План развития российской экономики под руководством глазьева. План Глазьева: Мифы и реальность. Основные задачи гкнтр рф

Сергей Юрьевич Глазьев (род. 1 января 1961, Запорожье, Украинская ССР, СССР) - российский экономист, политик, советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции, член Национального финансового совета Банка России. Доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии наук (с 2008 года), член Национальной академии наук Украины (с 4 февраля 2009 года).

Бывший министр внешнеэкономических связей России, депутат Государственной думы I, III, IV созывов. Один из лидеров избирательного блока Родина (2003-2004). Кандидат в президенты Российской Федерации (2004). Бывший заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС.

Сергей Глазьев - «Доклад. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития »: http://glazev.ru/upload/iblock/797/79731df31c8d8e5ca59f491ec43d5191.pdf

15 пунктов защиты экономики от санкций от Сергея Глазьева: http://www.vestifinance.ru/articles/42212

ПЛАН ГЛАЗЬЕВА

1. Перевод госактивов и счетов в долларах и евро из стран, входящих в блок НАТО, в нейтральные.

2. Возвращение всех принадлежащих государству ценностей (драгметаллы, произведения искусства и т. д.) в Россию.

3. Продажа облигаций стран НАТО до введения санкций.

4. Прекращение экспорта золота, драгоценных и редкоземельных металлов.

5. Валютно-кредитный своп с Китаем для финансирования критического импорта и перехода на расчеты в национальных валютах.

6. Создание собственной системы обмена межбанковской информацией для платежей и расчетов в Таможенном союзе, СНГ, со странами-партнерами по аналогии SWIFT.

7. Создание платежной системы расчетов по банковским карточкам в "Евразэс", которая замкнула бы в том числе расчеты по системам Visa и MasterCard.

8. Ограничение валютной позиции банков, введение предварительного декларирования крупных неторговых валютных операций. Введение в будущем налога на вывоз капитала и финансовые спекуляции.

9. Переход на расчеты в торговле в Таможенном союзе и с другими странами в национальных валютах. Заключение новых контрактов на экспорт углеводородов в рублях.

10. Валютно-кредитные свопы со странами для финансирования торговли.

11. Быстрое сокращение в резервах долларовых инструментов и долговых обязательств перед странами, поддерживающими санкции.

12. Замещение займов госкорпораций и госбанков в долларах и евро рублевыми на тех же условиях, проведение для этого целевой эмиссии с размещением посредством ВЭБа.

13. Разъяснительная работа с населением о целесообразности перевода евровых и долларовых депозитов в рубли. В случае замораживания активов ЦБ и госбанков в США и ЕС - замораживание обязательств банков в долларах и евро.

14. В ответ на торговое эмбарго - осуществление критически важных операций через белорусские и казахстанские предприятия.

15. Перевод в национальную юрисдикцию зарегистрированных в офшорах прав собственности на стратегические предприятия, на объекты недропользования и недвижимость.

Доклад Сергея Глазьева: «Речь о неотложных мерах по отражению угроз существованию России»: https://www.business-gazeta.ru/article/140998

Политика Центробанка и Минфина закономерно привела к серьезному спаду экономики: налоги растут, социальные выплаты урезаются, а иностранные агенты мешают отечественному импортозамещению. О том, насколько реален альтернативный экономический план и в чем настоящие причины спада, рассказал экономист, политик, советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции академик РАН Сергей Глазьев в программе "Реальное время" Юрия Пронько .

Сергей Глазьев: Раз уж пошла речь о мифах, которые вокруг моих предложений строятся: один щелкопер, извиняюсь, написал, что я предлагаю построить Венесуэлу с ракетами. Бред. Человек вообще ничего не читал: ему просто дали поручение, он мою красивую фотографию разместил - неплохую, молодец, - а дальше написал полную глупость. Видно, что он вообще программу не читал, кто-то ему за это заплатил. А в одном из американских журналов хвалили как раз то, что у нас происходит - рай для спекулянтов: назвали это правильной политикой. А то, что мы предлагаем, научное сообщество, - это, значит, ракеты в Венесуэле. Полная глупость.

Юрий Пронько: Сергей Юрьевич, подождите, это хорошая оценка. Если у них героиня Набиуллина, а вы антигерой, и это происходит в американском издании - значит, они вас на самом деле хвалят.

С.Г.: У нас возможности роста определяются имеющимися ресурсами. Производственные мощности загружены чуть больше чем наполовину. Мы можем увеличить объем производства более чем на 40 процентов на базе имеющихся производственных мощностей.

