимо изготовить эти детали ровными. Для того, чтобы вам получить нос судна, придется отпилить кусок спереди. В след за этим вы должны закруглить спил с помощью ножа. Когда вы будете изготавливать нос, старайтесь наклонять само лезвие ножа назад. Оно должно быть направлено к корме.

    Сверление отверстий и последующая установка оснастки

    У вас должно быть несколько шпилей. Поэтому просверлите некоторое количество отверстий, они должны быть несколько больше по размеру, нежели сами балки. Важно при этом, чтобы отверстий не было через чур много. Иначе у вас может образоваться трещина. А из-за трещины, как известно, может произойти суровое бедствие - пойти течь. Не используйте клей! Если вы сделает это, то дальнейшая работа пройдет с гораздо большими трудностями.

    Установка парусов на модели

    Решите, для начала, сколько именно полотнищ вы хотите заполучить на своем итоговом судне. Возьмем за условие то, что у нас будет четыре полотнища для первой мачты и второй, а три для последней. В след за этим возьмите несколько деревянных шпилей и обрежьте. Вырежьте ткань в форме трапеции. После чего начните их склеивать. Сделайте зарубки на веточках парусов, скрепите каждую веточку соответствующей зарубкой. Затем приклейте середину краев к парусам. Повторите тоже самое для всех мачт. Лучше всего если вы сначала будете строить заднюю мачту, затем среднюю, а затем - носовую.

    Теперь займемся установкой верхнего летучего паруса. Вырежьте фигуру из ткани в виде воздушного змея. Возьмите нитку и присоедините ее к противоположному углу полотнища. Оставьте концы по обе стороны для всех углов. Склейте маленький кусочек нитки именно на верхнюю часть кораблика. Он должен быть немного выше, чем сам нос кораблика. Часть от противоположного угла измерьте вплоть до середины нижней веточки паруса на передней мачте. Затем саму нить, которую вы отмерили, отрежьте и приклейте кончик на соответствующее место.

    На каждой стороне вы должны оставить немного ниточек. Вытянете назад их и приклейте прямиком внутрь кораблика. После чего лишнюю веревку можете отрезать. Аналогичным образом создайте и присоедините заднее полотнище. Оно должно быть прикреплено к обратной стороне заднего паруса. Измерьте, обрежьте, и проследите за тем, чтобы он подходил к двум выступам. После чего приклейте их по углам.

    Что ж, теперь вы узнали как делать простейшие модели кораблей из дерева. И хоть в данной статье все описано только в общих чертах, надеемся, что она поможет вам в вашей дальнейшей карьере "судостроителя". Если, конечно, вы в этом заинтересованы. Поверьте, это стоящее занятие!

    Для того, чтобы постичь азы судомоделирования, необязательно иметь профессиональные знания моряка. Достаточно уметь читать чертежи и знать, как минимум из чего состоит корпус судна. Помимо этого, нужно любить корабли. Ведь это самое прекрасное творение человека.

    Необязательно начинать заниматься судомоделизмом с изготовления деревянных судов. Для этого необходимы инструменты по обработке дерева, подготовленное рабочее место и материалы. На первых стадиях можно изготовить модель из картона. Стало модным собирать модели, из уже готовых и выпиленных деталей, которые продаются в каждом киоске по 49 руб.

    Не стану отрицать, что такие модели эффектны и не требуют интеллектуальных познаний. Достаточно иметь под рукой клей. Но если Вы сами, по чертежу, изготовите модель яхты, то это будет предметом Вашей гордости. Тем более, при минимальных затратах.

    Итак, предлагаю Вам изготовить простейшую модель яхты из картона.

    Для этого необходимо:

    • картон толщиной от 1 мм до 2 мм
    • ножницы
    • клей, желательно ПВА
    • нитки
    • ткань для паруса (цвет по Вашему вкусу)
    • акриловые краски с кистями
    • 15 см проволоки толщиной до 1 мм
    • копировальную бумагу или прозрачную кальку
    • канцелярский нож

    Информационный материал по данной модели яхты взят из журнала Юный техник 1983 г.№6 . Надо сказать, во времена моего детства, это была первая моя модель из картона. Получилась она маленькой, с ладонь. В наше время, чертёж можно увеличить и распечатать его в формате А3. При изготовлении данной модели я столкнулся с некоторыми изъянами. Поэтому, здесь, я опишу некоторые секреты.

