Дид игра какой какая какие. Игры для развития речи. Тема «Перелетные птицы»

Дидактические игры - это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Логопед объясняет согласование существительных с при­лагательными:

Моя мама... (какая?) добрая, ласковая, красивая...

Моя бабушка... (какая?) старенькая, добрая, любимая, заботливая...

Моя сестра... (какая?) веселая, добрая, умная, красивая...

4. Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большая?» Логопед проводит беседу по содержанию рассказа. Дети

отвечают на вопросы:

Что делала Маша, чтобы стать взрослой?

Когда папа заметил, что Маша стала большая?

Физкультминутка

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

«Цветы» Наши красные цветы Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Наши красные цветы Закрывают лепестки. Головой качают, Тихо засыпают.

Заучивание наизусть стихотворения

Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она. -

Кто она? Отвечу я: -

Это мамочка моя!

Логопед проводит беседу по содержанию. Дети за логопедом повторяют строчки из стихотворения. Проводится повторное чтение стихотворения. Затем дети самостоятельно читают его. 6. Работа в тетради

У каждого ребенка на листе нарисована ваза. С помощью тра­фаретов они дорисовывают и раскрашивают «цветы для мамы».

Занятие 55. Звук [ц]

Цели: научить выделять звук [ц] в речи, определять его место в слове (в начале, в середине, в конце); закреплять навык прове­дения звукослогового анализа слова (на примере слова птица); научить правильному согласованию притяжательных местоиме­ний мой, моя с существительными; развивать зрительный гнозис.

Организационный момент

Игра с мячом «Один много» (машина - машины, самолет - самолеты, велосипед - ...).

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

Звук [ц] (Ц"Ц-ц - спит малыш) - согласный, глухой. При произношении звука [ц] губы «улыбаются», голосок «спит».

«Слушай внимательно».

Дети поднимают руку, услышав звук [ц]: ц-м^н-ц-д-к-ц... и слогов: да-цы-но-цу-ка-по-цо...

«Чистоговорки». Дети повторяют: цаца - вот идет овца цо-цо - на пальце кольцо цу-цу - потеряли пуговицу цы-цы - ели огурцы

«Не ошибись».

Логопед выставляет на доску полоски с изображением ме­ста звука в слове:

Дети называют по картинкам слова, определяют, где нахо­дится звук [ц] в слове, и расставляют картинки под полоска­ми: цапля, огурец, пуговица, цветы, перец, курица, цыпленок...

Звуковой анализ слова птица.

Дети определяют количество слогов, называют последова тельно звуки слова птица и цветными кружками выклады­вают схему слова.



«Доскажи предложение».

Дети добавляют слово со звуком [ц]:

На болоте живет... цапля.

Клоун выступает в... цирке.

Курица зовет своих... цыплят.

В вазу поставили красивые... цветы.

4. Физкультминутка

«Медведь, заяц, цапля» (см. занятие 15).

Сложи картинку»

Логопед предлагает детям сложить разрезные картинки и назвать, что это (машина, самолет, велосипед...). Дети долж­ны усвоить обобщающее слово «транспорт».

Дидактическая игра «Назови части».

Дети описывают свои картинки. (Это грузовик. У него есть кабина, кузов, колеса, мотор....)

Дидактическая игра «Чье это?».

Дети подбирают притяжательные местоимения к словам. (Это мой велосипед. Это моя машина.)

Занятие 56. Звуки [с], [ц]

Цели: уметь дифференцировать звуки [с], [ц]; усвоить по­нятие «слова-антонимы; развивать мелкую моторику рук.

1. Организационный момент

Игра с мячом «Едет, летит, плывет» (едет - машина, летит - самолет, плывет - корабль...).

2. Артикуляционная гимнастика

Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику:

Звук [с] - согласный, глухой, твердый; звук [ц] - согласный, глухой, твердый.

«Слушай внимательно».

Услышав звук [с], дети показывают «течет водичка», а услы­шав звук [ц], показывают «тихо спит малыш»: м, ц. н,с, д, щ к, с...

Дети повторяют слогоряд: са-ца-це

цу-сы-со су-цыса

Дидактическая игра «Разложи картинки».

Если в названии картинки есть звук [с], дети кладут ее к изображению крана, если звук [ц], то к изображению малыша. Санки, цапля, огурец, лиса, посуда, пуговица, мотоцикл, автобус...

«Закончи слово».

Дети должны добавить -са или -ца; ов-.., ко-.., пугови.., ли-.., колба-.., кури-.., лукови-..; -сы или -цы: о-.., во л о-.., огур-.., ов-.., рель-.., у-.., ножни-.., зай-.., ве-.., но-.., молод-.. .