Всего хватает - заводов, кадров, сырья

Ю.П.: То есть нам даже вводить ничего нового не надо?

С.Г.: Да. При этом когда говорят, что это устаревшие мощности, - это неправда. Посмотрите, какие мощности стоят. Современные металлургические заводы по металлообработке - банкроты фактически. Я знаю много таких примеров. Кирпичные заводы стоят современные, с современным оборудованием. Машиностроение работает на 40 процентов мощности. То есть стоят в том числе мощности, которые были введены в действие за последние 5 лет, новые мощности.

Второй вопрос - труд. Нам говорят, что у нас якобы низкая безработица. Замечу, что 5 процентов - это не низкая безработица. Но надо добавить еще скрытую безработицу. И то, что люди неполный день работают, и длительные отпуска - это в совокупности получается уже около 12 процентов. Из-за трагедии на Украине - огромный приток квалифицированных людей, с хорошими специальностями, востребованными.

Я уже не говорю про Таможенный союз, про Евразийский союз, где у нас - огромный резервуар трудовых ресурсов в Средней Азии: может быть, не очень квалифицированных, но тоже востребованных. То есть у нас и на квалифицированном рынке и на неквалифицированном нет ограничений по труду.

Если брать сырье. Недавно был в Татарстане - там добились 100-процентной переработки нефти. Это означает, что у нас выход готовой продукции с нефтью увеличился в полтора раза за счет комплексного освоения. На современных предприятиях вообще нет отходов - то, чего мы давно добивались.

А если мы нефть используем не как экспорт энергоносителя, а как химическое сырье, выход продукции увеличивается многократно. На один куб древесины мы производим в 10 раз меньше товарной продукции, чем в Финляндии. Что, мы не можем то же самое делать? Можем. То есть речь идет о возможности за счет банального углубления переработки сырья по ключевым направлениям нашего сырьевого комплекса увеличивать выпуск продукции в разы.

Враги импортозамещения

С.Г.: И любимая тема - импортозамещение. Например, лекарств. Инсулин: мы могли бы уже жить на собственном российском инсулине. Соответствующая разработка была выполнена 15 лет назад в нашей Академии наук в Институте биоорганической химии.

Ю.П.: И?

С.Г.: Что для этого нужно? Государство покупает инсулин почти весь за счет бюджета. И государство может вложить деньги и построить завод, а через три года - полностью покрыть производство инсулина в нашей стране.

Ю.П.: Почему не строят?

С.Г.: Просто кому-то выгодно импортировать инсулин, причем дорогой инсулин, переплачивать за него. Есть так называемая Big Pharma, которая охотно делится сверхприбылями и не пускает никаких конкурентов. Три иностранных компании. И они не жалеют денег для того, чтобы создавать здесь лобби, которое защищает их интересы.

Ю.П.: Они умеют стимулировать?

С.Г.: Умеют: с нашими чиновниками они умеют договариваться. Нам в Академии наук дали поручение президента - это было, наверное, в 2003 году - наладить производство. Сейчас опять дал поручение Владимир Владимирович - наладить производство. Уже 10 лет стоит площадка в Пущино в академгородке, есть люди, специалисты, есть технология - все есть.

Ю.П.: Но нет завода .

С.Г.: Есть бизнес-план. Поручено выделить деньги, но они не выделяются под разными предлогами. Окупаемость проекта - два года. Вот импортозамещение, десятикратное. Сегодня мы инсулиновый рынок за счет своего инсулина закрываем только на 10 процентов. Десятикратное увеличение выпуска.

Пойдем дальше по отраслям. Скажем, авиационная промышленность. Мы можем выпускать всю линейку самолетов. Да, потребуются деньги для того, чтобы создать парк, создать оборот самолетов, чтобы лизинг заработал. Но почему-то наши государственные банки кредитуют лизинг иностранных самолетов.

А по инициативе, к сожалению, нашей стороны в Таможенном союзе была введена льгота для закупки иностранных самолетов, которые освобождаются от НДС. Не только от импортных пошлин, от НДС. Это миллиарды долларов субсидий - под ввоз иностранных самолетов. Как это так? Почему это происходит? "Трансаэро" разорилось, к сожалению, а лоббировали вполне определенные структуры, которые сидят на импорте самолетов. У нас вся линейка есть: и широкофюзеляжные, и ближнемагистральные, и средние, и маленькие самолеты. На любой выбор. Советский Союз нам оставил передовую авиационную технику. Просто увеличивай масштаб.

