Иннервация речевых органов. Неврологические особенности речевой функции у детей со стертой формой дизартрии. Вопросы для самоконтроля

Дизартрия - нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата.

Иннервация – это связь нервных волокон с каким-либо органом или частью тела; по этим волокнам передаются либо двигательные импульсы, идущие в направлении к ткани, либо сенсорные импульсы, которые идут от ткани к головному мозгу.

У пациентов страдающих дизартрией отмечается ограниченная подвижность органов артикуляции (губ, языка, мягкого нёба).

Дизартрия на различных уровнях ее проявления характеризуется нарушением передачи импульсов от коры головного мозга к ядрам области черепно-мозговых нервов, в результате чего не происходит поступления к мышцам соответствующих нервных импульсов (а это мышцы артикуляторные, голосовые и дыхательные).

Иными словами для того, чтобы речевой аппарат заработал, ему нужно отдать соответствующую команду. Кто отдает команды? Мозг. А кто является гонцом, несущим приказ мозга? Центральная нервная система, соответственно по нервам, которые в свою очередь состоят из пучка нервных волокон. Если нет нормальной речи, то проблема может находиться в любом месте этой цепочки.

В зависимости от степени выраженности дизартрия может проявляться в нескольких разновидностях форм:

  • стертая дизартрия – нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также произносительной стороны речи проявляются в более легкой степени, т.е. имеют стертый вид.
  • выраженная дизартрия – в данной форме ребенок использует речь, но при этом она характеризуется как малопонятная; звукопроизношение нарушено, нарушения проявляются также в интонационной выразительности, в голосе и в дыхании;
  • анартрия – эта выраженная форма дизартрии сопровождаемая утратой способности произносить звуки речи в результате паралича мышц и нервов языка, губ , глотки , гортани , участвующих в артикуляции. Иногда при этой форме дизартрии отмечаются выраженные нарушения глотания .

Большая часть детей, посещающих дошкольные учреждения общего типа имеют стертую форму дизартрии. Они не выделяются резко среди своих сверстников и даже не всегда сразу обращают на себя внимание.

Однако у них имеются некоторые особенности:

Такие дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

В речевой моторике у детей с дизартрией очень часто наблюдаются слабость (вялость) или, наоборот, спастичность (напряженность) артикуляционной мускулатуры. Из-за этого темп выполнения артикуляционных движений, которые совершает язык, заметно снижается, наблюдается неточность выполнения, снижение амплитуды артикуляционных движений. Многие дети слабо ощущают положение языка, губ и с трудом находят направление их движений, необходимое для произнесения звуков.Отсюда и нарушение звукопроизношения. Речь ребенка с дизартрией становится нечеткой, смазанной. Складывается такое ощущение, что речь как акварельные краски расплылись по бумаге.

Кроме нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией страдает голос : он может быть тихим, слабым, а иногда, наоборот, хриплым, резким, напряженным, чрезмерно громким. У части детей даже появляется фальцет (высокий, напряженный и визжащий).

Страдает дыхание : ритм дыхания нарушен, отмечается слабость речевого дыхания, дыхание носит поверхностный характер. Вследствие этого речь теряет свою плавность.

Страдает темп речи , который может быть ускоренным или, наоборот, замедленным.

Лечение.

Меры по устранению дизартрии, как правило, всегда носят комплексный характер и включают в себя:

  • Медикаментозное лечение, направленное на восстановление функций ЦНС.
  • Логопедический массаж, направленный на нормализацию тонуса язычной и мимической мускулатуры.
  • Логопедическую работу, направленную на:

Выполнение артикуляционной гимнастики, необходимой для развития подвижности органов артикуляционного аппарата и формирование необходимых укладов, нужных для произнесения того или иного звука;

Развитие общей и мелкой моторики;

Формирование речевого дыхания;

Развитие грамматического строя речи;

Формирование полноценной связной речи.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Дизартрия - термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи - произношения (дис - нарушение признака или функции, артрон - сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией (а - отсутствие данного признака или функции, артрон - сочленение).

Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых имеют более выраженный очаговый характер. У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нервной системы плода и новорожденного). Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 85% (М. Б. Эйдинова и Е. Н. Правдина-Винарская, 1959; Е. М. Мастюкова, 1969, 1971). Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. При наиболее тяжелых формах детского церебрального паралича, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребенок практически остается обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии (анартрии) наблюдаются практически у всех детей. Отмечена взаимосвязь между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением речевой мускулатуры (Е. М. Мастюкова, 1971, 1977).

Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других нерезко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях легкие (стертые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции (Л. Т. Журба и Е. М. Мастюкова, 1980).

Нередко дизартрия наблюдается и в клинике осложненной олигофрении, но данные о ее частоте крайне противоречивы.

Клиническая картина дизартрии впервые была описана более ста лет назад у взрослых в рамках псевдобульбарного синдрома (Lepine, 1977; A. Oppenheim, 1885; G. Pezitz, 1902, и др.).

В дальнейшем в 1911 г. Н. Gutzmann определил дизартрию как нарушение артикуляции и выделил две ее формы: центральную и периферическую.

Начальное изучение данной проблемы проводилось в основном невропатологами в рамках очаговых поражений мозга у взрослых больных. Большое влияние на современное понимание дизартрии оказали работы М. С. Маргулиса (1926), который впервые четко отграничил дизартрию от моторной афазии и разделил ее на бульбарную и церебральную формы. Автор предложил классификацию церебральных форм дизартрии на основе локализации очага поражения головного мозга, что в дальнейшем нашло отражение в неврологической литературе, а затем в учебниках логопедии (О. В. Правдина, 1969).

Важным этапом в развитии проблемы дизартрии является изучение локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств (работы Л. Б. Литвака, 1959 и Е. Н. Винарской, 1973). Е. Н. Винарской впервые было проведено комплексное нейролингвистическое изучение дизартрии при очаговых поражениях мозга у взрослых больных.

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959; К. А. Семенова, 1968; Е. М. Мастюкова, 1969, 1971, 1979, 1983; И. И. Панченко, 1979; Л. А. Данилова, 1975, и др.). В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohme, 1966; М. Climent, Т. Е. Twitchell, 1959; R. D. Neilson, N. О. Dwer, 1984.

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:

Периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);

Ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;

Ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др.

Поражение перечисленных структур дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезнут, наступает арефлексия.

Двигательный механизм речи обеспечивается также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:

Подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность (координированность) в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоциональную выразительность речи. При поражении этих структур наблюдаются отдельные проявления центрального паралича (пареза) с нарушениями мышечного тонуса, усилением отдельных безусловных рефлексов, а также с выраженным нарушением просодических характеристик речи - ее темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности и индивидуального тембра;

Проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (к ядрам черепно-мозговых нервов, расположенных в стволе головного мозга). Поражение этих структур вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и появлением рефлексов орального автоматизма с более избирательным характером артикуляторных расстройств;

Корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства речи.

Патологоанатомические изменения при дизартрии описаны многими авторами (R. Thurell, 1929; В. Слонимская, 1935; Л. Н. Шендрович, 1938; A. Oppenheim, 1885, и др.).

Особенностью дизартрии у детей является часто ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием). У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может приводить к сложной дезинтеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

Роль речевых кинестезии в развитии речи и мышления впервые была показана И. М. Сеченовым и в дальнейшем развита в исследованиях И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, А. Н. Соколова и других авторов. Большую роль кинестетических ощущений в развитии речи отмечал Н. И. Жинкин (1958): «Управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочный, не принимаемый слухом звук... Таким образом, кинестезии есть не что иное, как обратная связь, по которой центральное управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на исполнение... Отсутствие обратной связи прекратило бы всякую возможность накопления опыта для управления движением речевых органов. Человек не смог бы научиться речи. Усиление обратной связи (кинестезии) ускоряет и облегчает выучку речи».

Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. Обратная кинестетическая афферентация является важнейшим звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон. Поэтому нарушение обратной кинестетической афферентации у детей с дизартрией может задерживать и нарушать формирование корковых мозговых структур: премоторно-лобной и теменно-височной областей коры - и замедлять процесс интеграции в работе различных функциональных систем, имеющих непосредственное отношение к речевой функции. Таким примером может быть недостаточное развитие взаимосвязи слухового и кинестетического восприятия у детей с дизартрией.

