Что делать, если дрожит голос? Если голос выдает волнение при выступлении на публику Как сделать чтобы голос не дрожал при пении

«Как мне научиться красиво петь?» – таким вопросом задаётся, наверно, каждый начинающий вокалист.

«Как улучшить качество пения учеников?» – вопрос, волнующий педагогов.
Идеальные голоса, без дефектов, лично в моей практике встречаются редко. В основном наблюдаются следующие недостатки звучания голоса:

  • качание и тремоляция;
  • гнусавость;
  • фальшивая интонация;
  • тихий звук.

Хорошая новость, что благодаря ежедневной, планомерной, систематической работе можно либо полностью устранить эти недостатки, либо значительно улучшить качество пения.

Каким образом? Разберем каждый случай в отдельности.

Качание голоса и тремоляция.

Такой недостаток чаще всего встречается у певцов в возрасте, но может возникнуть и у детей, и у молодых вокалистов. Голос льётся не ровно и гладко, а как бы дрожит, качается между соседними звуками, пульсирует.
По природе своей это вибрация .

Размах – это степень крайних отклонений звука от основного тона.
Скорость – это частота колебаний в секунду.

Вибрация в 6-7 колебаний в секунду называется ВИБРАТО.
Вибрато является свойством хорошего вокала. Оно придаёт голосу яркость и динамичность.

Но если скорость вибрации больше или меньше 6-7 колебаний – это уже недостаток, требующий исправления.
При скорости вибрации больше 6-7 колебаний появляется тремоляция («барашек»), а при меньшей скорости – неустойчивая интонация, качание звука .

Причины возникновения этих недостатков могут быть самые различные: это и заболевания голосового аппарата, и органические недостатки (возрастные изменения).

Но если здоровье в порядке, то основными причинами возникновения качания и тремоляции, на мой взгляд, являются:

  • неправильная постановка голоса;
  • отсутствие навыка певческого дыхания;
  • постоянное форсирование звука.

Каковы же методы исправления?

1) Прежде всего, необходимо научиться правильно дышать при пении. Вдох должен быть активным, бесшумным и глубоким, а выдох ровный и продолжительный. Для тренировки можно использовать различные упражнения дыхательной гимнастики.

2) Петь упражнения с закрытым ртом на согласный «м», тренировать ровный, без толчков, выдох.

3) Петь упражнения с открытым ртом, хорошо прикрытым звуком. Самые лучшие гласные для устранения тремоляции – это «у» и «о».

Пение должно быть негромким, максимум mf, без форсирования, так как при громком пении вибрация увеличивается. Упражнения должны быть построены на ряде последовательных тонов в пределах квинты, не больше. Темп небыстрый, максимально позволяющий снять качание.

Усложнять упражнения и прибавлять темп следует постепенно, по мере выравнивания звука.

Гнусавость голоса.

Пение в нос – часто встречающийся недостаток.

Гнусавость может возникнуть в результате заболевания (простуда, заложенность носа). В этом случае нужно обратиться к врачу, пройти лечение.

Вторая причина – отсутствие певческого навыка, вялая нёбная занавеска. Вместо того, чтобы находиться в приподнятом положении, она провисает. В результате звук в основном проходит через нос, и возникает гнусавый оттенок голоса.

Исправление – пение на гласные «у» или «о», так как при их исполнении нёбная занавеска значительно сокращается. При этом губы должны быть очень активными, а рот должен достаточно широко раскрываться.

Также хорошо помогает пение и говорение с зажатым носом. Подробнее читайте и слушайте

Фальшивая интонация.

Опять же причины возникновения могут быть самыми различными. Сначала выясняем причину, потом принимаем меры по её устранению.

Фальшивое пение может быть результатом простудного заболевания, болезни горла, заложенности носа. Понятное дело, что в таком состоянии не нужно петь, а нужно лечиться.

Физическая слабость, переутомление, мутация тоже могут стать причиной неточного интонирования в пении. Что нужно делать? Укреплять своё здоровье, заниматься спортом, грамотно планировать работу и отдых.