Ю.П.: А может, мы уже не способны, Сергей Юрьевич?

С.Г.: Ну почему же? Мы как госчиновники летаем на российских самолетах. Ил-96, Ту-204, я ими пользуюсь. Честно говоря, если бы у меня как у гражданина была возможность покупать на рынке билеты на наши самолеты, я покупал бы только на наши самолеты. Потому что они самые надежные, это объективно. Даже старый парк Ту-154 надежнее "Боинга" по статистике отказа. Наша авиационная школа сильна тем, что в приоритете - надежность.

Ю.П.: А что с Минпромторгом?

С.Г.: Я вижу, что у нас полная дисфункция в системе госрегулирования. Казалось бы, наше правительство должно быть озабочено экономическим ростом. Что такое экономический рост? Это рост спроса, рост инвестиций. Вместо этого, получается, - сокращение того и другого. Инвестиции будут сокращены из-за того, что налоги увеличиваются; спрос будет сокращен -потому что консолидация, то есть сокращение расходов бюджета. Все наоборот.

Центральный банк должен отвечать за стабильность курса валют. А он занимается свободным плаванием рубля. Я уже не говорю про то, что, согласно теории денег, он должен создавать условия для максимума инвестиций, о чем я говорил. И получается, что мы искусственно попадаем в ловушку: одновременно высокая инфляция, снижение производства, снижение инвестиций, рост издержек, обратное увеличение инфляции из-за роста издержек.

Кризис - рукотворный

Ю.П.: Получается, это рукотворный кризис?

С.Г.: Конечно, рукотворный, он связан с грубейшими ошибками в макроэкономической политике. Но вопрос, как из него выбираться. Буквально только что мы обсуждали на Вольном экономическом обществе эту тему.

Даже если государство просто займется своим делом: правительство - подъемом инвестиционной активности, увеличением расходов в соответствии со своими социальными обязательствами, а Банк обеспечит стабильный курс валюты, мы уже получим плюс 4-5 процентов за счет того, что бизнес наконец ощутит себя в стабильных условиях работы. Никаких тут нет секретов.

Ю.П.: То есть это просто выполнение государственных функциональных обязанностей?

С.Г.: Да, совершенно верно. Был хороший доклад Андрея Клепача, где он показал на цифрах, на расчетах, что это можно сделать даже в тех параметрах макроэкономической политики, которые у нас складываются сами собой. А если мы добавим к этому механизм стратегического индикативного планирования, подкрепленный гибкой денежно-кредитной политикой, свяжем планы роста производства с эмиссией денег, то мы можем получить рост и в 8 процентов. А по некоторым направлениям - взрывной просто рост. Но здесь главное - ответственность за распоряжение деньгами.

Наша программа строится на вполне конкретных инструментальных предложениях. Мы к деньгам относимся как к инструменту экономического роста. Современные деньги - это не золото и даже не доллары. Современные деньги - это инструменты обеспечения экономического оборота и роста инвестиций, которые эмитируются под долги, под обязательства.

Американский доллар на 90 процентов эмитирован под казначейские обязательства США. И вся денежная эмиссия, которой мы пользуемся здесь, в России, - это деньги, пропущенные через дефицит американского бюджета, который достигает 8-10 процентов. И когда им нужен экономический рост, они отбрасывают все думы на счет того, что бюджетный дефицит должен быть не больше 2-3 процентов.

Когда американцы выходили из кризиса в 1970-е годы (и сейчас выходят), их дефицит зашкаливал до 10 процентов ВВП. И финансировался дефицит бюджета всегда за счет денежной эмиссии. То же самое делает Европейский центральный банк. Там мы много слышим стенаний по поводу Греции, Кипра, прочих. Но Европейский ЦБ выкупил все греческие облигации.

С момента, когда облигации европейских государств появляются на рынке - выбрасывает их то или иное правительство, - Европейский ЦБ под них печатает деньги. А до этого центральные банки европейских государств печатали деньги под долги предприятий. Когда в Германии всем раздали по 20 марок после войны, затем экономический рост был профинансирован за счет того, что Немецкий центральный банк эмитировал кредитные деньги для коммерческих банков под залог векселей предприятий, которые брали у них кредиты. Деньги - это инструмент.

Ю.П.: А у нас Российский Центробанк своей политикой идет .

С.Г.: Просто чтобы была понятна наша ситуация.