Аналогичная недостаточность интеграции может отмечаться в работе двигательно-кинестетической, слуховой и зрительной систем.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

II. Нарушения структурно - семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

1. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы:дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.

2. Афазия - полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы:распад, утрата речи.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности - расстройства чтения.

1.Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

V. Анатомо-физиологическое строение речевого аппарата

Черепно-мозговые нервы, участвующие в произношении.

Нервная система человека условно делится на две основные части: центральную (соматическую) и вегетативную. В них различают центральный отдел - головной и спинной мозг и периферический - черепные и спинномозговые нервы. Каждый нерв - это совокупность отростков нервных клеток - волокон. Они делятся на двигательные и чувствительные (эфферентные и афферентные). Двигательные нервные волокна иннервируют соматическую мускулатуру. Они оканчиваются в мышцах, куда передают импульс. Двигательные волокна черепно-мозговых нервов начинаются от двигательных ядер ствола головного мозга. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, но в акте произношения принимают участие только пять пар.

V – тройничный нерв;

VII - лицевой;

IX - языкоглоточный;

X - блуждающий;

XII - подъязычный.

Тройничный нерв (V пара) - смешанный, так как осуществляет двигательную и чувствительную функции.

Первая верхняя ветвь тройничного нерва называется «глазничный нерв». Он выходит из черепа через верхнюю глазничную щель и осуществляет чувствительную иннервацию кожи лба, передней волосистой части головы, верхнего века, внутреннего угла глаза, спинки носа, глазного яблока, слизистой оболочки верхней части носовой полости.

Вторая часть тройничного нерва называется «верхнечелюстной нерв». Он выходит из черепа через круглое отверстие в области щеки под скуловой костью, и иннервирует кожу нижнего века, наружного угла глаза, верхней части щеки, верхней губы, верхней челюсти и её зубов, слизистой оболочки нижней части носовой полости.


Третья ветвь тройничного нерва называется «нижнечелюстной нерв». Он выходит через овальное отверстие нижней челюсти и иннервирует кожу нижней части щеки, нижнюю губу, нижнюю челюсть и её зубы, подбородок, слизистую оболочку щёк, нижней части ротовой полости и языка и жевательные мышцы. Снижение функции этих нервов приводит к вялости мышц челюсти.

Лицевой нерв (VII пара) - двигательный. Волокна лицевого нерва, выходя из черепа, разделяются на ряд веточек, иннервируя мимические мышцы и мышцы ушных раковин. О поражении верхних ветвей лицевого нерва указывают следующие признаки: неравномерность глазных щелей, невозможность морщить лоб, поднимать и нахмуривать брови, зажмуривать глаза. На поражение нижних ветвей лицевого нерва указывает сглаженность носогубной складки, рот может быть перетянут в противоположную здоровую сторону, что указывает на парез лицевого нерва.

Языкоглоточный (IX пара) и блуждающий (X пара) нервы совместно обеспечивают чувствительную и двигательную иннервацию мышц глотки, гортани, надгортанника и мягкого нёба при фонации, а также блуждающий нерв иннервирует голосовые связки. Поражение языкоглоточного нерва проявляется лёгким расстройством глотания, при поражении блуждающего нерва небная занавеска на стороне пареза слегка опущена, а маленький язычок отклоняется в противоположную здоровую сторону. Также наблюдается изменение голоса - гнусавость или охриплость, может быть слегка нарушено глотание в виде попёрхивания.

При двустороннем поражении блуждающего нерва эти симптомы выражены в резкой степени. Особенно сильно проявляется нарушение глотания (дисфагия). Нёбный и глоточный рефлексы отсутствуют.

Подъязычный нерв (XII пара) - это двигательный нерв и он иннервирует мышцы языка. Поражение нерва или его ядра в стволе головного мозга вызывает периферический парез соответствующей половины языка. При этом наблюдается атрофия мышц языка (истончение его паретичной половины), гипотония (язык тонкий, распластанный, удлинённый), отклонение языка при высовывании в сторону пареза, фибриллярные подёргивания. Движения языка в поражённую сторону ограниченны или невозможны.

