Обручник девы марии. Праведный Иосиф – глава Святого семейства. Тропарь праведному Иосифу Обручнику

Про святого Иосифа Обручника известно немного, хотя в жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы он занимал очень важное место. Пресвятая Дева была выдана замуж в подростковом возрасте, а святой Иосиф Обручник на иконах изображается глубоким старцем. Почему же именно он стал нареченным мужем будущей Матери Спасителя человечества? Как известно из Святого Писания, Пресвятая Дева в трехлетнем возрасте была приведена в храм, при котором жила вместе с другими благочестивыми девицами, однако обычай позволял им жить в святом месте лишь до определенного возраста. Когда Мария стала девушкой, находиться при храме Ей больше нельзя было, а родители Ее уже умерли. Тогда священники подыскали Ей пожилого благочестивого старца, который согласился бы стать названным мужем Марии, то есть обручиться с Ней, заботиться о Ней, но при этом не вступать в супружеские отношения, поскольку Пресвятая Дева приняла решение сохранять девство на протяжении всей Своей жизни. Святой Иосиф Обручник осознавал свою роль быть охранителем чести невинной девушки, и поэтому впал в негодование, узнав, что Она беременна. Однако, не желая Ей позора, хотел дать Ей разводной письмо и отпустить с миром, но Ему явился Архангел Гавриил и сообщил, Кого носит во чреве юная Мария.

На иконах святого Иосифа чаще всего можно увидеть рядом с Родившимся Христом на изображениях Рождества Христова. Очень красивы православные иконы святого Иосифа Обручника, где он изображен вдвоем с Младенцем Христом – эти образы выражают всю полноту чувств, которые испытывал праведный старец к Спасителю, и полноту его заботы о Нем.

Значение иконы святого Иосифа Обручника

Известно, что старец был царского рода, поскольку происходил от царя Давида. Несмотря на знатность, он был вынужден заниматься тяжелым трудом плотника, поскольку пребывал в бедности.

Православная Икона святого Иосифа Обручника станет хорошим подарком для всех, чья профессия связана с деревообработкой – столяров, плотников, краснодеревщиков, и т.д.

Перед иконой просят кротости, смирения, любви к ближнему, молятся ему и матери об устроении судьбы дочерей. Бельгийцы считают его покровителем своей страны. Кроме того, праведный старец покровительствует сиротам, узникам, путешественникам, заключенным в темницы и инженерам.

Вышитая бисером икона святого Иосифа Обручника

Христианскую икону святого Иосифа Обручника необходимо иметь дома всем, кто носит его имя. Купить этот святой образ можно в храмах, монастырях, иконных лавках. Сегодня православные благодаря современным технологиям имеют возможность купить ее не выходя из дома, в православном интернет-магазине. Очень красиво и празднично выглядит вышитая бисером икона Иосифа. В таком варианте исполнения Вы можете купить как готовое изделие, так и вышить его самостоятельно.

Смотреть на видео про Иосифа Обручника

Молитва святому праведному Иосифу, обручнику Пресвятыя Девы Марии

О святый праведный Иосифе! Ты еще на земли сый, велие имел еси дерзновение к Сыну Божию, иже благоизволи именовати тя Отца Своего, яко обрученика Своея Матери, и послушати тя: веруем, яко ныне с лики праведных во обителех небесных водворяяся, услышан будеши во всяком твоем прошении к Богу и Спасителю нашему. Темже, ко твоему покрову и заступлению прибегающе, смиренно молим тя: якоже сам от бури сумнительных помышлений избавлен был еси, сице избави и нас, волнами смущений и страстей обуреваемых: якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы , огради и нас такожде от всякия клеветы напрасныя: якоже хранил еси от всякого вреда и озлобления воплотившагося Господа, сице сохраняй твоим заступлением Церковь Его православную и всех нас от всякаго озлобления и вреда. Веси, святче Божий яко и Сын Божий во днех плоти Своея в телесных потребах нужду имеяши, и ты послужил еси им: того ради молим тя, и нашим временным нуждам благопоспеши твоим ходатайством, подая нам вся благая, в житии сем потребная. Изряднее же просим тя, исходатайствуй нас оставление грехов прияти от нареченнаго ти Сына, Единороднаго же Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа и достойны быти наследия Царства Небеснаго нас предстательством твоим сотвори, да и мы, в горних селениих с тобою водворяющеся, прославим Единаго Триипостаснаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

[греч. ᾿Ιωσὴφ ὁ μνηστὴρ; лат. Ioseph sponsus Mariae], прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей (Мф 1. 18), происходил из рода царя Давида (Мф 1. 16; Лк 2. 4). Подробные сведения об И. О. содержатся в Евангелиях от Матфея и от Луки в повествованиях о детстве Спасителя. Согласно евангелисту Матфею, Пресв. Дева Мария была обручена с И. О., и, «прежде нежели сочетались (συνελθεῖν - «вступить в брачные отношения».- Авт. ) они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф 1. 18). И. О. хотел дать ей без публичной огласки разводное письмо, однако был вразумлен во сне ангелом Господним, к-рый сказал ему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1. 20-21). Через какое-то время «Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус» (Мф 1. 25). Как повествуется в Евангелии от Луки, И. О. происходил из Назарета и вместе со своей семьей отправился в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи (Лк 2. 4-5). Иисус родился в Вифлееме (Мф 2. 1). Согласно Мф 2. 2, Его посетили восточные мудрецы, которые «видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»; согласно Лк 2. 11, к Нему пришли пастухи, получившие откровение от ангелов, что «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». В Евангелии от Матфея сообщается о преследованиях Младенца Иисуса иудейским царем Иродом Великим и о бегстве И. О., вразумленного ангелом Господним во сне, с Марией и Ее новорожденным Сыном в Египет. Вернувшись из Египта после смерти Ирода, И. О. с семьей поселился в Назарете (Мф 2. 19-23). Согласно Евангелию от Луки, по прошествии 8 дней было совершено обрезание Младенца, а на 40-й день И. О. и Пресв. Мария принесли Младенца в Иерусалимский храм, где совершили очистительное и искупительное жертвоприношения (Лк 2. 21-24) и где произошла встреча со старцем Симеоном и с пророчицей Анной, признавших в Младенце буд. Мессию Израиля. Последнее упоминание об И. О. в НЗ относится к тому времени, когда Иисусу Христу исполнилось 12 лет (Лк 2. 41-52). И. О. и Пресв. Мария, ежегодно совершавшие пасхальное паломничество в Иерусалим, взяли с собой на праздник и Сына. Возвращаясь домой, они обнаружили исчезновение Иисуса, Которого «через три дня нашли… в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их…» (Лк 2. 46). На слова Своей Матери: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» - Иисус ответил: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 48-49). Вероятно, Иисус, с одной стороны, косвенно свидетельствует о том, что И. О. не был его физическим отцом, а с другой - впервые в рамках евангельского повествования говорит о Своей особенной связи с Богом, Которого считает Своим непосредственным Родителем (Nolland. 1989. P. 127-128, 136). К началу общественного служения Иисуса Христа И. О., о к-ром больше ни разу прямо не говорится, возможно, уже не было в живых; на это может указывать именование в Евангелии от Марка Спасителя жителями Назарета «сыном Марии» (Мк 6. 3). Исследователи высказывали различные мнения относительно значения этого именования (Guelich. 1989. P. 309); оно может отражать раннюю традицию почитания Матери Иисуса (см., напр.: Klostermann E. Das Markusevangelium. Tüb., 19504. P. 55; ср.: Bernheim. 1997. P. 19). В рассказе о стоянии Божией Матери у креста (Ин 19. 26-28) в повествовании о Страстях Господних, очевидно, также подразумевается, что к концу Его служения Пресв. Богородица была уже вдовой, поскольку И. О. не упоминается при описании этих событий.

Из Евангелий известно также, что И. О. был плотником (Мф 13. 55) и что он обучил этому ремеслу Иисуса Христа (Мк 6. 3).

Евангельские рассказы о детстве Спасителя содержат 2 различных по содержанию и функциям образа И. О. У евангелиста Матфея он именуется праведным (δίκαιος - Мф 1. 19), т. е. благочестивым иудеем, исполняющим закон и праведным в очах Божиих. Но также в этом Евангелии прослеживается связь между праведностью И. О. и его намерением не придавать огласке положение Марии и «тайно отпустить Ее» (Мф 1. 19), не прибегая к строгим постановлениям закона. Характерно, что в Евангелии от Матфея в отличие от Евангелия от Луки благовестие о рождении Спасителя обращено к И. О. (Мф 1. 20), а не к Марии (Лк 1. 31). Как это благовестие, так и др. откровение И. О. получает во сне, что сближает его образ с образами ветхозаветных патриархов (ср., напр., рассказ о снах Иосифа Праведного или Иакова). Откровения во снах и дальнейшие действия И. О. (Мф 1. 20-24; 2. 13, 19-23) составляют ядро рассказа о детстве Спасителя в Евангелии от Матфея (Уизерингтон. 2003. С. 533). Очевидно, евангелист Матфей хотел подчеркнуть, что И. О. проявил милосердие к Марии, несмотря на требования закона (Hagner. 1993. P. 19) и особую покорность воле Бога, которую он исполнял, даже если до конца не понимал ее значение (Brown. 1993. P. 125-127).