Другие причины, которые можно исправить в процессе обучения:

  • неразвитость музыкального слуха, отсутствие координации между слухом и голосом;
  • неправильное формирование звука, пение в низкой позиции;
  • небрежное исполнение, когда певец не старается петь идеально чисто.

Методы исправления.

  • Развивать общую музыкальность, музыкальный кругозор, слушать больше разнообразной хорошей музыки в профессиональном исполнении.
  • Развивать музыкальный слух: мелодический, гармонический, внутренний.
  • Учиться анализировать своё пение, контролировать, опираясь на свои внутренние ощущения, возникающие при пении.
  • Петь упражнения на стаккато в небыстром темпе (это очень действенный приём для исправления интонации).
  • Петь упражнения сначала с постоянным сопровождением инструмента (очень важно, чтобы инструмент был настроен!), затем чередовать пение с сопровождением и без него, а потом исполнять упражнения a cappella, т. е. без поддержки инструмента.

Только при пении a cappella можно научиться петь чисто, держаться в тональности. Этот приём развивает музыкальный слух и самоконтроль певца.

Тихое пение.

Тихий, вялый и слабый звук может возникнуть по следующим причинам:

  • плохое дыхание;
  • особенности характера – робость, скованность, стеснительность, неуверенность в себе.

Исправление в плане работы над вокалом:

  • использование твёрдой атаки звука;
  • пение упражнений на стаккато, затем на чередование стаккато и легато;
  • пение упражнений и произведений в быстром темпе и с острым ритмом.

Что же касается воспитания характера, то для получения быстрого результата я рекомендую обратиться к специалисту, найти хорошего психолога, коучера, пройти тренинг личностного роста.

Важно всегда петь эмоционально, чувствовать себя свободно, раскованно. Внутреннее чувство свободы, уверенность в себе — залог успеха в любой деятельности. Но об этом — в одной из следующих статей.

В этом выпуске хочу порекомендовать Вам фильм «Король Говорит»! Я считаю, этот фильм обязателен к просмотру для всех, кто хочет развивать свой голос. А особенно остро этот фильм необходим тем, кто испытывает проблемы с голосом (заикание, усталость, тихо невнятно звучит, ломается).

В фильме показан уникальный специалист по голосу – Лайонел Лог, методика которого во многом схожа с методикой Школы Природного Голоса. И самое интересное, что этот фильм основан на реальных событиях!

Герцог много раз пытался заниматься постановкой голоса у дипломированных специалистов, но все безрезультатно. Пока не встретил уникального человека – Лайонелла Лога, с принципиально другим подходом к развитию голоса!

В чем заключалось основное отличие подход Лайонела Лога к работе над голосом от всех остальных, дипломированных специалистов?

Почему подход Лайонела давал быстрые результаты, а долгие годы занятий Герцога у дипломированных специалистов были потрачены впустую?

Потому что Лайонел знал основную причину голосовых проблем. И он работал именно над устранением этой причины, а не занимался «накачкой», «постановкой» или «тренировкой» голоса. 🙂

Главная причина – это СТРАХ! Страх Выразить Себя (Своё Я) или совершить ошибку.

У кого этого страха меньше – тот становится более успешным во взрослой жизни, и обладает более свободным и полнозвучным голосом. У кого страха больше – тот менее успешен, и имеет более сдавленный и зажатый голос.

Чтобы избавиться от этого страха – следует выражать себя через звук. Выражать себя через свой голос.

Как только Вы избавитесь от этого страха – у Вас сразу пойдут в гору дела, где требуется самовыражение! А именно – бизнес, переговоры, карьерный рост, взаимоотношения с противоположным полом, творчество. Ведь все основные проблемы и в бизнесе, и в отношениях – из-за СТРАХА выразить себя, проявить себя.