При одностороннем поражении подъязычного нерва в речи наблюдается замедленность, что указывает на дизартрию. Двустороннее поражение подъязычного нерва приводит к анартрии.

Мышцы, участвующие в произношении

В основе большинства речевых нарушений лежит ослабленность мышечно-связочного аппарата.

Мышца и подходящий к ней нерв образуют нервно-мышечный аппарат. В организме человека насчитывается свыше 600 мышц. Каждая мышца состоит из тела - брюшка (активная часть) и сухожилий (пассивная часть) посредством которых мышца прикрепляется к костям.

Основным свойством мышц является сократимость. Амплитуда сокращения мышцы соответствует её длине. По характеру движений мышцы делятся на:

а) сгибатели и разгибатели:

б) приводящие и отводящие;

в) напрягающие, сжимающие и расширяющие;

г) поднимающие и опускающие.

Движение осуществляется не одной мышцей, а группой. Мышцы, выполняющие одинаковую функцию, называются синергистами, а мышцы, сокращение которых ведёт к противоположным движениям - анатгонистами.

Мышцы, иннервируемые тройничным нервом - расположены симметрично на левой и правой сторонах лица.


Жевательные мышцы - начинаются от нижнего края скуловой дуги и прикрепляются к наружной поверхности угла нижней челюсти. Поднимают нижнюю челюсть.

Височные мышцы - расположены веерообразно , проходят кнутри от скуловой дуги и прикрепляются к нижней челюсти. Поднимают нижнюю челюсть и тянут её назад.

Крыловидные мышцы - больше всего участвуют в акте говорения. При одностороннем сокращении смещают нижнюю челюсть в сторону: левая - вправо, правая - влево, а при двустороннем сокращении - нижняя челюсть выдвигается вперёд.

Основные мышцы, иннервируемые лицевым нервом

(мимические мышцы)

Деятельность этих мышц формирует разнообразную мимику, которая отражает биологические и психические процессы, происходящие в организме, а также участвует в речевых движениях рта.

Мимические мышцы располагаются симметрично с левой и правой сторон лица, вокруг рта, носа, ушей, глазницы и образуют сфинктеры (замыкатели) и дилятаторы (расширители) этих отверстий.

Мышцы, поднимающие верхнюю губу и крыло носа - проходят от лобного отростка верхней челюсти к крылу носа и верхней губе.

Щёчные мышцы - начинаются на внутренней поверхности альвеолярного отростка верхней челюсти и идут к углу рта латерально в сторону (в улыбке).

Мышцы, поднимающие углы рта - начинаются под мышцей, поднимающей верхнюю губу, и, распространясь вниз, входят в круговую мышцу рта у его угла.

Малые скуловые мышцы - идут от нижнего края скуловой кости до верхней губы, проходят под мышцей, поднимающей верхнюю губу и угол рта. Вместе с большой скуловой мышцей и мышцей смеха оттягивают угол рта латерально.

Большие скуловые мышцы - начинаются от скуловой кости, латеральнее малой скуловой мышцы, и под щёчной мышцей следуют к углу рта, вплетаясь в его круговую мышцу нижней губы. Оттягивают угол рта латерально.

Мышцы, опускающие нижнюю губу и латерально углы рта начинаются от нижнего края нижней челюсти и прикрепляются к углу рта и нижней губе, вплетаясь круговую мышцу рта.

Мышцы, опускающие углы рта - начинаются от передней поверхности нижней челюсти и следуют к углу рта. Расположены под мышцей, опускающей нижнюю губу и угол рта.

Мышца гордецов - образует поперечные складки над переносицей.

Круговая мышца рта - расположена вокруг рта, в неё вплетаются другие мышцы. Закрывает рот.

Основные мышцы, иннервируемые подъязычным нервом

Подбородочно-язычная мышца, которая начинается от подбородочной кости веерообразно расходясь к слизистой оболочке языка на всём её протяжении. Она тянет язык кпереди и вниз.

Шилоязычная мышца - идёт от шиловидного отростка косо вниз, кпереди внутрь, прилежит к боковой поверхности корня языка. Тянет язык вверх и назад.

Подъязычно-язычная мышца - начинается от подъязычной кости. Пучки мышцы направляются кверху и вперёд к боковому краю корня и тела языка и достигают кончика языка. Тянет язык назад и вперёд.