В Евангелии от Луки И. О. уделено гораздо меньше внимания, поскольку основной акцент сделан на откровениях Деве Марии и на живом отклике женщин (прав. Елисаветы и прав. Анны) на пророчества о рождении и приходе Спасителя. Даже именование И. О. отцом Иисуса вложено в уста Пресв. Марии (Лк 2. 48). Но тем не менее И. О. участвует во всех основных евангельских сценах детства Спасителя (Лк 2. 22, 27). Вместе с Девой Марией он заботится о воспитании Отрока Иисуса, Который «был в повиновении у них» (Лк 2. 51). Евангелист Лука рисует образ отца, к-рый живет праведно по естественным и божественным законам и исполняет свои обязанности по отношению к Сыну Божию. И. О.- послушный Богу человек, к-рого слушается Сам Иисус. Слова о том, что Господь Иисус Христос «был, как думали (ἐνομίζετο), Сын Иосифов» (Лк 3. 23; ср.: 4. 22), могут означать, согласно одному из возможных толкований, что евангелист Лука говорит об одном из мнений, к-рое он не разделял,- тем самым указывается на непорочное зачатие Иисуса (Bovon F., Koester H. Luke 1: A Comment. on the Gospel of Luke 1. 1-9. 50. Minneapolis, 2002. P. 136). В целом анализ Мф 1-2 и Лк 1-2 показывает, что рассказ о рождении и детстве составлен у Матфея относительно Иосифа, а у Луки - Девы Марии (Porter. 1993. P. 975).

То, что И. О. происходит из рода Давида, отмечено в 2 отличающихся евангельских родословных; в одной его отцом назван Иаков (Мф 1. 15-16), в другой - Илий (Лк 3. 23). Одна из самых древних попыток согласовать это противоречие принадлежит христ. хронисту Юлию Африкану (ок. 160-240). В сохранившихся у Евсевия Кесарийского фрагментах «Послания к Аристиду» сказано, что упомянутые Иаков и Илий являлись единоутробными братьями по матери и были рождены от разных отцов (также родных братьев - Матфана и Мелхия), к-рые по очереди вступили в брак с женщиной по имени Есфа (Euseb. Hist. eccl. I 7. 8). Африкан предлагал рассматривать каждое из родословий Спасителя как отражение соответственно естественного (по природе) (Мф 1. 1-17) и правового (по закону) (Лк 3. 23-38) родства (Euseb. Hist. eccl. I 7. 1-4). Согласно этому предположению, он утверждал: «Илий умер бездетным, Иаков женился на его вдове и родил от нее Иосифа, который был его сыном по природе, а по закону - сыном Илия, ибо Иаков, его брат, «восстановил семя ему»» (cм.: Втор 25. 5-10.- Авт. ) (Euseb. Hist. eccl. I 7. 9). Несмотря на древность и широкое признание трактовки Африкана, у нее один недостаток: в используемой им рукописи Евангелия от Луки в тексте родословной было пропущено 2 имени - Матфата и Левия. Впосл. почти все отцы Церкви как Востока, так и Запада, к-рые затрагивали вопрос о родословиях Христа, разделяли т. зр. Африкана (напр.: Aug. Retractat. 33. 2 - Grelot e. al. 1974. P. 1303). Нек-рые совр. библеисты выдвигали предположение, что одна из родословных могла быть родословием И. О., а другая - Девы Марии (см., напр.: Хуффман. 2003. С. 130). В целом проблема, связанная с именами и их последовательностью в евангельских родословных, остается нерешенной (см. подробнее в ст. Родословие Иисуса Христа , Гармонизация евангельская).

Образ И. О. в древней Церкви

В немногочисленных свидетельствах св. отцов и учителей Церкви отсутствуют указания на к.-л. особое почитание И. О. в древней Церкви. К его образу древнехрист. писатели обращались прежде всего при решении вопросов догматического и экзегетического характера, в апологетических целях.

В раннехрист. лит-ре до кон. II - нач. III в. нет прямых сведений о возрасте И. О. и его жизни до обручения с Девой Марией. Впервые предание о том, что И. О. имел детей от 1-го брака, упоминает Ориген, ссылаясь на апокрифические источники, в т. ч. на «Протоевангелие Иакова» (Orig. In Matth. 10. 17). В др. сочинении Ориген называет И. О. «приемным отцом» (Orig. Hom. in Luc. 16. 1). Свт. Епифаний Кипрский, следуя за Оригеном, первым среди отцов Церкви характеризует И. О. как 80-летнего старца-вдовца, вступившего в брак с юной Марией, давшей обет целомудрия (Epiph. Adv. haer. 51. 10-11). Свт. Епифаний также добавляет, что у И. О. было 6 сыновей (Ibid. 51. 10) или 4 сына и 2 дочери (Ibid. 78. 7) от 1-го брака. Именно этот взгляд получил распространение в вост. традиции, где практически все отцы и учители Церкви видели в братьях Господних детей от 1-го брака И. О., т. е. сводных братьев Христа. На Западе эту т. зр. разделял свт. Иларий Пиктавийский (Hilar. Pict. In Matth. 1. 4) (см. подробнее в ст. Братья Господни). Блж. Иероним Стридонский в полемике с Гельвидием настаивал на том, что и И. О. «благодаря Марии был девственником, так что у девственной четы родился сын-девственник» (Hieron. Adv. Helvid. 21; ср.: Idem. In Matth. 2), а братья Иисуса были детьми сестры Пресв. Богородицы - Марии Клеоповой (Idem. Adv. Helvid. 16-17; Idem. In Matth. 4. 16). Истолковывая слова в Мф 1. 25: «Она родила Сына Своего первенца...», блж. Иероним утверждает, что в Свящ. Писании обычно первенцем называется «не только тот, после которого были и другие, но и тот, прежде которого не было никого» (ср.: Числ 18. 15; Исх 34. 19-20); тем самым блж. Иероним доказывает, что И. О. не имел брачной связи с Марией ни до, ни после рождения Спасителя (Hieron. Adv. Helvid. 13-14). Мнение блж. Иеронима о том, что И. О. был девственником, не разделяли ни вост., ни зап. отцы Церкви в ранний период, кроме блж. Августина (Aug. De opere monach. 13. 14; Idem. Serm. 51. 21 sqq.). Именно благодаря авторитету блж. Августина представление о девственности И. О. получило широкое распространение на Западе в средние века, начиная с X в. (Holzmeister. 1945. P. 65).

Одним из первых сведения о родственных связях И. О. приводит христ. писатель Егесипп (2-я пол. II в.). Во фрагментах его «Записей о церковных делах», сохранившихся у Евсевия Кесарийского, сказано, что братом И. О. был Клеопа (отец Симеона, 2-го епископа Иерусалима) (Euseb. Hist. eccl. III 11; ср.: Мк 15. 40; Лк 24. 18; Ин 19. 25). Свт. Епифаний дополняет это предание сведением, что отцом И. О. и Клеопы был Иаков, прозванный Панфиром (Epiph. Adv. haer. 78. 7. 5). Блж. Феофилакт Болгарский (XI-XII вв.) сообщает, что «братья и сестры Христовы были дети Иосифа, которые родились от жены брата его, Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф по закону взял жену его за себя и родил от нее шестерых детей, четырех сыновей и двух дочерей, Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию» (Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56 // PG. 123. Col. 293). Прп. Иоанн Дамаскин (2-я пол. VII в.- до 754 г.), возможно на основании местных палестинских преданий, полагал, что Иоаким, отец Девы Марии, был сыном Варпанфиира из рода Давидова и приходился свойственником Иакову, отцу И. О. (Ioan. Damasc. De fide orth. IV 14 // PG. 94. Col. 1154). В XIV в. Никифор Каллист со ссылкой на свт. Ипполита Римского пишет в «Церковной истории» о том, что 1-я жена И. О. по имени Саломия приходилась племянницей прав. Захарии, отцу св. Иоанна Крестителя (Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3 // PG. 145. Col. 760).