Но, согласитесь, что объективно это более долгие пути. Через звучание, через голос – убрать этот страх можно за несколько дней! 40 дней на Интернет-курсе дается с запасом! 🙂

А когда Вы уже свободно выражаете себя, то и бизнес, и отношения и все остальное у Вас получается легко и с удовольствием! 🙂

Кстати! Обратили внимание, как Лайонел в фильме «Король говорит» быстро и легко снимает этот страх у Герцога на несколько секунд? 🙂

Он просто одевает ему наушники с громкой музыкой. Герцог не слышит сам себя, и как следствие – не боится совершить ошибку и выразить себя, не занимается самоконтролем и самооценкой.

Кстати, мы еще задолго до этого фильма проводили подобный опыт с певцами, у которых были проблемы с голосом или интонацией. Включали громко в наушники фонограмму (без голоса певца) и ставили перед певцом микрофон. Человек пел, абсолютно не слыша свой голос! В наушниках была ТОЛЬКО фонограмма. Певец знал об этом заранее – поэтому полностью расслаблялся и пел «как получится».

И что Вы думаете? В этом случае – голос певца звучал гораздо свободнее и интонационно ЧИЩЕ, чем когда певец слышал сам себя и старался спеть чисто. Просто громкая музыка в ушах – отключали его СТРАХ совершить ошибку, сфальшивить или не спеть какую-то ноту. И в результате – у него все получалось гораздо лучше.

Поэтому, когда будете выполнять любые упражнения для голоса или петь песни – не бойтесь сделать ошибку, спеть что-то не то! Делайте все упражнения и пойте все песни свободно, с ЖЕЛАНИЕМ, задорно и по-настоящему! Не оценивайте себя при этом.

И именно поэтому, на первом этапе на пути к «Возрождению Природного Голоса» мы даем максимально простые упражнения, которые просто невозможно сделать неправильно!

Просто звучите и всё! И пойте простые песни.

Когда Вы почувствуете, что Вы свободны, звучание идет легко и приятно – можно переходить к более сложным упражнениям, песням и заданиям.


Наверное, многие сталкивались с такой проблемой, как дрожь в голосе. Интересно, отчего же это происходит? И порой даже становится камнем преткновения в общении, что порождает комплексы. Разберемся в этом вопросе.

О чем может рассказать голос?

По нему можно определить характер, воссоздать образ, составить физиологическую и психологическую картину о человеке. Голос вещает окружающим о текущем состоянии личности. По тону можно прочесть эмоции человека (гнев, печаль, радость, ревность, нервозность).

Что выдает дрожь в голосе?

На это может быть много причин. А главные - волнение и страх, которые, как правило, необоснованны. Но сначала все же необходимо обратиться к врачу-неврологу. Возможно, потом придется пить антидепрессанты, посетить психотерапевта.

Если в процессе обследования (проверка щитовидной железы, анализ крови) врачи не выявили физиологической причины, скорее всего, необходимо работать с психикой. Если при волнении дрожь в голосе усиливается, речь идет о тревожном расстройстве.

Почему это происходит?

Есть объяснение с физиологической точки зрения. Дело в адреналине, который в стрессовом состоянии начинает вырабатываться в огромных дозах. Человек, страдающий от повышенной тревожности, может разволноваться от чего угодно, к примеру:

  • в школе при вызове к доске;
  • от общения с незнакомыми, а также властными и высокопоставленными людьми;
  • предстоящего выступления с докладом перед публикой;
  • в диалоге с возлюбленным человеком и так далее.

Поговорим о боязни общения

А теперь узнаем, почему дрожит голос при разговоре. Часто случается так, что пред предстоящим диалогом оппонент начинает испытывать панические атаки. Кажется, что произнесенные слова будут нелепыми, вызовут смех или порицание. Легче просто отойти в тень и отмолчаться, но это не выход. Если это явление крайне редкое, значит, не стоит волноваться, это можно списать на плохое настроение. Когда же это повторяется систематически, а рабочий звонок по телефону вообще становится катастрофой, нужно задуматься.

Чтобы понять, почему дрожит голос, необходимо отыскать корень проблемы. Конечно, срабатывает защитный механизм. Может быть, в прошлом вас сильно оскорбили или унизили. И тогда в вашем подсознании сформировалась мол, зачем общаться с людьми, если это причиняет боль. Поэтому получается так, что вы себя защищаете. И это происходит неосознанно, и это нехорошо.