« Кто внимательный? ».

Логопед читает стихотворение, а дети на звук [с] показы­вают «водичку», на звук [ц] - «тишину»:



Цапля вышла на охоту.

Лягушатам мой совет: -

Кто не спрячется в болоте,

Цапнет цапля на обед.

Уважаемые родители!

Формирование у детей старшего дошкольного возраста лексико- грамматических представлений требует определенной систематической работы специалиста: учителя - логопеда.

Однако родители дома могут закреплять начатую специалистом работу. Для этого рекомендуется организовать дома в свободное время несложные словесные игры. Эти игры не требуют специальной подготовки. Они помогут вашему ребенку освоить лексические понятия, усвоить грамматические нормы, научат грамотно говорить. Вам предлагаются игры с детьми дома, не требующие специальной подготовки. Вдумчиво прочтите предлагаемые задания и потренируйтесь сами в подборе определений, а затем с ребенком.

Словесная игра: «Какой, какая, какое?»

Цель: расширить словарный запас ребенка за счет введения в активную речь слов - определений

Задание: подобрать 8-10 слов к существительным, используя только прилагательные. Можно использовать игрушки, картинки, предметы.

Вы предлагаете ребенку поиграть в слова и просите придумать, как можно назвать тот или иной предмет, используя только слова, про которые можно сказать какой или какая?

Добавляете, что нельзя говорить: что делает этот предмет? или из чего состоит? Затем даете образец ответов.

Например: берете игрушечного жирафа (пластмассовую или мягкую игрушку) или смотрите на картинку и подбираете слова - определения.

Жираф (какой) - дикий, травоядный, млекопитающий, высокий, пятнистый, красивый, длинношеий, длинноногий, короткохвостый, спокойный и т. д.

Корова (какая) - домашняя, травоядная, млекопитающая, рогатая, длиннохвостая, доящаяся, мычащая, большая, тяжелая, бодающаяся, полезная, нужная, красивая, сильная, разноцветная (коричневая, черная, пятнистая и т. д.)

Примечание: если ребенку трудно самому подобрать прилагательные, то нужно помочь вопросами:

длинный хвост - значит какой он? (она?) (длинно...хвостый)

короткие ноги - значит какой он? (она?) (коротко...ногий)

питается травой - значит какой он? (она?) (траво...)

питается мясом, охотится - значит какой он? (она?) (............)

Точно также можно подбирать прилагательные к овощам и фруктам, предметам быта, одежде.

В словесные игры можно играть по дороге домой, во время прогулки, в любое свободное время.

Успеха вам, уважаемые родители, и прилежания!

Учитель - логопед: Жирова М.Г.

Овощи

Какой, какая.

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.
Оборудование: картинки с изображением овощей (огурец, свекла, репа, помидор, кабачок, капуста, лук, чеснок, морковь, картошка и т.п.).
Описание игры: показываем картинки, спрашиваем: «Что это?» - «Это помидор» - «Какого он цвета?» - «Помидор красный». Эта же игра с определением формы и вкуса.

Какой, какая, какие.

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки или муляжи овощей.

Описание игры: чтобы узнать о цвете и величине предмета надо задать вопрос: «Какой? Какая?». Выставляют два помидора и показывают их по очереди – большой и маленький. Вопрос: «Какой?» (большой, красный и т.д.) Выставляют морковку, вопрос: «Какая морковь?» (оранжевая, длинная, вкусная, сочная и т.д.). Выставляют два огурца, вопрос: «Какие?» (зеленые, хрустящие, овальные и т.д.).

Чтобы узнать о форме, величин, цвете и вкусе предмета надо задать вопросы: какой, какая, какие. Предлагаем детям назвать как можно больше признаков каждого овоща.

Что приготовим?

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Оборудование: картинки овощей.
Описание: «Собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты?» (капустный) и т.п.
Описание: Попросить ребенка: «Скажи, из чего приготовлены эти соки, как они называются?» (сок из моркови - морковный и.т.п.).

Загадай-ка

Цель: учить детей использовать в речи качественные прилагательные.

Описание: просим ребенка: «Загадай фрукт, назови его цвет и форму, а я попробую отгадать».