Особое внимание в трудах христ. писателей уделялось нравственному значению образа И. О. В желании И. О. тайно отпустить Деву Марию (Мф 1. 19) ряд толкователей видели указание на то, что И. О. был человеком кротким и смиренным, не пожелавшим «причинять Деве даже и малейшего огорчения». Он мог предать Ее суду, но не обвинял и не порицал Ее, а поступил выше закона (Ioan. Chrysost. In Matth. IV 4; ср.: Aug. Serm. 51. 6, 9). Евсевий Кесарийский, напротив, считал, что праведность И. О. состояла в трепете перед открывшейся ему тайной чудесного рождения Спасителя и он хотел расстаться с Марией исключительно из чувства своего недостоинства пребывать вблизи совершаемых Богом великих дел (Euseb. Ad Stephan. I 3 // PG. 22. Col. 884-885). В «Гомилиях на Евангелие от Луки» (сохр. в переводе блж. Иеронима) Ориген называет И. О. «смотрителем [управителем] рождества Господня» (dispensatorum ortus Dominici - Orig. Hom. in Luc. 13. 7). Лат. слово dispensator соответствует греч. слову οἰκονόμος, тем самым Ориген определяет место И. О. в Божественном замысле домостроительства спасения. Cмирение, к-рое И. О. выказывал в отношении Того, Кто был вверен его защите и попечению, является, по Оригену, примером отношений родителей и детей (Ibid. 20. 45).

П. Ю. Лебедев

И. О. в христианских и гностических апокрифах

Важное место отведено И. О. в апокрифических «Евангелиях детства» . В «Иакова Протоевангелии» (кон. II в.) отцовство И. О. впервые объясняется в согласии с учением о приснодевстве Пресв. Богородицы: И. О. был вдовцом и имел сыновей от 1-го брака. Когда Деве Марии исполнилось 12 лет и ее было решено выдать замуж (чтобы охранить данный Ею обет девства), ее мужем из числа вдовцов был избран плотник И. О. Господь Сам указал на него в качестве буд. обручника и защитника Богородицы через знамение: из его жезла вылетела голубка и села ему на голову (Protev. Jac. 8-9). Приняв Марию в свой дом, И. О. отправился на плотничьи работы и вернулся, когда Она была уже на 6-м месяце беременности; через явление ангела он уверился в Ее непорочности. Но книжник Анна донес первосвященнику о том, что жена И. О. непраздна, и супруги должны были пройти особое испытание «водой обличения» (Ibid. 13-16). Поиски И. О. повивальной бабки близ Вифлеема описаны от 1-го лица (Ibid. 18-19). Согласно «Фомы евангелию о детстве Спасителя» (Evangelium Thomae de infantia Salvatoris, кон. II в.) (см. в ст. «Евангелия детства»), И. О. изготавливал орала и ярма (Ev. Thom. 13. 1; мч. Иустин Философ то же занятие относит к Самому Христу - Iust. Martyr. Dial. 88). И. О. служит объектом то упреков, то похвал соседей и учителей из-за необычного поведения маленького Иисуса и совершаемых Им чудес (Ev. Thom. 2. 3; 7. 2-4; 14. 1; 15. 3-4), ругает и наказывает Его (Ibid. 2. 3; 5. 1-2). В противоположность этому в лат. «Евангелии о Рождестве Марии и детстве Спасителя», приписываемом евангелисту Матфею (Liber de ortu beatae nativitate sanctae Mariae , кон. IX в.), подчеркивается почтение, оказываемое И. О. Младенцу Христу во время бегства в Египет (гл. 22).

На копт. (BHO, N 532; изд.: Lagarde. 1883; нем. пер.: Morrenz. 1951; доп.: Lefort. 1953) и на араб. (BHO, N 533; критическое изд.: Battista, Bagatti. 1978; рус. пер., выполненный И. Ю. Крачковским в 1919, в наст. время готовится к изданию) языках сохранилась апокрифическая «Книга Иосифа плотника» (Historia Josephi fabri lignarii; полное название - «История успения отца нашего святого старца Иосифа плотника»). Копт. версия дошла целиком на бохайрском диалекте и во фрагментах на саидском, арабская - полностью. Вопрос о языке оригинала (греческом или саидском диалекте коптского) остается открытым. Для датировки памятника нет достаточно четких указаний, исследователи по-разному определяют ее - от IV до VII в. Повествование построено в форме беседы Христа с апостолами на Елеонской горе: Он рассказывает им об И. О. и о его кончине. Согласно «Книге Иосифа плотника», И. О. происходил из Вифлеема, был не только плотником, но и священником (что невозможно, т. к., согласно закону, священниками могли быть потомки только Левия, но не Иуды; ср.: Евр 7. 14). Он женился в возрасте 40 лет, прожил в браке 49 лет и имел 6 детей: 4 сыновей (имена те же, что и в Мф 13. 55 и Мк 6. 3, но вместо Иосии - Иуст) и 2 дочерей - Лисию/Ассию и Лидию. Через год после смерти жены И. О. был по жребию обручен с 13-летней Девой Марией. Два года спустя родился Христос, причем И. О. записал Его во время переписи еще до рождения. В Египте Св. Семейство оставалось в течение года. Пресв. Марию стали называть «матерью Иакова», поскольку Она особенно заботилась об этом сыне И. О., сильно скорбевшем о смерти матери (ср.: Ioan. Chrysost. In Matth. 88 // PG. 58. Col. 777; Theoph. Bulg. In Luc. 24 // PG. 123. Col. 1112). Со временем старшие сыновья И. О. Иуст и Симеон женились, их сестры вышли замуж; с И. О., Марией и Иисусом остались младшие сыновья Иаков и Иуда. И. О. прожил в совершенном здравии 111 лет. Почувствовав приближение смерти, он отправился в Иерусалим и совершил молитву в храме. Центром повествования «Книги Иосифа плотника» является кончина И. О. Автор красочно описывает его предсмертные страхи. Христос принимает его душу и вручает ее ангелам. В уста Христа вложены обоснование неизбежности смерти И. О. и вместе с тем обещание воздаяния почитающим его память, в т. ч. автору «Книги Иосифа плотника» и тому, кто наречет своего сына именем И. О. (в этой речи исследователи видят утверждение культа святого как покровителя конкретного человека). Апокриф заканчивается вопросом апостолов, почему И. О. не был избавлен от смерти, подобно Илии и Еноху, и ответом Спасителя об особой миссии последних вместе со Скилой и с Тавифой во времена антихриста (ср. с 4-й гл. Илии пророка апокалипсиса).

В «Книге Иосифа плотника» имеются параллели как с евангельским повествованием об И. О., так и с текстами др. апокрифов («Протоевангелие Иакова», «Евангелие Фомы»). Г. Кламет (Klameth. 1928) и С. Морренц (Morrenz. 1951. S. 29-34, 111 sqq., 124) предположили, что на формирование памятника оказал влияние также миф о древнеегип. боге Осирисе , однако эта гипотеза была опровергнута П. Дево (Devos. 1952) и Х. Энгбердингом (Engberding. 1953. S. 56-69; см. также: G örg. 2002).

И. О. упоминается в ряде гностических апокрифов из Наг-Хаммади (NHC. II 3. 17, 91; V 4).

С. А. Моисеева

Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 1-25; Lagarde P., de. Aegyptiaca. Gött., 1883. P. 1-37; Robinson F. Coptic Apocryphal Gospels. Camb., 1896. (Texts and Studies; 4/2); Michel C., Peeters P. Évangiles apocryphes. P., 19242. Pt. 1. P. 194-245; Morrenz S. Die Geschichte von Joseph dem Zimmermann: Übers., erläutert u. untersucht. B., 1951. (TU; 56) (рец.: Devos P. // AnBoll. 1952. Vol. 70. P. 382-385); Battista A., Bagatti B. Edizione critica del testo arabbo della Historia Iosephi Fabri Lignarii e ricerche sulla sua origine. Jerusalem, 1978.