Доклад Сергея Юрьевича Глазьева, советника президента Российской Федерации по вопросам региональной экономической интеграции, доктора экономических наук, профессора, академика РАН, зачитанный им 15 сентября 2015 года на заседании Совета Безопасности РФ, вызвал довольно широкий резонанс в российских СМИ. Еще до того момента, как полный текст доклада стал достоянием общественности, в прессу, исключительно либеральную, просочилась информация о структуре доклада и основных тезисах, выдвигаемых советником президента РФ. А некоторые, особо «привилегированные» СМИ и вовсе сработали на упреждение – доклад был раскритикован еще до того, как Глазьев зачитал его перед профильной комиссией Совбеза РФ.

Наши доморощенные либералы западного разлива, не просто раскритиковали доклад талантливого экономиста, они разнесли его в пух и прах, при этом даже не вдаваясь в подробности плана реформ, предлагаемого Сергеем Глазьевым. Всех напугали формулировки Глазьева, в которых он не стесняясь называл все происходящие вокруг России - войной, а нашу финансовую систему – зависимой. Бросив вызов устоявшейся системе, которая работает в интересах иностранного финансового капитала, Глазьев привлек на себя целый шквал критики, которая должна была поставить под сомнение его компетентность как экономиста и, уже тем более, как советника президента России. Атака была достаточно мощной, так как прозападные СМИ в России имеют довольно обширную читательскую аудиторию. Скрытое финансирование и регулярные западные гранты позволяют подобным изданием проводить довольно эффективную программу по своей популяризации среди читающих россиян. Патриотические СМИ зачастую лишены такой возможности, в связи со скудным бюджетом и отсутствием стабильных источников финансирования. Но несмотря на это, патриотически ориентированные СМИ активно включились в компанию по защите Сергея Глазьева, правда случилось это только после того, как стал доступен полный текст доклада.

Что же предложил советник президента, выступая перед профильной комиссией Совбеза РФ? Чем вызвал гнев российских либералов? Глазьев первым из высокопоставленных сотрудников Кремля прямо заявил о том, что все плохо. Рассказывая о новой модели войны, которую США развязали против России, гибридной войне, Глазьев заявил о том, что пока наша экономическая и финансовая система напрямую зависимы от Запада, о победе в навязанной нам войне, не может быть и речи. Глазьев сто раз прав! Россия ввязалась в противостояние вынужденно, ответив на планомерную агрессию со стороны Запада, будучи не готовой к такой схватке. Для того чтобы отстоять свои интересы, Россия должна стать независимым государством, по настоящему независимым. А для этого необходимо сделать нашу финансовую и экономическую систему НАЦИОНАЛЬНЫМИ, лишив их статуса отделений международной финансовой системы. Той, в которой доминируют интересы США.

Для того чтобы понять, насколько сейчас уязвимо положение России, не нужно быть одаренным экономистом. США и их западные союзники еще не использовали санкционный механизм в полной мере. Те санкции, которые уже нанесли ущерб российской экономике, говоря языком войны, являются не более чем артподготовкой, за которой последует полномасштабное наступление. У России есть время основательно подготовится к предстоящему наступлению, но мы используем его крайне нерационально, делая для будущей победы ничтожно мало. Мы верим либералам и откровенным предателям, которые убеждают нас в том, что Запад России не враг, и что нужно не воевать, а заставить правительство России сменить курс, и позволить россиянам впитать в себя либеральные ценности.

Представьте что будет, если Запад заблокирует для России доступ к глобальной системе международных расчетов SWIFT, заморозит российские активы, размещенные за рубежом, а это без малого 1,2 триллиона долларов, и лишит россиян возможности пользоваться международными платежными системами? Здесь я поддерживаю Глазьева и его критику в адрес Центрального Банка России, который в деле создания национальной платежной системы не продвинулся дальше смелых заявлений. На днях в средства массовой информации поступило заявление о том, что наш Центробанк практически готов к запуску собственной глобальной системы, альтернативы SWIFT. Но пока это лишь слова. Еще боле существенными и значимыми, считаю претензии Глазьева по поводу того, что Центробанк России, да и правительство в целом, практически ничего не делают в плане противодействия оттоку капиталов из страны. Ежемесячно из России вывозятся миллиарды долларов, большинство негосударственных корпораций, владеющих в стране существенными активами, зарегистрированы на территории офшоров, что существенно затрудняет контроль их деятельности со стороны российских контролирующих органов. Не забыл советник президента упомянуть о спорном решении руководства Центробанка об отправлении в свободное плавание курса рубля. Последствия новой валютной политики мы с вами вынуждены наблюдать ежедневно. Цены на все группы товаров и услуг неизбежно растут, население становится беднее, а финансовые спекулянты – богаче.