Отгадай-ка

Цель: закрепить навык понимания качественных прилагательных.
Оборудование: муляжи, картинки фруктов.
Описание: спросить ребенка: «Что это может быть за фрукт?»
А) если цвет этого фрукта не желтый, то это может быть (апельсин); не зеленый (гранат); не синий (банан) и т.п.
Б) если форма этого фрукта не овальная, то это может быть (апельсин, груша); не круглая (банан) и т.п.
В) не круглый и не желтый (груша, слива), не овальный и не зеленый (апельсин, яблоко), не круглый и не оранжевый (груша, банан) и т.п.

Приготовим сок.

Цель: закрепить навык образования относительных прилагательных.
Оборудование: картинки, муляжи фруктов.
Описание: предлагаем детям придумать свой сок и назвать его (яблочный, грушевый, яблочно-грушевый и т.п.)

Хлопни, топни.

Цель: закрепление понимания прилагательных.
Описание игры: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, которое можно употребить, говоря про фрукты, топни ногой, если так сказать про фрукты нельзя». (Сладкий, соленый, нарядный, овальный, сочный, печальный, веселый, аппетитный, круглый, квадратный, твердый и т.п.).



Дикие животные

Кто какой

Цель: закрепление прилагательных в речи.

Описание: предлагаем ребенку подобрать слова, описывающие животных (медведь – косолапый, неуклюжий, бурый; лиса – хитрая, рыжая; белка – проворная, быстрая, прыгучая; заяц – быстрый, осторожный, трусливый, косой).
Цель: закрепление прилагательных в речи.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.
А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый)
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая)
В) У ежа иголки, он … (колючий) и т.п.

Кто это?

Цель: закрепление прилагательных в импрессивной речи.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание: «Угадай про кого я говорю: лохматый, косолапый – это (медведь); серый, колючий – это (еж); рыжая, проворная, прыгучая - это (белка); серый, злой – это (волк); маленькая, быстрая – это (белка); рыжая, хитрая – это (лиса); серый, маленький, трусливый – это (заяц).

Путаница

Цель: закрепление понимания притяжательных прилагательных.

Описание: «Здесь нарисованы животные с чужими хвостами, скажите: у кого лисий хвост (у медведя); у кого беличий хвост (у зайца); у кого медвежий хвост (у лисы); у кого заячий хвост (у белки).
Оборудование: картинки с изображением животных, с чужими хвостами.
Описание: «Чей у медведя хвост? (лисий). Чей хвост у лисы? (медвежий). Чей хвост у белки? (заячий) Чей хвост у зайца? (беличий)».

Домашние животные.

Собери животное.

Цель: закрепление притяжательных прилагательных в экспрессивной и импрессивной речи.
Оборудование: картинки с частями тела животных (корова, лошадь, коза, кошка, собака).
Описание: «Покажите на картинке кошачий хвост. Найдите на картинке козью голову» и т.п.
Ребенок отвечает на вопросы: «Это чья голова?» (козья) и т.п.

Путаница.

Цель: закрепление притяжательных прилагательных в экспрессивной речи.
Оборудование: картинки с изображением животных, где заменена одна часть тела.
Описание: Ребенок смотрит на картинку и говорит: «У меня лошадь, а хвост кошачий. Мне нужен лошадиный хвост» или «У меня собака, а уши козьи, мне нужны собачьи уши».
Оборудование: картинка со странным животным (голова свиньи, туловище лошади, хвост кота, копыта коровы).
Описание: какие домашние животные объединены в этом странном существе? Чей у животного хвост? Чья голова? Чье туловище? Чей хвост? Чьи копыта?

Что из чего?

Цель: закрепление словообразования относительных прилагательных,
согласование их с существительными.
Оборудование: картинки с изображением посуды.
Описание: детям предлагается продолжить предложение.
Это посуда из стекла, значит это (стеклянная) посуда.
Мама купила новую (стеклянную) посуду.
Ми пьем чай из (стеклянной) посуды
Мама наливает воду в (стеклянную) посуду.
Это посуда из глины, значит это (глиняная) посуда.
Мама насыпала муку в (глиняную) посуду.
Таня высыпает муку из (глиняной) посуды.
А это посуда из металла, значит это (металлическая) посуда.
Мама ставит на плиту (металлический) чайник.
Это чашка. Она сделана из фаянса. Это (фаянсовая) чашка.
Петя уронил и разбил (фаянсовую) чашку.
Это солонка для соли. Она из дерева, значит солонка (деревянная).
Это блюдо из пластмассы. Оно (пластмассовое).
Этот сервиз из тонкого фарфора. Это праздничный (фарфоровый) сервиз.
Оборудование: настоящая игрушечная посуда (глиняная, деревянная, фарфоровая, металлическая, пластмассовая, стеклянная).
Описание: Просим ребенка: «Покажи стеклянную посуду» и т.п.
Описание: Предлагаем ребенку рассказать, из чего сделана та или иная посуда. Например, «Эта ложка сделана из дерева – она деревянная» и т.д.