Лит.: Богословский М. И. Открытие Иосифу, обрученнику Пресв. Девы Марии, тайны воплощения Сына Божия // ПС. 1886. Ч. 3. № 10. С. 121-157; Leclerq H. Joseph (Saint) // DACL. Vol. 7. Col. 2659-2666; Klameth G. Über die Herkunft der apokryphen «Geschichte Josephs des Zimmermanns» // Angelos. Lpz., 1928. Bd. 3. S. 6-31; Holzmeister U. De Sancto Ioseph quaestiones biblicae. R., 1945; Engberding H. Der Nil in der liturgischen Frömmigkeit des christlichen Ostens // Oriens Chr. 1953. Bd. 37. S. 56-88; Lefort L. Th. À propos de l"Histoire de Joseph le Charpentier // Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 201-203; Stramare T., Casanova M. L. Giuseppe // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1251-1292; Giamberardini G. San Giuseppe nella tradizione Copta. Cairo, 1966. (SOC. Aeg.; 11); Grelot P. e. a. Joseph (Saint) // DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 1289-1323; Plümacher E. Joseph (Mann Marias) // TRE. Bd. 17. S. 245-246; Guelich R. A. Mark 1-8: 26. Dallas (Tex.), 1989. P. 305-311. (WBC; 34а); Nolland J. Luke 1: 1-9: 20. Dallas, 1989. P. 36-136, 166-174. (WBC; 35a); Luz U. Matthew. 1-7: A Comment. Edinb., 1990. P. 100-155; Aranda Perez G. Joseph the Carpenter // CoptE. Vol. 5. P. 1371-1374; Beasley-Murray G. R. John. Dallas, 1991. P. 308-363. (WBC; 36); Porter S. E. Joseph, Husband of Mary // ABD. Vol. 3. P. 974-975; Brown R. E. The Birth of the Messiah. L., 19932. P. 111-112, 125-127; Hagner D. A. Matthew 1-13. Dallas, 1993. P. 1-43, 403-409. (WBC; 33a); Bernheim P.-A. James Brother of Jesus. L., 1997; Head P. M. Christology and Synoptic Problem. Camb., 1997; Nagel P. Joseph II (Zimmermann) // RAC. 1997. Bd. 18. Sp. 749-761; Lienhard J. T. St. Joseph in Early Christianity: Devotion and Theology: A Study and an Anthology of Patristic Texts. Phil., 1999; G ö rg M. Die «Heilige Familie»: Zum mythischen Glaubensgrund eines christlichen Topos // Die Zukunft der Familie und deren Gefährungen / Hrsg. N. Goldschmidt e. a. Münster, 2002. S. 57-65; Уизерингтон Б. Рождение Иисуса // Иисус и Евангелия: Слов. М., 2003. С. 531-544; Хуффман Д. С. Генеалогия // Там же. С. 125-130; Filas F. L. Joseph, st. // NCE. Vol. 7. P. 1034-1037.

Почитание И. О. на христианском Востоке и в России

Почитание И. О. как приемного отца Христа и опекуна Церкви возросло в XV в. в связи со схизмой в католической Церкви и с экклезиологическими трудами католич. теологов. Целестинец Пьер Поке († 1408) составил молитвы и стихотворную похвалу святому (Lieberman. 1964). Кард. Пьеру д"Айи принадлежит авторство 1-го посвященного И. О. богословского трактата - «О 12 привилегиях св. Иосифа» (De duodecim honoribus sancti Joseph). Особую роль в становлении почитания И. О. на Западе сыграл Жан Жерсон , к-рый неоднократно обращался к образу святого в проповедях, в т. ч. произнесенных на заседаниях Констанцского Собора (1414-1418). В лат. эпической поэме «Иосифиана, героическим стихом воспетая» (Josephina sermone heroico decantata) Жерсон поместил образ И. О. в центр христ. сотериологической доктрины, провозгласив его защитником Церкви, раздираемой схизматиками, и образцом истинного христианина. Авторству Жерсона принадлежит также трактат «Размышления о св. Иосифе» (Considérations sur S. Joseph), в котором теолог доказывал необходимость особого почитания И. О. В ряде посланий, а также в проповеди участникам Констанцского Собора Жерсон требовал установить праздник обручения Богоматери и И. О., упоминая о том, что в отдельных местах монашеские ордены самостоятельно вводили поминание И. О. в определенные дни. Так, в Англии память И. О. праздновалась 9 февр., в Милане в общине августинских каноников - 19 марта. На распространение почитания И. О. оказал влияние папа Сикст IV (1471-1484), к-рый одобрил включение памяти святого в миссалы (1472) и бревиарии (1474), а в 1480 г. возвел празднование памяти И. О. в категорию «duplex». С этого времени память И. О. отмечалась также в храмах Рима. С кон. XV в. известно о праздновании обручения И. О. и Марии, которое зафиксировано в локальных редакциях миссала, однако не получило широкого распространения (упразднено в 1961). В 1540 г. была заложена 1-я церковь во имя Иосифа Обручника в Риме (Сан-Джузеппе деи Фаленьями).

В XV в. к образу И. О. часто обращались популярные католич. проповедники Винсент Феррер, Бернардин Сиенский, Бернардин из Фельтре и др. Началось составление агиографических сочинений, посвященных И. О., на народных языках. Так, в основу франц. поэмы Жана Раммессона «Похвала и привилегии господина св. Иосифа» (Dictier des loenges et privileges de monseigneur saint Joseph) положена лат. поэма П. Поке. В кон. XV в. Жития И. О. на фламандском языке были составлены Пьером Дорланом (Gent. Universiteitsbibliotheek. MS 895) и Филиппом ван Мероном (Die historie van den heiligen patriarch Joseph. Gouda, ). В XVI-XVII вв. жизнеописания И. О. выходили на лат., испан. и др. языках. Особо почитала И. О. католич. св. Тереза Авильская , к-рая назвала в честь святого основанный ею в 1562 г. 1-й мон-рь босоногих кармелитов в Авиле (Испания), а затем ряд др. обителей. В 1590 г. И. О. был провозглашен покровителем босоногих кармелитов в Испании. Почитание святого быстро распространилось в Новом Свете: И. О. почитался как покровитель вице-королевства Нов. Испания (Центр. Америка) (с 1555) и Нов. Франции (Канада) (с 1624). В XVI-XVII вв. почитание И. О. получило распространение во Франции, где его поддержали кард. Пьер де Берюль, католич. св. Франциск Сальский, а также иезуиты . Испан. теолог иезуит Франсиско Суарес в соч. «О таинствах жизни Христовой» (De mysteriis vitae Christi, 1592) приводил И. О. как пример наиболее совершенного типа христ. служения, превосходящего даже служение апостолов (Su á rez Fr. Opera omnia / Éd. Ch. Berton. P., 1866. T. 19. P. 125). И. О. объявили покровителем кармелитов во Франции, вернувшихся к строгому соблюдению устава («кармелитов старой обсервации»; франц. Grands-carmes). В 1-й пол. XVII в. появились особые католич. конгрегации, посвященные И. О.: пресвитеров св. И. О. (иозефитов; Рим, ок. 1620), дочерей св. И. О. (Бордо, 1638), госпитальеров св. И. О. (Ла-Флеш, 1643), сестер св. И. О. (Ле-Пюи-ан-Веле, ок. 1650). Во 2-й пол. XVII в. И. О. был провозглашен покровителем ряда стран в составе империи Габсбургов - Богемии (1665), Австрии (1675) и Испанских Нидерландов (1689), а также Мексики (1678), образовалась конгрегация госпитальеров св. И. О. (Монреаль, 1694).

Память И. О. в категории «duplex» была включена в тридентские литургические книги рим. обряда по указанию папы Пия V (в бревиарий (1568) и в миссал (1570)). В 1621 г. папа Григорий XV предписал обязательное празднование памяти И. О. На протяжении XVII-XVIII вв. расширялись и дополнялись посвященные И. О. литургические тексты. Были введены также новые праздники, связанные с почитанием И. О. Так, с 1680 г. известно о праздновании в 3-е воскресенье по Пасхе «покровительства св. Иосифа», первоначально среди босоногих кармелитов (в 1847 праздник включен в литургические книги рим. обряда). В 1726 г. имя И. О. было включено в литанию святых Римского Миссала.

В XVIII в. распространение почитания И. О. замедлилось, однако образ святого занимал видное место в религиозной практике. Преимущественно в Испании и в Италии публиковались труды, посвященные богословскому и экзегетическому осмыслению образа И. О., из к-рых стало широко известно сочинение Дж. А. Патриньяни «Почитатель св. Иосифа» (1-е изд.: Patrignani G. A. Il Divoto di san Giuseppe. Firenze, 1707). В Португалии и Бразилии оформилось почитание 3 Св. Сердец - Иисуса, Марии и И. О.