Необходимо понять, что без общения невозможно добиться высоких целей, даже просто нормально жить. Ведь для счастливой жизни необходима престижная высокооплачиваемая работа, семья, которую нужно создать и так далее. Только после осознания этой истины, можно двигаться дальше, отыскивать сложившиеся фобии и избавляться от них.

Рассмотрим причины

  • Критики. Но речь идет не о здоровой критике. Когда она жесткая и грубая, указываются не только недостатки, но и происходит преувеличение и выставление на всеобщее обозрение, вынести такое давление крайне сложно.
  • Издевательств. Это скорее относится к школьному возрасту, когда происходит унижение ребенка. Тогда он замыкается, закрывается ото всех, боясь насмешек.
  • Неумения выстраивать диалог с противоположным полом. У девочек этому могло послужить воспитание строгого и деспотичного отца, у мальчиков наоборот.
  • Неудачного выступления в прошлом. Никогда не топчитесь на месте. Всем необходимо проанализировать ситуацию, извлечь полезное и двигаться вперед. Это не значит, что промах вновь повторится.
  • Застенчивости. Стеснительность мешает. Но все хорошо в меру. Конечно, но лучше быть более раскрепощенным, нужно поднимать самооценку.
  • Неумения формулировать мысли. Тут все просто: необходимо самосовершенствоваться, больше читать, осваивать методики и практические рекомендации, которые помогут научиться правильно выстраивать мысли и речь.

Зачастую психологические травмы тянутся из девства, главное, понимать это, и стараться устранить проблему. Если самостоятельно не получается, обратиться к специалисту.

  1. Необходимо наладить зрительный контакт. Начните с малого, общайтесь сначала посредством социальных сетей, ходите по магазинам, к примеру, разговаривайте с продавцами.
  2. Если трудно общаться с оппонентом вживую, поговорите с ним по телефону.
  3. И постепенно переходите на живой диалог. Пробуйте обращаться с просьбами к незнакомым людям.

Страх общения необходимо преодолевать, потому что по-иному не получится социализироваться и нормально развиваться.

Как побороть страх общения?

  • Не стоит моделировать предстоящий исход события, особенно в негативном ключе. Это не решит проблему, а только усугубит.
  • Не волнуйтесь о мнении окружающих. Если они и думают что-то, то недолго, в течение нескольких минут. Задумайтесь, сколько вы помните лица проходящих мимо людей на улице или выступающих с докладом за кафедрой, если это не знаменитости. Буквально пять минут, не больше. Вот и ваши ошибки так же быстро забываются.
  • Не бойтесь диалога. Делайте домашние заготовки, которые помогут в общении, впоследствии это не пригодится.
  • Всматривайтесь в оппонента, его жесты, мимику, возможно, он не испытывает сильной заинтересованности в вас, поэтому и не стоит волноваться.
  • Не сосредотачивайтесь на своем страхе. Если панические атаки начинают подкрадываться, абстрагируйтесь, на что угодно: на вкус кофе, красивую чашку, аксессуар на собеседнике и так далее.

Быстрого результата вы не получите, но не стоит опускать руки, в процессе постоянного самоконтроля и совершенствования все получится.

Как быстро справиться с волнением перед публичным выступлением?

  1. Поможет глубокое диафрагмальное дыхание. Оно снимает лишнее напряжение и волнение. Сделайте 20 вдохов-выдохов. Но дышать необходимо обязательно животом.
  2. Зевайте. По 10 раз с закрытым и открытым ртом. Не стесняйтесь издавать сопутствующие звуки.
  3. Переходите на тактильные ощущения. Прекрасная методика, позволяющая избавиться от волнения во время выступления. Когда оно начинает подступать, возьмите в руку обычную скрепку, она мала, поэтому будет незаметна. Прощупайте, сосредоточьтесь на материале, из которого изготовлена, какова поверхность, форма. Таким образом, происходит переключение внимания на другой объект, и волнение отступает. Теперь неважно, что о вас думают люди.
  4. Тренируйтесь перед выступлением. Громко и с выражением пропойте или прочтите текст доклада.