Одежда

Из чего.

Цель: закрепление в речи относительных прилагательных.

Описание: просим ребенка рассказать из чего сшита одежда, и какая она, например:«Эта шуба, сшита из меха, она меховая» и.т.п.

Угадай.

Цель: закрепление понимания относительных прилагательных.
Оборудование: игрушечная одежда из разных тканей (джинсовая юбка, шелковая кофта, вельветовые брюки, шерстяная шапка, льняная рубашка, кожаная куртка).
Описание: предлагаем ребенку найти шелковую, меховую, вельветовую, джинсовую, шерстяную, льняную одежду.

Скажи наоборот.

Цель: закрепление в речи антонимов.
Описание: предлагаем ребенку сравнить предметы. Сказать наоборот.
Большой – (маленький (мяч)
Высокий – (низкий (стул)
Например: «Этот мяч большой, а этот (какой?) маленький» и т.п.

Картотека дидактических игр для средней группы

1. Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

2. Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша...

Ро-ро-ро - у нас новое вед...

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре - стоит дом на го...

Ри-ри-ри - на ветках снеги...

Ар-ар-ар - кипит наш само....

Ры-ры-ры - детей много у го...

3. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

  • Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

4. Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

6. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

  1. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка.... (узкая).

  1. Дидактическая игра «Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.

Ход игры : На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

9. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

10. Дидактическая игра «Кто же я?»

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

11. Дидактическая игра «У кого кто»

Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

12. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

13. Дидактическая игра «Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

14. Дидактическая игра «Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

15. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

  • Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
  • Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

16. Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

Зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

Широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

17. Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

19. Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

20. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

21. Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

Ход игры : Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд - изображения зверей, во второй - птиц, в третий - рыб, в четвертый - насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

23. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры : Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

24. Дидактическая игра «А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры : Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

  • Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее - уход домой.

Примечание . Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое - нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

26. Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок )

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

27. Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок»

Цели: закрепить знание растений,расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Ход игры : Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

28. Дидактическая игра «Где что растет?»

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Ход игры : Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет - молчат.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис\. Алыча, тополь, сосна.

В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

29. Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель: развивать речевую активность, мышление.

Ход игры : Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца - цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

30. Дидактическая игра «Лето или осень»

Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры :

Воспитатель и дети стоят в кругу.

Воспитатель . Если листики желтеют - это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Воспитатель. Если птицы улетают - это ….. И т. д.

31. Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

32. Дидактическая игра «Брать - не брать»

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

Ход игры : Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

33. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,
слуховое внимание.

Ход игры : Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

  • Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

34. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры : Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

35. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

  1. Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

Ход игры : Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты - лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя - подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках - люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая.

37. Дидактическая игра «Отгадай - ка!»

Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

Ход игры : По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

38. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель:

Ход игры

Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

(желтые )

узкая )

Лед тонкий, а ствол - … (толстый )

39. Дидактическая игра «Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

- «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу ).

  • Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу )
  • Вова вымыл руки и положил мыло...Куда? (В мыльницу )

40. Дидактическая игра «Догони свою тень»

Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

Ход игры : Воспитатель: Кто отгадает загадку?

Я иду - она идет,

Я стою - она стоит,

Побегу - она бежит. Тень

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.

41. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

Летом листья зеленые, а осенью - ….. (желтые )

Дорога широкая, а тропинка - …. (узкая )

Лед тонкий, а ствол - … (толстый )

42. Дидактическая игра «У кого какой цвет?»

Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.

43. Дидактическая игра «Какой предмет»

Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.

Ход игры : Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

  • Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

  • Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседу.
  • Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
  • Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

  • Красный.

Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.

Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др. )

44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»

Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Ход игры : Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

  • Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.
  • Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

45. Дидактическая игра «Придумай другое слово»

Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель) ; суп из овощей (овощной суп ); пюре из картофеля (картофельное пюре ).

46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко ), пушка (мушка, сушка, кукушка ), зайчик (мальчик, пальчик ) и т. д.

47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Ход игры : Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель - метет, вьюжит, пуржит.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет,

Ворона- летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»

Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

Ход игры : Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет - девочка, радио , …

Горький - перец, лекарство , .. и т. д.

49. Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.

Ход игры : Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.

50. Дидактическая игра «Кто что слышит?»

Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.

Ход игры : На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, автомобиль сигналит, листья шелестят и др.