С 1865 г. в Италии распространялось движение за расширение почитания И. О. (в т. ч. за офиц. признание его покровителем католич. Церкви и за включение его имени в канон мессы). Мн. духовные писатели пропагандировали почитание И. О. и представляли его как прообраз христ. священнослужителя, как идеальный пример для христианина. Публиковались сборники молитв к И. О. и различных текстов о нем, о его роли в Церкви и о пользе его почитания (напр., «Св. Иосиф в писаниях святых и учителей духовной жизни» (S. Joseph d"après les saints et les maîtres de la vie spirituelle, 1863) иезуита М. Буи). В этот период возникли места особого почитания И. О., посвященные ему паломнические центры. Наиболее значительным является Ораторий св. Иосифа Обручника в Монреале, основанный в 1904 г. католич. св. Андре Бесеттом (с 1954 малая базилика). Возросло количество посвященных И. О. конгрегаций, преимущественно женских (одной из первых была Конгрегация сестер св. И. О., основанная в 1808 в Лионе (Франция)). 8 дек. 1870 г. папа Римский Пий IX провозгласил И. О. покровителем католической Церкви (декрет Конгрегации обрядов «Quemadmodum Deus»). Празднование памяти И. О. было включено в высшую категорию «duplex» 1-го класса (объявлен обязательным праздником в Кодексе канонического права 1917 г.- CIC (1917). 1247. 1). Папа Лев XIII в посвященной почитанию И. О. энциклике «Quamquam Pluries» (от 15 авг. 1889) трактовал Церковь как семью И. О., которому следует молиться об избавлении ее от испытаний. Вскоре память И. О. стала обязательной для празднования в Испании, Португалии (1890), а также в Пьемонте, Лигурии, Ломбардии и на Сардинии (1891). Папа Римский Пий XI в публичных выступлениях часто обращался к теме почитания И. О. как хранителя Церкви, в энциклике «Divini Redemptoris» (от 19 марта 1937) в знак его почитания призвал провести «молитвенный поход» против коммунистического атеизма. В 1955 г. папа Римский Пий XII установил 1 мая празднование в честь И. О.- покровителя трудящихся, чтобы противопоставить достоинство христианского труда атеистической пропаганде. В 1961 г. папа Иоанн XXIII провозгласил И. О. покровителем Ватиканского II Собора . В 1962 г. имя И. О. было включено в канон мессы (молитва «Communicantes»). В апостольском обращении «Redemptoris custos» (15 авг. 1989) Римский папа Иоанн Павел II говорил об И. О. как о праведном человеке, труженике и любящем отце семейства. Благодаря высоким моральным качествам И. О. стал хранителем Воплощенного Бога, одновременно помогая Марии в осознании Ее роли как Богоматери. Поэтому И. О. является также хранителем и защитником Вселенской Церкви, к-рая, как и человеческая семья, подвержена бедствиям. В речи перед молитвой «Angelus» 19 марта 2006 г. папа Бенедикт XVI подчеркнул значение образа И. О. как человека, терпеливо и со смирением исполняющего повседневные обязанности, призвав отцов и матерей семейств, служителей Церкви и всех трудящихся следовать его примеру.

В XX в. внимание теологов было сосредоточено на раскрытии значения образа И. О. в свете христ. сотериологии. Это привело к созданию центров по изучению т. н. иосифологии. С 1947 г. в Вальядолиде (Испания) издается ж. «Иосифовские исследования» (Estudios Josefinos), в 1953 г. было основано Испанско-американское об-во иосифологии. С 1953 г. при Оратории св. И. О. в Монреале началась публикация ж. «Статьи по иосифологии» (Cahiers de Joséphologie), в 1962 г. основано Североамериканское об-во иосифологии. В 1970 г. в память 100-летия провозглашения И. О. покровителем католической Церкви в Риме состоялся 1-й Международный симпозиум, посвященный изучению почитания И. О. до XV в. (6-й симпозиум, посвященный почитанию И. О. в XIX в., состоялся в 1995).

Лит.: Seitz J. Die Verehrung des hl. Joseph: In ihrer geschichtlichen Entwicklung bis zum Konzil von Trient. Freiburg i. B., 1908; Leclercq H. Joseph (Saint) // DACL. Vol. 7. Pt. 2. Col. 2656-2666; Diaz de Castro A. El patronato universal de San José. Madrid, 1931; Grosjean P. Notes d"hagiographie celtique: La prétendue origine irlandaise du culte de S. Joseph en Occident // AnBoll. 1954. T. 72. P. 357-362; Le Patronage de St. Joseph: Actes du Congrès d"études tenu à l"Oratoire Saint-Joseph, Montréal, 1-9 août 1955. Montréal; P., 1956; Lieberman M. Pierre Pocquet: «Dictamen de Laudibus Beati Josephi» // Cahiers de Joséphologie. Montréal, 1964. Vol. 12. N 1. P. 5-23; Stramare T., Casanova M. L. Giuseppe // BiblSS. Vol. 6. Col. 1251-1292; Emmen A. Pierre de Jean Olivi, sa doctrine et son influence // Cahiers de Joséphologie. 1966. Vol. 14. N 2. P. 209-270; Filas F. St. Joseph in the Writings of Rupert of Deutz // Ibid. 1971. Vol. 19: Saint Joseph durant les quinze premiers siècles de l"Église. P. 269-279; Garrido Bolaño M. San José en los calendarios y martirologios hasta el siglo XV inclusive // Ibid. P. 600-646; Payan P. Pour retrouver un père...: La promotion du culte de St. Joseph au temps de Gerson // Cahiers de Recherches Médiévales et Humanistes. 1997. Vol. 4: Être père à la fin du Moyen Âge. P. 15-29; idem. Ridicule?: L"image ambiguë de St. Joseph à la fin du Moyen Âge // Médiévales. St.-Denis, 2000. Vol. 19. N 39. P. 96-111; Gauthier R. Bibliographie sur St. Joseph et la Sainte Famille. Montréal, 1999; idem.).

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 310-311) И. О. прославляется в песнопениях Недели по Рождестве Христовом: в отпустительном тропаре 2-го гласа в каноне 4-го гласа с ирмосом: в каноне 8-го гласа с ирмосом: () () в цикле стихир-подобнов и в неск. самогласнах. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 358-361) память И. О. также отмечается 26 дек. вместе с празднованием Собору Пресв. Богородицы и с памятью сщмч. Евфимия, еп. Сардийского; И. О. назначаются неск. стихир и седален. В Неделю по Рождестве Христовом песнопения, в которых прославляется И. О., следующие: тот же отпустительный тропарь, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, канон 4-го гласа, цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах», по 2 стихиры-подобна на стиховне вечерни и на хвалитех, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 86-87) указания в Неделю по Рождестве Христовом в целом те же, что и в Евергетидском.

В богослужебных книгах Иерусалимского устава память И. О. также отмечается в Неделю по Рождестве Христовом. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. в этот день поются тот же отпустительный тропарь, что и в Типиконах студийской традиции, канон, 2 цикла стихир-подобнов. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. указаны 2 кондака, в которых упоминается И. О.: 3-го гласа и 1-го гласа

В совр. богослужебных книгах в Неделю по Рождестве Христовом содержатся следующие песнопения, в к-рых прославляется И. О.: отпустительный тропарь 2-го гласа Εὐαγγελίζου, ᾿Ιωσήφ̇ (); кондак 3-го гласа Εὐφροσύνης σήμερον̇ (); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Χριστοῦ σε μέλπω δεξιὸν παραστάτην. Ιωσήφ (Христова тебя пою правого помощника) 1-го гласа, ирмос: Χριστὸς γεννᾶται̇ (), нач.: Χριστοῦ θεράπον μακάριε (Христова служителя, блаженне) - только в греч. Минее; канон авторства Космы Маюмского без акростиха 4-го гласа, ирмос: ῎Ασομαί σοι Κύριε̇ (), нач.: ῎Ασομαί σοι Κύριε () (в греч. Минее этот канон посвящен прор. Давиду и Иакову, брату Господню, в нем были переработаны все тропари, в к-рых фигурирует И. О.; вероятно, это объясняется наличием в греч. Минее отдельного канона в честь И. О.); цикл стихир-подобнов; 2 седальна; светилен.

В рукописях сохранились каноны, составленные в честь И. О.: анонимный канон на празднование Собору Пресв. Богородицы и И. О. без акростиха 4-го гласа, ирмос: Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος̇ (), нач.: ᾿Αρρήτου φιλανθρωπίας (Несказанного человеколюбия); канон в честь Собора Пресв. Богородицы, прор. Давида, Иакова, брата Господня, и И. О. с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Χριστὸς θεοῖ με τὴν ἐμὴν λαβὼν φύσιν (Христос да обожит меня, мою принимая природу) 4-го гласа, ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ (Kaster. Sр. 210-221).