Говорить о докладе Глазьева можно бесконечно долго, потому что это не доклад, в привычном смысле этого слова, а программный документ, труд, который включает в себя не только анализ, но и практические рекомендации по проведению реформ, поэтапных. Учитывая что любой труд, подготовленный академиком, сложен для понимания простым обывателем, не буду перегружать свой текст цитатами из вышеупомянутого доклада. Глазьев настаивает на переходе к плановой экономике. Представленная им экономическая модель, изменит не только российскую экономику, но и экономику тех стран, которые устали от финансовой гегемонии США. Первое, на чем настаивает Сергей Глазьев, возврат в Россию активов, размещенных в обязательствах стран, участников блока НАТО, и вложение их в золото и другие драгоценные металлы, либо ценные бумаги стран, членов БРИКС, ШОС и ЕАЭС. Это как минимум обезопасит активы РФ и сделает страну менее уязвимой для экономического шантажа со стороны США.

Вслед за этим следует целый ряд реформ – переход на рублевые расчеты по сделкам по продаже сырьевых ресурсов, создание единой платежной системы в рамках БРИКС, проведение комплекса мер для предотвращения оттока капитала из России, создание собственных, внутренних, источников кредитования, стимулирование научных и высокотехнологичных разработок, реформирование Центрального Банка России, налоговые послабления для бизнеса, реформы в сфере ЖКХ и энергетической отрасли, инвестиции в отечественную промышленность, создание Государственного комитета по стратегическому планированию при президенте РФ и Государственного комитета по научно-техническому развитию Российской Федерации при президенте России.

Комплекс мер, предложенных Глазьевым, довольно объемен. Можно не согласится по отдельным пунктам, но в общем, доклад Сергея Глазьева очень своевременен и актуален. Предложенные им меры, действительно способны направить экономическое развитие страны в другое, более продуктивное русло. Каковы шансы на то, что Глазьева услышат? Его уже услышали. То, что доклад получил столь широкий резонанс, говорит о том, что на самом верху с ним детально ознакомились и нашли его, как минимум, интересным. Сейчас происходит стандартная процедура – доклад вбросили в массы, для того, чтобы отследить обратную связь и понять отношение населения России к возможным радикальным реформам в экономике. Реформы нужны как воздух, иначе мы неизбежно проиграем в геополитическом противостоянии, но еще нужнее поддержка населения, которая крайне важна для того, чтобы принять решение о столь резкой смене курса. И именно понимая это, так обострилась либеральная пресса, стараясь создать видимость мнения, что предложенные реформы нецелесообразны, и даже в чем-то опасны.

Сергей Глазьев талантливый экономист родом из девяностых, который никогда не был замечен в дружбе с проамериканскими политиками и общественными деятелями. Представитель умеренных патриотических кругов, он стал первым из сотрудников Кремля, кто открыто назвал Порошенко «нацистом». Он жестко критиковал реформы Чубайса и его деятельность, наносящую, по мнению Глазьева, существенный вред России. Стоял у истоков создания партии «Родина». И то, что озвучить подобную программу, позволили именно Глазьеву, говорит о том, что российская власть готова бросить вызов либералам кудринской формации, засевших в правительстве Российской Федерации и тормозящих принятие первоочередных мер по спасению российской экономики. Посмотрим чем это все закончится, но одно ясно окончательно – Россия уже не может жить по прежнему, и экономическую и финансовую политику страны придётся в ближайшее время довольно оперативно корректировать. Будут ли это реформы, автором которых станет Глазьев, либо Кремль представит свой, менее радикальный пакет реформ – покажет время. Но то что страна начнет меняться на глазах, меняться для того, чтобы сохранить свои позиции и приобрести еще больший вес на геополитической арене, это факт. Иначе нас просто сотрут с страниц истории, превратив в третьесортную сырьевую колонию.

Россия рискует скатиться на обочину технологического прогресса и стать набором разрозненных анклавов на периферии американской или европейской экономик, предупреждал академик в статье «Семь сценариев для России», подготовленной по просьбе «Газеты.Ru».

Недопустимо просто сидеть и ждать отмены санкций, чем, собственно, и занимается сейчас правящий класс в России. Ни очередной «план действий - 2025», который готовит правительство, ни «стратегия роста» бизнес-омбудсмена не годятся на роль эффективного инструмента. А стратегия-2035, которую формулирует для Кремля экс-министр финансов Алексей , еще не готова.