И конечно же, не забывайте про хорошее настроение. Когда вы излучаете внутреннее тепло и радость, улыбаетесь, такую же энергетику получите обратно. Представьте, что перед вами сидят добрые люди, которые желают счастья и тогда волнение и дрожь в голосе не появятся.

Поговорим о технике «заземления»

Главное, запомните, не стоит твердить себе «успокойся», это не поможет, а только усилит тревогу. Когда паническая атака возросла и вы не в состоянии себя контролировать, отыщите глазами пять вещей, доступных взору, четыре - до которых можете дотронуться, три - услышать, две - понюхать и одну - попробовать на вкус. Эта техника вернет вас в реальность, отрезвит и избавит от волнения и дрожи в голосе.

И еще один совет, чтобы избавиться от панической атаки, запомните две истины:

  • Не бойтесь ее.
  • И не старайтесь подавить.

То есть выброс адреналина (гормона страха) происходит в течение 90 секунд. Все остальное время вы испытываете не истинную фобию, а ваш «страх страха». Необходимо продержаться первые полторы минуты, и тогда паническая атака отступит.

И главное - понять, что все страхи часто надуманы нами. Совершенствуйтесь, учитесь самоконтролю, и тогда вам не предстоит бороться с волнением и дрожью в голосе.

Дрожь в голосе способна породить неловкость и подорвать веру в свои силы. Такая ситуация во время публичного выступления или разговора один на один мешает собеседникам понимать вас. Они не смогут разобрать вашу первоклассную речь или остроумные замечания! Уделите немного времени дыхательным и разговорным упражнениям, чтобы научиться контролировать дрожь и стать уверенным в себе оратором.

Шаги

Как выполнять дыхательные и разговорные упражнения

    Дышите диафрагмой, чтобы контролировать голос. Делайте глубокие вдохи и смотрите на себя в зеркало. Если плечи поднимаются, то вы задействуете грудную клетку, а не диафрагму, которая является мышцей и находится в нижней части легких. Вдыхайте и старайтесь увеличить грудную клетку в объеме, но при этом следите, чтобы плечи и грудь оставались неподвижными.

    Укрепляйте диафрагму. Теперь, когда вы узнали о диафрагме и где она находится, пришло время укрепить данную мышцу. До или после душа обмотайтесь полотенцем вокруг пояса. Вдыхайте и пытайтесь сдвинуть полотенце, но при этом не поднимайте плечи или грудную клетку. Медленно выдохните. На следующий выход произнесите “Ах”. Выполните упражнение десять раз.

    • Когда будете произносить “Ах” при дыхании с помощью диафрагмы, обратите внимание, что вам проще говорить громко и размеренно. Тренируйтесь говорить громким и тихим голосом. Можно даже делать несколько поверхностным вдохов грудной клеткой, чтобы сравнить два вида звуков.
  1. Выдыхайте с шипящим звуком, чтобы контролировать темп дыхания. Стойте ровно и вдыхайте с помощью диафрагмы, а затем выдыхайте воздух через зубы с шипящим звуком. Повторите данное упражнение десять раз. Остается надеяться, что никто не зайдет в комнату, пока вы будете шипеть как змея! Это кажется странным, но упражнение на контроль скорости выдоха позволяет укрепить диафрагму.

    Выполняйте голосовые упражнения, чтобы расширить свой вокальный диапазон. Один из лучших способов избавиться от дрожи в голосе - расширить диапазон голоса. Иногда при волнении люди с дрожащим голосом также производят высокие и трескающиеся звуки. Выполняйте упражнения для голоса хотя бы один раз в день, чтобы избавиться от подобных проблем.