Впервые изображения И. О. появились в IV в. на рельефах саркофагов. У него густые короткие волосы и борода; он может быть представлен в длинном одеянии, стоящим за троном Богоматери («Поклонение волхвов» на т. н. большом латеранском, или «догматическом», саркофаге, Ватикан, IV в.) или в короткой тунике, сидящим напротив Богоматери («Рождество Христово» на резном окладе слоновой кости Евангелия из Миланского собора, 2-я пол. V в.). Определить возраст персонажа на этих рельефах невозможно, однако на мозаиках ц. Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440) И. О. изображен средовеком с черными бородой и волосами. Здесь впервые представлен подробный цикл, где И. О. показан в следующих сценах: «Беседа ангела с Иосифом» («Сомнения Иосифа»), «Поклонение волхвов», «Явление Иосифу во сне ангела, повелевшего бежать от Ирода», «Св. Семейство у града Сотина», «Сретение». И. О. одет в короткую белую тунику и красный плащ. В VI в., когда формируется визант. иконография Рождества Христова с лежащей на ложе Богоматерью, И. О., подобно апостолам и пророкам, изображается в традиц. хитоне и гиматии, сидящим, подперев в раздумьях голову рукой (ампула из Монцы, VI в.), пожилым человеком (крышка реликвария, Музеи Ватикана, VI в.). На резной пластине трона архиеп. Максимиана (Архиепископский музей, Равенна) появляется еще одна сцена - «Сон Иосифа», или «Явление во сне ангела Иосифу», связанная с разрешением сомнений прав. старца относительно соблюдения Девой Марией обета чистоты (Мф 1. 18-21). Эта сцена пришла на смену композиции с более ранней иконографией - «Беседа Иосифа с ангелом». Здесь же представлена композиция «Путешествие в Вифлеем» (И. О. придерживает Деву Марию, сидящую на осле), а также апокрифическая сцена «Испытание водой обличения» (И. О. наблюдает, как Дева Мария пьет из чаши). Он может изображаться и подающим Ей чашу (резная пластина VI в. со сценами «Благовещение» и «Испытание водой» - ГЭ).

В средневизант. период в протоевангельских циклах на иконах и фресках присутствует также сцена «Обручение Марии», или «Вручение Марии Иосифу» (эпистилий из мон-ря Ватопед на Афоне, XII в.), иконография к-рой близка к иконографии «Введения Богородицы во храм». Иногда за ней следует композиция «Иосиф ведет Марию в свой дом» (ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах), 1189). В композиции «Сретение» И. О., сопровождающий Богородицу, держит 2 белых горлиц в качестве жертвы храму (один из ранних примеров - миниатюра из Минология Василия II - Vat. gr. 1613, 1-я четв. XI в.). Большие иконографические циклы, посвященные протоевангельским событиям, содержатся в рукописях Гомилий Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162; Paris. gr. 1208) 2-й четв. XII в. («Иосиф слышит призыв глашатаев», «Иосиф оставляет свою работу», «Иосиф присоединяется к толпе», «Чудо с посохом Иосифа», «Вручение Марии Иосифу», «Богородица прощается с Захарией», «Мария и Иосиф, покидающие Иерусалим», «Мария, следующая за Иосифом», «Возвращение Иосифа домой», «Иосиф сообщает Марии о своем уходе», «Возвращение Иосифа в свой дом», «Иосиф, размышляющий о беременности Марии», «Стенания Иосифа», «Иосиф, сомневающийся в Марии», «Оправдание Марии», «Анна удостоверяет беременность Марии», «Взятие под стражу Марии и Иосифа», «Марию и Иосифа ведут в храм», «Анна обвиняет Марию», «Испытание Иосифа водой обличения», «Иосифа выводят из храма», «Прощание Марии с Захарией после признания Ее невиновности»).

В палеологовскую эпоху протоевангельский цикл дополняется сценой «Перепись населения», где также изображен И. О. (мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Редким примером включения И. О. в композицию «Введение Богородицы во храм» является новгородская икона XIV в. (ГРМ), на к-рой И. О. изображен стоящим за прав. Захарией (Смирнова. 1976. С. 210). По мнению Ж. Лафонтен-Дозонь (Lafontaine-Dosogne. 1964. P. 161-162), на эту иконографию могла повлиять сцена «Обручение Марии», поскольку обе композиции имеют сходную схему (ср. с «Обручением Марии» на эпистилии из мон-ря Ватопед).

Одиночное изображение И. О. представлено на иконе «Богоматерь Киккская, с пророками и избранными святыми» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Образ И. О. помещен в центре нижнего ряда святых, непосредственно под образом Богоматери на троне. Он представлен фронтально, в левой руке держит развернутый свиток, правая рука молитвенно поднята к груди. Слева от И. О. изображены в молении праведные Иоаким и Анна, справа - прародители Адам и Ева. Надпись под троном Богородицы комментирует эту необычную композицию: «Иоаким и Анна зачали, Адам и Ева были спасены» (Лидов. 1999. С. 66). И. О. в синем хитоне с золотым клавом и в охристом гиматии, волосы и борода седые.

В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) И. О. упоминается последним в ряду 12 сыновей Иакова и их потомков (§ 129, № 74): «Праведный Иосиф, сын Иакова, обручник Богородицы, с круглою бородою, старец». В лицевом иконописном подлиннике XVIII в., изданном С. Т. Большаковым, память И. О. указана под 26 дек., в день Собора Пресв. Богородицы, вместе с памятью царя Давида и Иакова, брата Господня. Однако описание его облика приводится не в этой статье, а в тексте, посвященном «Рождеству Христову»: «Иосиф Обручник на камени седит, брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 60).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 80; Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l"enfance de la Vierge dans l"Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964; Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976; Kaster G. Joseph von Nazareth // LCI. Bd. 7. Sp. 210-221; Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М.; Афины, 1999.

Н. В. Квливидзе

Святой праведный Иосиф Обручник

Святой Иосиф Обручник - супруг Девы Марии, земной отец и воспитатель Иисуса Христа; прозван Обручником потому, что был, согласно христианским догматам, лишь обручен с Девой Марией и стал ее супругом де-юре, но не де-факто, храня ее девственность.

Он по прямой линии происходил из рода Давида-царя , но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством. В первом браке у него было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. 80-летним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия.

(ок. 1035 — 965 до н.э.) — второй царь Израиля. Был младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема (Бет-Лехема) из колена Иуды, правнуком Вооза и моавитянки Руфи. В отрочестве пас овец. Благодаря искусной игре на арфе он был приглашен ко двору, чтобы музыкой разгонять тоску Саула. Тайно был помазан пророком Самуилом на царство вместо Саула. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём (1Цар. 16:1-13). Когда Саул пал вместе с сыновьями в битве с филистимлянами, царство перешло в руки Давида.

Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н.э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме).

Давид — одна из величайших личностей библейской истории. Бог заключил с Давидом договор, согласно которому династия Давида будет править народом Израиля вечно, а столица Давида — Иерусалим — будет во веки веков святым городом, единственной обителью самого Бога (см. Пс. 89:4-5, Пс. 89:29-30, Пс. 89:34-38; Пс. 132:13-14, Пс. 132:17). Согласно преданию, из рода Давида (по мужской линии) должен был выйти Мессия, что и осуществилось, согласно Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида.

Согласно Евангелию от Матфея Иосиф и Мария обручились, но когда наступил момент начала их совместной супружеской жизни, Иосиф обнаружил, что его жена уже беременна: "…прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого" (Мф. 1:18). Однако Иосиф не знал, что это "от Духа Святого" и был смущен; будучи, однако, человеком праведным, он решил не предавать это огласке, чтобы не причинять страданий Марии, и "хотел тайно отпустить Ее" (Мф. 1:19). В ответ на эти его помыслы к нему во сне явился Ангел Господень (Архангел Гавриил) и возвестил особую святость и мессианское предназначение Младенца, который родится у Марии:

"Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1:20-21).


Сон Иосифа

Иосиф поступает в соответствии со словами ангела, смиряет себя, хранит девственность Марии и сам нарекает ее сына так, как было ему открыто: "И не знал ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус" (Мф. 1:25).

Святой Иосиф с младенцем Иисусом (Гвидо Рени, ок. 1635 года)

После рождения Иисуса Иосиф еще дважды получает особые Откровения. Во второй раз ангел, явившийся ему во сне, предупреждает об угрозе для жизни Младенца со стороны царя Ирода и повелевает бежать в Египет (Мф. 2:13-14). Иосиф выполняет это повеление и остается в Египте с Марией и Иисусом до смерти Ирода. А затем и в Египте ангел сообщает о том, что опасность миновала и можно возвратиться на родину: "…встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца" (Мф. 2:20). Придя в Землю Израилеву, Иосиф узнает, что вместо Ирода царствует его сын Архелай, и из предосторожности удаляется со Святым Семейством в Галилею, поселившись в Назарете (Мф. 2:23). В последний раз в евангельском тексте Иосиф появляется в рассказе о паломничестве Святого Семейства на Пасху иудейскую в Иерусалим, когда Иисусу уже исполнилось 12 лет и когда на обратном пути Его потеряли родители.