По мнению Глазьева, правительство и ЦБ продолжают в макроэкономической политике следовать традиционным рекомендациям , на этом же строит свою программу Кудрин. Продолжение этого подхода обрекает экономику России на дальнейшую деградацию.

Избежать негативного сценария пока еще возможно. Если Кремль реализует стратегию экономического роста, основанную на китайском опыте государственного управления. Академик Глазьев предлагает свой механизм стратегического прорыва, состоящий из 12 шагов. Причем Глазьев выступает с этими предложениями не как официальное лицо, советник президента, а как ученый и эксперт в сфере госуправления.

Госрегулирование и открытость

Первое, что необходимо сделать, — перевести функционирование правительства на технологию стратегического и индикативного планирования.

Стратегическое планирование указывает перспективные направления развития экономики, опираясь на долгосрочные прогнозы научно-технического прогресса и понимание возможностей опережающего развития экономики страны в рамках мировой экономики. Индикативное планирование дает ориентиры деятельности органам госвласти всех уровней по созданию условий для наращивания инвестиционной активности в целях роста производства для повышения уровня жизни населения. Оно также предоставляет предпринимателям возможность воспользоваться этими условиями, поясняет Глазьев.

Государственное регулирование при этом сохраняется. «Госрегулирование стимулирует деловую активность в направлении роста производства и сдерживает деструктивные проявления (вывоз капитала, финансовые пирамиды и т.п.)», — отмечает Глазьев. Но при наличии госрегулирования экономике РФ необходима открытость. «Это дает возможность импорта передовых технологий и экспорта готовой продукции, принуждая предпринимателей к повышению конкурентоспособности отечественной продукции», — добавляет Глазьев.

Под личную ответственность

Индикативное планирование невозможно реализовать без механизма личной ответственности чиновников. А также привязки госбанков к задачам кредитования роста производства.

Это второй и третий пункты стратегии академика Глазьева.

Он считает, что «необходимо введение механизма личной и коллективной («сквозной», «вертикальной» и «горизонтальной») ответственности госслужащих, а также системы их поощрения за реализацию индикативных планов роста инвестиций и производства». Эти нормы также должны распространяться на деятельность государственных корпораций и госбанков.

Госбанки должны выстраивать свою деятельность исходя из задачи кредитования роста производства и инвестиций. Процентные ставки необходимо регулировать «исходя из рентабельности производственной сферы».

Догнать по-русски, перегнать по-китайски

Но правительственный план стратегий и индикаторы для его реализации — всего лишь полдела. «Потребуется также план опережающего развития на основе нового технологического уклада. Дальнейшее развитие мировой экономики связано с формированием новых мирохозяйственного и технологического укладов, образцом развития которых является КНР. Для этого все ведущие страны мира прибегают к стимулированию инвестиций за счет целевой кредитной эмиссии», — отмечает Глазьев.

Рост российской экономики невозможен без наращивания «долгосрочных кредитных ресурсов и активизации роли ЦБ как кредитора последней инстанции».

По мнению Глазьева, в отличие от экономик стран - эмитентов резервных валют, основные проблемы в российской экономике вызваны не избытком денежного предложения и связанных с ним финансовых пузырей, а хронической недомонетизацией экономики, которая длительное время работала «на износ» вследствие острого недостатка кредитов и инвестиций.

При этом Глазьев ссылается на оценки Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Выход на 4-5-процентный ежегодный прирост ВВП, выше среднемирового уровня, может быть достигнут только при повышении нормы накопления до 27% ВВП к 2018 году. Только в этом случае возможна реализация поставленной президентом РФ задачи достижения роста ВВП выше среднемирового уровня. А чтобы догнать по темпам роста китайскую экономику, норму накопления (долю инвестиций в ВВП) необходимо довести до 35%.

Профинансировать эти предложения можно за счет целевой кредитной эмиссии под приоритетные инвестиционные проекты.

«При этом инфляционного эффекта от наращивания кредитной эмиссии в объеме до 5 трлн руб. не прогнозируется, так как уровень монетизации российской экономики ниже оптимального на 7-10 трлн руб. Главным условием здесь является направление кредитной эмиссии исключительно на цели роста объемов и модернизации производства пользующейся спросом продукции», — аргументирует Глазьев.

И предупреждает, что в условиях характерных для российской экономики структурных диспропорций потребуется избирательная кредитно-инвестиционная политика, дифференцированная по отраслям и направлениям развития в соответствии с объективно сложившимися различиями в их доходности. Имеющаяся практика льготного кредитования АПК и малого бизнеса подтверждает эффективность такого подхода.