    • Произносите “мм-мм” (будто хотите сказать “очень вкусно”) и “мм-хм-м”. Во время занятия важно всегда дышать с помощью диафрагмы и стараться громко произносить эти звуки. Повторите такое упражнение пять раз.
    • Произносите “ней, ней, ней, ней” более высоким и более низким голосом. Сначала постарайтесь произносить эти звуки максимально высоким голосом, а затем опуститесь до максимально низкого голоса. Забудьте о серьезности, ведь все это будет звучать очень странно. Повторите десять раз.
    • Многократно произносите “ооо-иии” и задействуйте весь диапазон голоса. Повторите десять раз.
    • Произносите “ммммм” и сосредоточьтесь на дрожащих ощущениях в нижней части лица и вокруг рта. Издавайте гудящий звук так долго, насколько хватит дыхания. Повторите пять раз.
  2. Используйте скороговорки, чтобы улучшить артикуляцию. Благодаря хорошей артикуляции люди будут четко слышать каждый звук, который вы произносите. Это очень важно, так как в противном случае они могут ослышаться или вовсе не понять ваших слов. Выполняйте данное упражнение один раз в день.

    • Используйте предложенные здесь скороговорки или найдите более подходящие варианты. Темп должен быть максимально высоким, но при условии, что вы четко произносите каждый слог.
    • Примеры: “Интервьюер интервента интервьюировал”, “Пакет под попкорн”, “Около колодца кольцо не найдется”, “Осип охрип, Архип осип” и “По семеро в сани уселись сами”.
  3. Читайте стихи, статьи или книги вслух. Лучший способ избавиться от дрожи в голосе - как можно чаще говорить. Читайте разные тексты вслух, чтобы потренироваться в спокойной обстановке. При этом можно представлять, что вы читаете перед аудиторией. Говорите громко и тихо, высоким и низким голосом, а также выражайте эмоции. Когда будете готовы, почитайте близкому другу или родственникам.

    • Вам нужно подготовить конкретную речь? Просто отлично! Читайте речь вслух каждый день.
    • Также можно записывать себя на диктофон или на видеокамеру. Смотрите или слушайте запись, чтобы найти аспекты, которые необходимо улучшить.
  4. Твердо упирайтесь ногами в пол, чтобы занять правильную позу. Это важно, не только когда вы стоите, но и когда сидите. Расположите ноги на ширине плеч. Ступни должны полостью упираться в пол всей площадью. Не раскачивайтесь и не перемещайте вес с ноги на ногу. Это ваша сильная поза, которую нужно принять.

    Распрямите плечи для правильной и открытой осанки. Сгорбленные плечи и плохая осанка тоже мешают глубоко дышать. Так вам будет трудно говорить четко даже без дрожи в голосе. Не нужно сутулиться во время публичных выступлений, иначе вы будете выглядеть взволнованно.

    Полагайтесь на дыхательные упражнения. Если вы волнуетесь, то сосредоточьтесь на дыхании. Представьте, что вы обмотаны полотенцем и попробуйте его мысленно сдвинуть. Так, кислород придаст вам сил, а концентрация на упражнении поможет взять себя в руки.

    Сделайте глоток воды перед речью. На всякий случай возьмите с собой бутылку воды. Жидкость сделает голос более четким, в отличие от сухого и грубого звучания. Также не следует допускать обезвоживания во время презентации, иначе у вас может закружиться голова.

  • Тяжесть при пении высоких нот ;
  • Голова опускается или поднимается при пении. А при неестественных положениях головы петь противопоказано;
  • Болит горло (где-то в районе шеи) даже при непродолжительном пении;
  • Гортань (кадык) при пении высоких нот задирается кверху. Из-за этого тоже может болеть горло;
  • После пения голос "садится", становится уставшим и более высоким, чем при обычном, разговорном голосе.

    Зажим идет из детства. Поначалу мама запрещала нам кричать и плакать в общественном месте при людях, потом мы сами себя начали сдерживать, например, когда нас чем-то обидят или нам больно, вместо того, чтобы закричать или заплакать, мы стискиваем зубы и молчим, чтобы лишний раз на нас не обращали внимания.

    Если Вы поете дома, то еще зажим может быть от того, что Вы боитесь петь громко: А вдруг, соседи за стенкой услышат? Или родители в другой комнате? И вы сдерживаете голос, чтобы он звучал, как можно тише. Знакомо ли Вам то, о чем я говорю?