Иосифу Обручнику по священ апокриф "История об Иосифе Плотнике", возникший в Египте на рубеже III-IV вв. В нем повествуется о том, как Иосиф совершил паломничество в Иерусалим, чтобы испросить помощи самого архангела Михаила в час своей смерти. При этом Христос пообещал отцу своему земному, что его тело не истлеет до "тысячелетней трапезы", т. е. пришествия Иисуса через тысячу лет и установления на земле Царства Небесного. Согласно апокрифу, Иосиф Обручник умер в возрасте 111 лет и его погребение было совершено ангелами.


Смерть Иосифа

Исследователи предполагают, что святой Иосиф скончался до начала общественного служения Иисуса Христа. По преданию, тело праведного Иосифа погребено в Гефсиманской пещере, где уже покоились к тому времени родители Пресвятой Богородицы.

Святой праведный Иосиф Обручник

Святой Иосиф Обручник – супруг Девы Марии, земной отец и воспитатель Иисуса Христа; прозван Обручником потому, что был, согласно христианским догматам, лишь обручен с Девой Марией и стал ее супругом де-юре, но не де-факто, храня ее девственность.

Он по прямой линии происходил из рода Давида-царя , но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством. В первом браке у него было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. 80-летним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия.

Царствовал 40 лет (ок. 1005 - 965 до н.э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года - царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме).

Давид - одна из величайших личностей библейской истории. Бог заключил с Давидом договор, согласно которому династия Давида будет править народом Израиля вечно, а столица Давида - Иерусалим - будет во веки веков святым городом, единственной обителью самого Бога (см. Пс. 89:4–5, Пс. 89:29–30, Пс. 89:34–38; Пс. 132:13–14, Пс. 132:17). Согласно преданию, из рода Давида (по мужской линии) должен был выйти Мессия, что и осуществилось, согласно Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии - Иисуса Христа от царя Давида.

Согласно Евангелию от Матфея Иосиф и Мария обручились, но когда наступил момент начала их совместной супружеской жизни, Иосиф обнаружил, что его жена уже беременна: "…прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого" (Мф. 1:18). Однако Иосиф не знал, что это "от Духа Святого" и был смущен; будучи, однако, человеком праведным, он решил не предавать это огласке, чтобы не причинять страданий Марии, и "хотел тайно отпустить Ее" (Мф. 1:19). В ответ на эти его помыслы к нему во сне явился Ангел Господень (Архангел Гавриил) и возвестил особую святость и мессианское предназначение Младенца, который родится у Марии:

"Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1:20-21).

Иосиф поступает в соответствии со словами ангела, смиряет себя, хранит девственность Марии и сам нарекает ее сына так, как было ему открыто: "И не знал ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус" (Мф. 1:25).

Святой Иосиф с младенцем Иисусом (Гвидо Рени, ок. 1635 года)

После рождения Иисуса Иосиф еще дважды получает особые Откровения. Во второй раз ангел, явившийся ему во сне, предупреждает об угрозе для жизни Младенца со стороны царя Ирода и повелевает бежать в Египет (Мф. 2:13-14). Иосиф выполняет это повеление и остается в Египте с Марией и Иисусом до смерти Ирода. А затем и в Египте ангел сообщает о том, что опасность миновала и можно возвратиться на родину: "…встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца" (Мф. 2:20). Придя в Землю Израилеву, Иосиф узнает, что вместо Ирода царствует его сын Архелай, и из предосторожности удаляется со Святым Семейством в Галилею, поселившись в Назарете (Мф. 2:23). В последний раз в евангельском тексте Иосиф появляется в рассказе о паломничестве Святого Семейства на Пасху иудейскую в Иерусалим, когда Иисусу уже исполнилось 12 лет и когда на обратном пути Его потеряли родители.

Иосифу Обручнику по священ апокриф "История об Иосифе Плотнике", возникший в Египте на рубеже III-IV вв. В нем повествуется о том, как Иосиф совершил паломничество в Иерусалим, чтобы испросить помощи самого архангела Михаила в час своей смерти. При этом Христос пообещал отцу своему земному, что его тело не истлеет до "тысячелетней трапезы", т. е. пришествия Иисуса через тысячу лет и установления на земле Царства Небесного. Согласно апокрифу, Иосиф Обручник умер в возрасте 111 лет и его погребение было совершено ангелами.

Исследователи предполагают, что святой Иосиф скончался до начала общественного служения Иисуса Христа. По преданию, тело праведного Иосифа погребено в Гефсиманской пещере, где уже покоились к тому времени родители Пресвятой Богородицы.

Молитва Иосифу Обручнику

К святому Иосифу обращаются с молитвами за помощью в обретении верного спутника в жизни, взаимной любви, семейного счастья и благополучия.

Текст молитвы

О святый праведный Иосифе!

Ты еще на земли сый, велие имел еси дерзновение к Сыну Божию, иже благоизволи именовати тя отца Своего, яко обрученика Своея Матери, и послушати тя:

веруем, яко ныне с лики праведных во обителех небесных водворяяся, услышан будеши во всяком твоем прошении к Богу и Спасителю нашему.

Темже, ко твоему покрову и заступлению прибегающе, смиренно молим тя:

якоже сам от бури сумнительных помышлений избавлен был еси, сице избави и нас, волнами смущений и страстей обуреваемых:

якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы человеческия, огради и нас такожде от всякия клеветы напрасныя:

якоже хранил еси от всякого вреда и озлобления воплотившагося Господа, сице сохраняй твоим заступлением Церковь Его Православную и всех нас от всякаго озлобления и вреда.

Веси, святче Божий яко и Сын Божий во днех плоти Своея в телесных потребах нужду имеяши, и ты послужил еси им:

того ради молим тя, и нашим временным нуждам благопоспеши твоим ходатайством, подая нам вся благая, в житии сем потребная.

Изряднее же просим тя, исходатайствуй нам оставление грехов прияти от нареченнаго ти Сына,

Единороднаго же Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа и достойны быти наследия Царства Небеснаго нас предстательством твоим сотвори,

да и мы, в горних селениих с тобою водворяющеся, прославим Единаго Триипостаснаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ СВЯТОГО ИОСИФА ОБРУЧНИКА

Про святого Иосифа Обручника известно немного, хотя в жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы он занимал очень важное место. Пресвятая Дева была выдана замуж в подростковом возрасте, а святой Иосиф Обручник на иконах изображается глубоким старцем. Почему же именно он стал нареченным мужем будущей Матери Спасителя человечества? Как известно из Святого Писания, Пресвятая Дева в трехлетнем возрасте была приведена в храм, при котором жила вместе с другими благочестивыми девицами, однако обычай позволял им жить в святом месте лишь до определенного возраста. Когда Мария стала девушкой, находиться при храме Ей больше нельзя было, а родители Ее уже умерли. Тогда священники подыскали Ей пожилого благочестивого старца, который согласился бы стать названным мужем Марии, то есть обручиться с Ней, заботиться о Ней, но при этом не вступать в супружеские отношения, поскольку Пресвятая Дева приняла решение сохранять девство на протяжении всей Своей жизни. Святой Иосиф Обручник осознавал свою роль быть охранителем чести невинной девушки, и поэтому впал в негодование, узнав, что Она беременна. Однако, не желая Ей позора, хотел дать Ей разводной письмо и отпустить с миром, но Ему явился Архангел Гавриил и сообщил, Кого носит во чреве юная Мария.

На иконах святого Иосифа чаще всего можно увидеть рядом с Родившимся Христом на изображениях Рождества Христова. Очень красивы православные иконы святого Иосифа Обручника, где он изображен вдвоем с Младенцем Христом – эти образы выражают всю полноту чувств, которые испытывал праведный старец к Спасителю, и полноту его заботы о Нем.

Значение иконы святого Иосифа Обручника

Известно, что старец был царского рода, поскольку происходил от царя Давида. Несмотря на знатность, он был вынужден заниматься тяжелым трудом плотника, поскольку пребывал в бедности.

Православная Икона святого Иосифа Обручника станет хорошим подарком для всех, чья профессия связана с деревообработкой – столяров, плотников, краснодеревщиков, и т.д.

Перед иконой просят кротости, смирения, любви к ближнему, молятся ему и матери об устроении судьбы дочерей. Бельгийцы считают его покровителем своей страны. Кроме того, праведный старец покровительствует сиротам, узникам, путешественникам, заключенным в темницы и инженерам.

Вышитая бисером икона святого Иосифа Обручника

Христианскую икону святого Иосифа Обручника необходимо иметь дома всем, кто носит его имя. Купить этот святой образ можно в храмах, монастырях, иконных лавках. Сегодня православные благодаря современным технологиям имеют возможность купить ее не выходя из дома, в православном интернет-магазине. Очень красиво и празднично выглядит вышитая бисером икона Иосифа. В таком варианте исполнения Вы можете купить как готовое изделие, так и вышить его самостоятельно.