Компании могли бы заключать с уполномоченными органами государственной власти инвестиционные контракты, под которые банки и институты развития могли бы выдавать долгосрочные кредиты.

ЦБ при этом мог бы функционировать как институт развития, обеспечивающий кредитами как потребности частных предприятий в расширении и развитии производства, так и госпрограммы.

Под небом Евразии

Частью плана по опережающему развитию, уверен Глазьев, могли бы стать масштабные проекты по развитию инфраструктуры. В том числе совместно с КНР.

Инфраструктурные проекты могут финансироваться, в частности, не только за счет госбюджета, но и при помощи «выпуска целевых низкопроцентных облигаций, котируемых на бирже и выкупаемых ЦБ».

Для их сопряжения с китайскими источниками финансирования может быть использован механизм валютно-кредитных свопов. В целях привлечения средств международных банков развития и финансовых рынков могут быть выпущены специальные долгосрочные облигации, обращающиеся на финансовом рынке и КНР.

Реализация двух трансконтинентальных интеграционных инициатив — ЕАЭС и Шелкового пути — открывает возможности расширения взаимовыгодного сотрудничества, отмечает Глазьев. Например, можно сочетать формирование единого воздушного пространства и открытие новых воздушных коридоров с переходом на самолеты совместного производства в рамках российско-китайско-индийско-иранской кооперации. Или открытие внутренних водных путей со строительством и использованием судов собственного производства. Или сооружение трансконтинентальных транспортных коридоров с развитием единой базы железнодорожного и автодорожного машиностроения. Аналогичный подход может быть применен к формированию общего энергетического пространства, совместной машиностроительной базы.

«Пока российско-китайские инвестиционные проекты развиваются сравнительно вяло. Созданные для этого международные банки развития, в первую очередь Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, остаются в стороне. Для активизации этой работы необходимо использовать формы международных консорциумов с наднациональными органами управления и концессионных соглашений», — считает Глазьев.

Двойной бюджет

Следующий шаг — трансформация бюджетного правила в бюджет развития, предусматривающая направление нефтяных доходов на финансирование государственных инвестиций.

«Здесь уместно вновь обратиться к китайскому опыту. Для борьбы с бюджетным дефицитом и финансирования крупного инфраструктурного строительства в Китае еще с 1982 года стали использовать так называемый двойной бюджет: регулярный государственный бюджет и бюджет капитального строительства», — советует Глазьев.

Регулярный государственный бюджет формируется главным образом за счет налогов, а бюджет развития — за счет неналоговых поступлений от предприятий, перечислений из внебюджетных фондов с добавлением положительного сальдо государственного бюджета. Бюджет капитального строительства (или бюджет развития) предназначен для целей экономического строительства, в основном для строительства важнейших объектов общегосударственного значения. Основной целью «двойного бюджета» является выведение всех расходов по капитальному строительству за рамки регулярного госбюджета.

Глазьев напоминает, что после дефолта 1998 года разделение бюджетов использовалось в правительстве . Тогда государство начало формировать бюджет развития, налаживать механизмы рефинансирования коммерческих банков под векселя платежеспособных производственных предприятий.

«Впоследствии этот эффективный экономический механизм, принесший свои плоды, был заменен Стабилизационным фондом, ставшим каналом перекачивания российских бюджетных доходов в американские долговые обязательства», — возмущается Глазьев.

Еще один давно назревший инструмент стимулирования экономики — дополнение функций ЦБ задачами обеспечения роста инвестиций, ВВП и занятости. Повышение роли специальных инструментов рефинансирования коммерческих банков в целях кредитования инвестиционных проектов с увеличением сроков предоставляемых ресурсов и расширением ломбардного списка.

Для этого необходимо приближение ключевой ставки к уровню средней рентабельности в обрабатывающей промышленности. Введение вектора ставок специальных инструментов рефинансирования, приближающего цену финансовых ресурсов к рентабельности соответствующих отраслей экономики.

Также потребуется пойти на такой шаг, как «организация целевого рефинансирования государственных институтов развития и коммерческих банков под низкопроцентные долгосрочные государственные и муниципальные обязательства, облигации государственных корпораций, включая инфраструктурные облигации, а также бизнес-планы предприятий, разрабатываемые в целях реализации государственных программ, заказов, специальных инвестиционных контрактов, экспортных контрактов, совместных с партнерами по евразийской интеграции инвестиционных проектов».