Хрящеязычная мышца - начинается от подъязычной кости и вплетается в область спинки языка. Тянет язык назад и вниз.

Мышцы языка. Они не имеют сухожилий и не прикрепляются к костям.

К ним относятся:

· нижняя продольная мышца начинается от слизистой оболочки корня языка и идёт прямо к его верхушке, где заканчивается на нижней поверхности. Укорачивает язык.

· верхняя продольная мышца - начинается тремя пучками, которые, сходясь, идут под слизистой оболочкой языка до его кончика. Сгибают, укорачивают и поднимают вверх кончик языка.

· поперечная мышца - расположена на всём протяжении языка. Состоит из отдельных поперечно идущих мышечных пучков и заканчивается в слизистой оболочке краёв и спинки языка. Уменьшает поперечный диаметр языка.

· вертикальная мышца - её пучки располагаются в свободной части языка между его спинкой и нижней поверхностью. Уплощает язык.

Ни одна мышца нашего тела не имеет такого строения, как язык. В этом смысле мышечное строение языка уникально. Оно имеет несколько отличительных особенностей.

Во-первых, в языке выделяют видимую часть, это тело языка и невидимую (при осмотре) часть, это корень языка. Корень языка недоступен для непосредственных массажных движений.

Во-вторых, все мышцы языка расположены симметрично, их делит продольная борозда на правую и левую части. Под продольной бороздой находится соединительно-тканная (фиброзная) пластинка, которая проходит сквозь толщу языка.

В-третьих, все мышцы языка делятся на две группы: скелетные мышцы языка - это 4 мышцы, которые начинаются внутри тела языка, выходят из него и крепятся на костях черепа или шеи (подъязычная кость), и собственно мышцы языка - это 4 мышцы, которые находятся внутри языка. Благодаря такому строению, язык может менять свое положение в пространстве.

В-четвертых, мышцы языка расположены в трех направлениях: продольно (от кончика к корню), поперечно (от боковой части к середине), вертикально (сверху вниз). Кроме этого, весь язык пронизывает мышца, которая располагается веерообразно. Она идет от основания языка и прикрепляется вдоль всей наружной поверхности языка. Благодаря такому строению язык может многообразно менять свою форму. Произвольные движения мышц языка представляют собой сложные мышечные синнергии. Например, подбородочно-язычная мышца осуществляет высовывание языка из полости рта. При этом

должна быть расслаблена подъязычно-язычная мышца, которая работает

как антогонист, т. е. тянет язык назад и вниз. Боковые движения языка требуют активности с одной стороны и расслабления парных мышц с другой стороны. В результате сокращения поперечной мышцы язык становится узким, напротив активизация вертикальных мышц делают язык плоским и т. п. При движении языка по средней линии (вперед, вверх, вниз, назад) мышцы правой и левой стороны должны работать содружественно, иначе язык будет отклонятся в сторону тех мышц, которые не выполняют свою функцию. Наиболее сложные мышечные синнергии необходимы в процессе артикуляции переднеязычных звуков и, особенно, звука "Р". Для этого необходимы точные движения собственно мышц языка, которые поднимают кончик языка вверх, что осуществляется благодаря фиксации корня языка скелетными мышцами языка, при этом важна работа мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости и мышц шеи. Таким образом, работу мышц языка нельзя рассматривать изолированно от других групп мышц, которые косвенно принимают участие в движениях языка. Это большая группа мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости, т. н. надподъязычных мышц (двубрюшная, шило-подъязычная, челюстно-подъязычная). Эти мышцы образуют дно полости рта и принимают косвенное участие в движениях языка, особенно его кончика. Группа мышц, прикрепляющаяся к подъязычной кости с другой стороны, т. н. группа подподъязычных мышц (грудинно-подъязычная, щито-подьязычная, лопаточно-подъязычная) также оказывает некоторое косвенное влияние на состояние мышц языка, хотя их основная функция это изменение положения гортани.

Последующая разработка вопросов классификации речевых нарушений у детей в отечественной логопедии стала осуществляться применительно к первичным нарушениям.