Смотреть на видео про Иосифа Обручника

Молитва святому праведному Иосифу, обручнику Пресвятыя Девы Марии

О святый праведный Иосифе! Ты еще на земли сый, велие имел еси дерзновение к Сыну Божию, иже благоизволи именовати тя Отца Своего, яко обрученика Своея Матери, и послушати тя: веруем, яко ныне с лики праведных во обителех небесных водворяяся, услышан будеши во всяком твоем прошении к Богу и Спасителю нашему. Темже, ко твоему покрову и заступлению прибегающе, смиренно молим тя: якоже сам от бури сумнительных помышлений избавлен был еси, сице избави и нас, волнами смущений и страстей обуреваемых: якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы человеческия, огради и нас такожде от всякия клеветы напрасныя: якоже хранил еси от всякого вреда и озлобления воплотившагося Господа, сице сохраняй твоим заступлением Церковь Его православную и всех нас от всякаго озлобления и вреда. Веси, святче Божий яко и Сын Божий во днех плоти Своея в телесных потребах нужду имеяши, и ты послужил еси им: того ради молим тя, и нашим временным нуждам благопоспеши твоим ходатайством, подая нам вся благая, в житии сем потребная. Изряднее же просим тя, исходатайствуй нас оставление грехов прияти от нареченнаго ти Сына, Единороднаго же Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа и достойны быти наследия Царства Небеснаго нас предстательством твоим сотвори, да и мы, в горних селениих с тобою водворяющеся, прославим Единаго Триипостаснаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Молитва иосифу обручнику о чем

ЖИТИЕ св. прав. ИОСИФА ОБРУЧНИКА

(по "Житиям святых" свт. Димитрия Ростовского)

День памяти: Неделя по Рождестве Христовом

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастырми славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спасти души наша.

Веселия днесь Давид исполняется божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на земли рождшагося воспевают: Щедре, спасай Тебе чтущия.

Молитва ко св. прав. Иосифу Обручнику

Ты еще на земли сый, велие имел еси дерзновение к Сыну Божи ю, иже благоизволи именовати тя отца Своего, яко обрученика Своея Матери, и послушати тя: веруем, яко ныне с лики праведных во обителех небесных водворяяся, услышан будеши во всяком твоем прошении к Богу и Спасителю нашему.

Темже, ко твоему покрову и заступлению прибегающе, смиренно молим тя: якоже сам от бури сумнительных помышлений избавлен был еси, сице избави и нас, волнами смущений и страстей обуреваемых: якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы человеческия, огради и нас такожде от всякия клеветы напрасныя: якоже хранил еси от всякого вреда и озлобления воплотившагося Господа, сице сохраняй твоим заступлением Церковь Его Православную и всех нас от всякаго озлобления и вреда. Веси, святче Божий яко и Сын Божий во днех плоти Своея в телесных потребах нужду имеяши, и ты послужил еси им: того ради молим тя, и нашим временным нуждам благопоспеши твоим ходатайством, подая нам вся благая, в житии сем потребная.

Изряднее же просим тя, исходатайствуй нам оставление грехов прияти от нареченнаго ти Сына, Единороднаго же Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа и достойны быти наследия Царства Небеснаго нас предстательством твоим сотвори, да и мы, в горних селениих с тобою водворяющеся, прославим Единаго Триипостаснаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Акафист св. прав. Иосифу Обручнику можно скачать здесь

Св. прав. Иосиф Обручник является покровителем семьи и брака, ему молятся об обретении спутника жизни, о даровании ребёнка, о семейном благополучии, верности и ответственности супругов. Также св. Иосифу Обручнику возносят молитвы о благополучии в поездках и путешествиях, об умножении веры, терпения и смирения.

Кроме того, св. Иосиф Обручник является покровителем всех трудящихся – ему возносят молитвы о поиске работы, о помощи в труде и об успехах в профессиональной деятельности.

В нашем монастыре ведется Журнал свидетельств о благодатной помощи , полученной по молитвам св. прав. Иосифа Обручника – в обретении спутников жизни, о даровании долгожданного чада, о семейном счастье и проч. Журнал постоянно пополняется новыми свидетельствами для укрепления веры всех просящих св. прав. Иосифа о помощи и покровительстве.

О житии св. прав. Иосифа Обручника известно немного. Часть информации изложена в Евангелии, часть – в "Житиях святых", а часть – в Предании Церкви и апокрифах.

Об этом свя­том Иоси­фе су­ще­ству­ют раз­лич­ные мне­ния у за­пад­ных и у во­сточ­ных хри­сти­ан. За­пад­ные го­во­рят, что он до са­мой кон­чи­ны сво­ей был дев­ствен­ни­ком, со­вер­шен­но не всту­пая в брак, а во­сточ­ные утвер­жда­ют, что он имел же­ну и ро­дил де­тей. Имея в су­пру­же­стве Са­ло­мию, дочь Аг­гея, свя­той Иосиф ро­дил че­ты­рех сы­но­вей: Иа­ко­ва, Си­мо­на, Иу­ду, Иосию, и двух до­че­рей, Ес­фирь и Фа­марь, или, как го­во­рят дру­гие, – Мар­фу; а си­нак­сарь Неде­ли свя­тых ми­ро­но­сиц при­со­во­куп­ля­ет еще и тре­тью дочь име­нем Са­ло­мию, ко­то­рая бы­ла за­му­жем за Зе­ве­де­ем. По кон­чине же сво­ей же­ны Са­ло­мии свя­той Иосиф жил в вдов­стве до­воль­но вре­мя, про­во­дя дни свои в чи­сто­те.

Небесный покровитель обители, св. прав. Иосиф, согласно евангельскому повествованию, по прямой линии происходил из рода царя Давида, но находился в бедности и, проживая в маленьком городке Назарет, занимался плотничеством.

Ко­гда Иосиф был уже стар, в возрасте вось­ми­де­ся­ти лет, ему бы­ла об­ру­че­на Пре­чи­стая Де­ва Ма­рия и да­н а для хра­не­ния Сво­е­го дев­ства. Знаком от Бога, указавшим на благочестивого старца Иосифа, достойного стать обручником Девы Марии, стал его расцветший посох, который и изображается на иконах. Согласно другому преданию, «голубка вылетела из посоха и взлетела Иосифу во славу. И сказал жрец Иосифу: Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа». Поэтому Иосиф и был прозван Обручником поскольку был лишь обручен с Девой Марией и стал хранителем ее целомудрия.

Согласно Евангелию от Матфея, через некоторое время после Благовещения, Иосиф обнаружил, что его жена беременна: «…прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф. 1:18). Однако Иосиф не знал, что это «от Духа Святого» и был смущен; будучи, однако, человеком праведным, он «хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:19). В ответ на эти его помыслы к нему во сне явился Архангел Гавриил и возвестил особую святость и мессианское предназначение Младенца, который родится у Марии: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20-21). Иосиф поступил в соответствии со словами ангела и сам нарек сына Марии так, как было ему открыто. Ибо Гос­подь вос­хо­тел ро­дить­ся в ни­ще­те, за­им­ство­вав от цар­ско­го ро­да толь­ко плоть, но не цар­скую сла­ву, бо­гат­ство и вла­ды­че­ство. По­се­му Он бла­го­из­во­лил иметь ни­щею и Свою Пре­чи­стую Ма­терь, ни­щим и мни­мо­го от­ца Сво­е­го, по­да­вая об­раз сми­ре­ния.

Во время вынужденного бегства в Египет от преследования нечестивым царем Иродом, Иосиф носил за Спасителем и Его Пречистой Матерью «одежду и все, необходимое для еды». Он с ревностной любовью относился к усыновленному ему в обручении Чаду, часто беря Его на руки - так, как изображают зачастую это православные иконы.

Иосифу Обручнику посвящен апокриф «История об Иосифе Плотнике» , возникший в Египте на рубеже III-IV вв. Согласно апокрифу, св. прав. Иосиф Обручник умер в возрасте 111 лет и его погребение было совершено ангелами.

Своим благочестием, смирением, непоколебимой верой и терпением св. прав. Иосиф Обручник явил собой истинный пример красоты духовной жизни, верности, целомудрия и святости, показав добрый путь жертвенного служения ближнему. Этим и другим добродетелям учит нас пример жизни св. прав. Иосифа Обручника.

Верим, что Промысл Божий и молитвы св. прав. Иосифа Обручника, сохранявшие монастырь со дня основания, не оставят его своим содействием и всесильной помощью и сейчас, а все, с верою просящие молитвенной помощи св. Иосифа, получат её и прославят Бога, «дивного во святых Своих».