Против манипулирования курсом рубля

И наконец, несколько точечных, но важных внедрений в текущую практику правительства: «Внедрение системы контроля над целевым использованием кредитов госбанков и бюджетных ассигнований, исключающей их вывоз за рубеж и использование в спекулятивных целях».

Введение избирательного валютного и финансового регулирования на основе косвенных методов (налог Тобина, резервные требования и проч.) в целях предотвращения спекулятивных атак, манипулирования рынками и курсом рубля, сооружения «финансовых пирамид» и прочих махинаций, дестабилизирующих экономику.

Необходимо, считает Глазьев, активизировать расширение использования рубля в качестве «валюты цены и валюты расчетов по российским экспортным поставкам, формирование основы для превращения рубля в международную валюту расчетов и ценообразования в большом евразийском партнерстве».

Для этого необходима стабилизация курса рубля на среднесрочный период по отношению к корзине евразийских валют.

«Нужен переход к идеологии развития с приоритетным наращиванием расходов на НИОКР и образование, стимулированием инновационной активности и поощрением новаторства», — резюмирует академик Глазьев и напоминает о необходимости «персональной ответственности в системе государственной власти за достижение целей развития».

1 . Перевод госактивов и счетов в долларах и евро из стран НАТО в нейтральные.

2 . Возвращение всех принадлежащих государству ценностей (драгметаллы, произведения искусства и т.д.) в Россию.

3 . Продажа облигаций стран НАТО до введения санкций.

4 . Прекращение экспорта золота, драгоценных и редкоземельных металлов.

5 . Валютно-кредитный своп с Китаем для финансирования критического импорта и перехода на расчеты в национальных валютах.

6 . Создание собственной системы обмена межбанковской информацией для платежей и расчетов в Таможенном союзе, СНГ, со странами-партнерами по аналогии SWIFT.

7 . Создание платежной системы расчетов по банковским карточкам в «Евразэс», которая замкнула бы в том числе расчеты по системам Visa и MasterCard.

8 . Ограничение валютной позиции банков, введение предварительного декларирования крупных неторговых валютных операций. Введение в будущем налога на вывоз капитала и финансовые спекуляции.

9 . Переход на расчеты в торговле в Таможенном союзе и с другими странами в национальных валютах. Заключение новых контрактов на экспорт углеводородов в рублях.

10 . Валютно-кредитные свопы со странами для финансирования торговли.

11 . Быстрое сокращение в резервах долларовых инструментов и долговых обязательств перед странами, поддерживающими санкции.

12 . Замещение займов госкорпораций и госбанков в долларах и евро рублевыми на тех же условиях, проведение ля этого целевой эмиссии с размещением посредством ВЭБа.

13 . Разъяснительная работа с населением о целесообразности перевода евровых и долларовых депозитов в рубли. В случае замораживания активов ЦБ и госбанков в США и ЕС — замораживание обязательств банков в долларах и евро.

14 . В ответ на торговое эмбарго — осуществление критически важных операций через белорусские и казахстанские предприятия.

15 . Перевод в национальную юрисдикцию зарегистрированных в офшорах прав собственности на стратегические предприятия, на объекты недропользования и недвижимость.


Правдинформ:

План Глазьева горячо обсуждается либерастическим правительством РФ, которое очевидно не желает изменять курс государства на суверенный, но не говорят этого прямо, позволяя озвучивать возмущение столпам про-американской политики. Так, экс-министр финансов Алексей Кудрин, оказалось, не поддерживает идеи советника президента Сергея Глазьева по защите экономики России от санкций и сокращению хождения доллара в стране, что следует из сообщения Кудрина в Twitter. «Сергей Глазьев предлагает наложить на Россию санкции похлеще, чем санкции Запада», — говорится в сообщении Кудрина со ссылкой на статью «Ведомостей». Эта цитата Кудрина приведена сайтом "Ведомости" , также идёт обсуждение в "Ведомости" в статье "Сергей Глазьев знает, как оградить Россию от санкций" , указывается "План Глазьева состоит из 15 действий (см. vedomosti.ru)", – однако сам план не опубликован, что указывает на политику сокрытия информации от русского плебса. Вместе с тем в этой же статье указывается, что "Идеи Глазьева используются как тестер того, что предлагает либеральный блок: смогут ли Силуанов, Греф или Кудрин найти убедительные доводы против, объясняет кремлевский собеседник «Ведомостей»" – то есть надежда на отрыв приросших к империализму Запада российских олигархов всё-таки есть.