    Для начала ознакомимся с чертежом корпуса модели.

    КОРПУС.

    На данном рисунке изображены 2 борта (№1), 2 днища (№2) и палуба (№3). Пунктиром обозначены линии сгиба. Вырезаем по линиям. Линии сгиба зубчиков лучше надрезать канцелярским ножом — это облегчит работу при склеивании. Склеиваем аккуратно корпус №1 и №2, транец №12 (см. рис. ниже) и сверху примеряем палубу. Именно примеряем, т.к чертёж палубы может не совпасть с корпусом. Если это произошло, обведите сверху корпуса на чистом листе новый силуэт палубы, применив соответственно чертёж №3. Т.е. силуэт будет новым, а вот то, что внутри — останется. Вырезаем палубу, приклеивать не торопимся. Есть ещё одна деталь палубы под №11 — это дно палубы. Приклеиваем дно палубы к низу палубы — на рисунке он отмечен словом «вырез». Лучше всего сразу покрасить палубу в нужны Вам цвет. Я красил в белый. Могу посоветовать покрасить светло-коричневым или серым. Как Вы видите на рисунке сверху, на чертеже палубы имеются крестики. Это места, куда нужно будет крепить обушки. Обушки необходимы для крепления вант (№20).

    Их изготавливают из проволоки: обрезаем 2 см проволоки, сгибаем в виде скрепки и втыкаем в места крепления вант (они обозначены крестиком).

    Киль №4 можно изготовить из картона толщиной 1.5-2.0 мм. Его можно изготовить из пластика такой же толщины. Так как модель яхты у нас не плавающая, балласт к килю можете не крепить. В днище корпуса проделайте прорезь и приклейте в неё киль. Теперь приступайте к изготовлению подставки. Если Вы решили сделать подставку как на рисунке, то Вам необходимы пластина из нержавейки и кусок фанеры в качестве опоры. Но можно обойтись и без этого. Обведите контуры днища корпуса яхты и вырежьте из картона. Высота подставки должна быть на 5 см выше киля. Скрутите из бумаги реечки. Скрепите вырезанные по контуру днища яхты картонки и соедините их с помощью бумажных реек.

    Да, ну вот, подставка и готова! Можете спокойно поставить корпус яхты на подставку и начать клеить палубу к корпусу. Когда приклеите палубу, можно начинать красить корпус. Верхнюю часть корпуса лучше покрасить светлой краской, а нижнюю часть тёмной. Верх и низ можно разделить ватерлинией из красной цветной бумаги или рокалкой. После того, как высохнет корпус, приступайте к оснащению яхты мелкими деталями. Свою первую модель я не оснащал ни волнорезом, ни скамейками. Но если Вы хотите это сделать, .

    ПАРУСА и ТАКЕЛАЖ.

    Теперь о парусах. Мачту №17 можно сделать из дерева, но я советую скручивание бумаги (см.выше). Высота мачты должна быть в 1,5 раза больше корпуса яхты. Краспицу №14 можете не ставить, по Вашему желанию. Гик №16 крепится к мачте как шарнир на двух проволочных скобах. Размерами парусов №18 и №15 можно пренебречь, подберите размеры сами. Ведь у Вас уже готова мачта и корпус. Паруса можно ставить как бумажные, так и из ткани. Если бумажные, то их необходимо приклеить к мачте. Если же из ткани, то придётся пришивать их нитками. Этот вариант трудоёмкий, но того стоит. Итак, если такелаж уже готов, то смело крепите мачту к палубе. На чертеже это место обозначено крестиком. Делаете в этом месте отверстие и сажаете в него мачту. Если мачта неустойчива, то вспомните об обушках. Они то нам и пригодились. Закрепите нитками верх мачты, используя обыкновенную булавку, воткнув её в макушку мачты. Теперь крепите и привязывайте нитки к обушкам. Передний парус крепится также.

    Ну вот и всё! Яхта готова. Не забывайте о том, что модель стендовая. Её нельзя пускать в большое плавание!