Нарушения речи у детей с различными (другими) аномалиями развития стали изучаться в тесной связи с основным, ведущим дефектом.

Разрабатывая вопросы классификации речевых нарушений у детей, исследователи как бы разделились на два направления: сторонники одного направления сохранили традиционную номенклатуру речевых нарушений, имеющую обращение в общей логопедии, но наполнили ее новым содержанием, сторонники другого направления отказались от традиционной для логопедии номенклатуры речевых нарушений и ввели новую их группировку.

Таким образом, в настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна - клинико-педагогическая, вторая - психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р. Е. Левиной).

Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматривают с разных точек зрения, но они не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.

Она ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному.

В ней учитываются межсистемные взаимодействия речевых нарушений с обусловливающим их материальным субстратом. Она основывается не на одном каком-то критерии, а на совокупности психолого-лингвистических и клинических (в сочетании с этиопатогенетическими) критериев. Такой многоаспектный подход позволяет избежать односторонности представлений о речевом нарушении, так как он направлен на раскрытие нарушения в целом.

В данной классификации ведущая, определяющая роль отводится психолого-лингвистическим критериям. На их основе картина речевого нарушения описывается в терминах и понятиях, направляющих внимание логопеда на те явления, которые должны стать объектом логопедического воздействия. С этой целью вводятся критерии, позволяющие выделить основные группы нарушений, внутри - выделить основные формы, а в них основные виды нарушений. Исходя из потребностей логопедического воздействия, выделяют следующие критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку отграничения: 1) нарушения формы речи (устной или письменной); 2) нарушенного вида речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной - нарушение говорения или слушания, для письменной - письма или чтения; 3) нарушенного этапа (звена) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму). Существенным является разграничение нарушений, связанных с этапами внутреннего и внешнего оформления высказывания. Применительно к рецептивным видам речевой деятельности (слушанию или чтению) существенным является разграничение нарушений, относящихся к сенсорному или рецептивному этапу; 4) нарушенных операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи; 5) нарушенных средств оформления высказывания: существенным представляется разграничение языковых и произносительных единиц, так как каждому этапу порождения или восприятия речи присущи свои наборы единиц, по отношению к которым осуществляются операции отбора и комбинирования.



Каждый из выделенных критериев при описании того или другого речевого нарушения может быть представлен более дифференцированно, что позволит в отдельных видах обнаружить подвиды, имеющие значение для логопедического воздействия.

Клиническим (в сочетании с этиопатогенетическими) критериям в данной классификации отводится роль уточняющих, которые не могут быть ведущими для педагогической квалификации речевых нарушений, а для врача они являются средством анализа. Эти критерии ориентированы не столько на само речевое нарушение, сколько на объяснение анатомо-физиологического субстрата его нарушения и причин возникновения. При нарушении одного и того же субстрата, так же как при действии одних и тех же причин, могут наблюдаться различные виды речевых нарушений. А одни и те же расстройства могут возникать в силу различных причин. Эти критерии могут оказать большую помощь при их квалификации. Дополняя картину того или иного нарушения, выделенного на основе психолого-лингвистических критериев, ориентированных на педагогический процесс логопедического воздействия, они позволяют провести дифференциацию сходных по внешним проявлениям дефектов на -основе следующих данных: 1) какими факторами обусловлено нарушение речи (социальными или биологическими); 2) на каком фоне оно развивается (органическом или функциональном); 3) в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом); 4) какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи; 5) время его наступления.

Эти данные важны для логопеда, так как они направляют внимание на тот анатомофизиологический механизм (субстрат нарушения), который нуждается в коррекции и вместе с тем позволяет прогнозировать сроки и возможные результаты логопедического воздействия. Эти данные указывают логопеду, в каких случаях логопедическое воздействие является достаточным для преодоления речевого нарушения, а в каких случаях необходима организация комплексного медико-педагогического воздействия.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

1. Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

3. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе - торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием - нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

4. Заикание - нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

5. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии -функциональный.

Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата - в любом возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата. В ряде зарубежных работ такие нарушения обозначаются термином «палатолалия» (от лат. palatum- нёбо). Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии. До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

II. Нарушения структурно - семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

1. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.

2. Афазия - полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности - расстройства чтения.