    Вокальный зажим очень мешает пению: устает горло в районе шеи, даже не устает, а болит, даже при непродолжительном пении. Голос получается некрасивым, несвободным, порой гнусавым. А высокие ноты вообще становятся писклявыми и непонятно какими.

    Вообще опасно петь, если Вы имеете голосовой зажим. Потому как долго Вы так не пропоете. Голос сядет, высокие ноты Вы вообще не сможете брать. Также, в результате пения с зажимом Вы можете заработать узлы на связках, избавиться от которых можно только хирургическим путем. Но не стоит пугаться раньше времени, давайте лучше разберемся, как устранить голосовой зажим и петь свободным голосом 🙂

    Как освободить голос?

    1. Обязательно пойте на опоре (см. урок ). Тем самым Вы уберете излишнее напряжение на горло, и все напряжение будет отдаваться опоре ().

    2. Так как зажим голоса - это больше психологический зажим, который происходит от того, что Вы стесняетесь петь, - загляните страху в лицо! Пригласите родителей или родственников, чтобы они послушали Ваше пение. Поначалу, возможно, Вам будет страшновато это сделать, но потом Вы почувствуете такое облегчение, что сами будете просить родителей, чтобы те послушали, как Вы поете. Вам это понравится, а зажим начнет проходить.

    3. Пойте громко! Пойте так громко, как нужно, и не обращайте внимания на соседей. Но не переусердствуйте, всего должно быть в меру. Если Вы будете петь черезчур громко, то это может плохо отразиться на Вашем голосе. Опять же, не забывайте об , чтобы эта "громкость " создавалась не горлом, а опорой. Должен напрягаться живот при пении, но никак не горло или шея.

    4. Следите за кадыком . Вы, наверное, что, чем выше Вы поете, тем выше поднимается Ваш кадык? Если нет, то проследите за этим. А кадык как раз-таки подниматься не должен. Он должен оставаться на месте, быть неподвижным, допустимы только незначительные его движения.

    5. Расслабляйте гортань . Для того, чтобы расслабить гортань и освободить голос - зевайте! В одном из уроков по вокалу я уже говорил об этом. Ведь действительно, это упражнение очень действенное, хоть и простое до ужаса.

    Еще лучше, если Вы будете зевать, озвучивая это голосом вслух (то есть, озвучивайте выдох). Многие говорят, что это получается громко - так и должно быть.

    6. Пойте так, как говорите . Еще одна причина голосового зажима состоит в том, что вокалист-новичок при пении пытается перестроить свой голос, сделать его отличным от обычного, разговорного. Пойте так, как говорите! Не нужно как-то пытаться изменять свой голос, когда поете. Кстати, именно этот факт помог мне преодолеть голосовой зажим. Я всегда пытался перестроить свой голос при пении, сделать его красивее, из-за этого кадык у меня сильно поднимался вверх, аж чуть ли до мозга не доставал) Но потом я прислушался к данному совету, который я нашел где-то в интернете, и стал петь таким голосом, каким обычно говорю. Просто делайте из своего обычного голоса - растяжные ноты.

    Возьмите любое слово и говорите его на распев обычным голосом. Например: ТА-реэээл-ка . Растягивайте слог "ре" . Делайте это на той высоте, на которой Вам удобно. Поначалу делайте это на высоте обычного разговорного голоса. Потом пробуйте подниматься выше, но сохраняйте разговорный голос, не перестрайвайте его. Голос привыкнет, и потом любые песни Вы будете петь свободно, как говорят, "в речевой позиции".

    Бонус: Видео "Как не бояться соседей во время пения?"

    Это еще не все! Напоследок я выложу видео одного педагога по вокалу - Василия Кашеварова, которое расскажет Вам о том, как перестать бояться соседей во время пения дома?

    Заключение

    Переходим на следующий урок, где мы с Вами подытожим все наши полученные знания из уроков и разберем такой вопрос: " ".