Стороны 1 мировой войне. Начало первой мировой войны. Соотношение сил и средств перед войной и после нее

Является одной из самых длительных и значительных войн в истории, которая характеризуется огромными кровопролитиями. Она протекала больше четырёх лет, интересно то, что в ней принимали участие тридцать три страны (87% населения планеты), которые имели на то время

Начало Первой мировой войны (дата начала - 28 июня 1914 года) дало толчок к формированию двух блоков: Антанты (Англия, Россия, Франция) и (Италия, Германия, Австрия). Война началась в результате неравномерного развития капиталистической системы на этапе империализма, а также вследствие англо-германского противоречия.

Причины начала первой мировой войны можно выделить следующие:

2. Несовпадение интересов России, Германии, Сербии, а также Великобритании, Франции, Италии, Греции и Болгарии.

Россия стремилась получить доступ к морям, Англия - ослабить Турцию и Германию, Франция - вернуть Лотарингию и Эльзас, в свою очередь, Германия имела цель захватить Европу и Ближний Восток, Австро-Венгрия - контролировать движения судов в море, а Италия - получение господства на Юге Европы и в Средиземном море.

Как указано выше, принято считать, что начало Первой мировой войны приходится на 28 июня 1914 года, когда в Сербии убили прямого наследника престола Франца. Заинтересованная в развязке войны Германия подстрекала венгерское правительство предъявить ультиматум Сербии, которая якобы посягала на её суверенитет. Данный ультиматум совпал с массовыми забастовками в Петербурге. Именно сюда прибыл президент Франции, чтобы подтолкнуть к войне Россию. В свою очередь, Россия советует Сербии выполнить ультиматум, однако уже 15 июля Австрией была объявлена война Сербии. Это и было начало Первой мировой войны.

В то же время была объявлена мобилизация в России, однако Германия потребовала отменить данные меры. Но царское правительство отказалось выполнять это требование, поэтому 21 июля Германией была объявлена России война.

Уже в ближайшие дни в войну вступают основные государства Европы. Так, 18 июля в войну вступает Франция - главный союзник России, а затем и Англия объявляет войну Германии. Италия посчитала нужным объявить нейтралитет.

Можно сказать, что война мгновенно становится общеевропейской, а позже и мировой.

Начало Первой мировой войны можно характеризовать нападением германских войск на армию Франции. В ответ на это Россия вводит две армии в наступление для захвата Это наступление начиналось успешно, уже 7 августа российская армия одержала победу в сражении под Гумбинемом. Однако вскоре армия России попала в ловушку и была разгромлена немцами. Так была разрушена лучшая часть российской армии. Остальная часть была вынуждена отступать под давлением противника. Следует сказать, что данные события помогли французам разгромить немцев в сражении на р. Марне.

Необходимо отметить роль в ходе войны. В 1914 в Гилиции происходили крупные сражения между австрийскими и русскими частями. Битва шла двадцать один день. В первое время русская армия очень трудно выдерживала напор противника, однако вскоре войска перешли в наступление, и австрийским войскам пришлось отступать. Таким образом, Галицийская битва закончилась полным разгромом австро-венгерских войск, и до конца войны Австрия не смогла отойти от такого удара.

Таким образом, начало Первой мировой войны приходится на 1914 год. Она длилась четыре года, в ней приняли участие 3/4 части населения Земли. Вследствие войны исчезли четыре великие империи: Австро-Венгерская, Российская, Германская и Османская. Было потеряно почти двенадцать миллионов человек, с учётом мирных жителей, пятьдесят пять миллионов были ранены.

«Русско-японская война» - РУДНЕВ ВСЕВОЛОД ФЕДОРОВИЧ (1855-1913)- Контр-адмирал. В боях за Порт-Артур погибли многие представители старинных самурайских принцев. Все матросы сняли фуражки и закрестились. Сегодня на уроке: 4.Итоги и последствия русско-японской войны. Но 20 декабря 1904 г. крепость была сдана. Нестабильность в стране в связи с революцией.

«Россия в 1917» - Лавр Гео?ргиевич Корни?лов (1870 -1918) Герой Первой мировой войны. 23 февраля – начало Февральской революции. «Военный коммунизм». Никола?й II Алекса?ндрович Романов (1894 - 1917) последний российский император. Переход власти к Временному правительству (Г.Е.Львов) до созыва Учредительного собрания.

«Уроки гражданской войны» - Составьте хронологическую таблицу «Гражданская война и интервенция в России». Испугались влияния Советской России. Установление областной автономии и местного самоуправления. Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам. Не имеет четких границ - ни временных, ни пространственных.

«Белые в гражданской войне» - Состав: пролетариат, бедное крестьянство, солдаты, часть интеллигенции и офицерства. Общий ущерб от войны составил 39 млрд. рублей золотом. У нас была одна любовь, но не одинокая… «Да, мы были противниками, но очень странными. Каковы были методы борьбы? Были ли победители в гражданской войне? Цели: -мировая революция, -создание республики советов и диктатуры пролетариата.

«Первая Мировая» - Альберт фон Шлиффен. Затем окружить и взять Париж. Ослаблению. Тройственный. Нет ответа. Ультиматум 30.07.14г. Германия. Убийство Франца Фердинанда. Численность мобилизованных 74 млн. человек. Англия. Союз. Мобилизация. «План XYII». Сербия. 1907г. Продолжительность: 1.09.1914 –11.11.1918г. 1554 дня.

«Японская война» - Континентальная часть военных действий советских войск охватывала территорию Маньчжурии, Внутренней Монголии и Северной Кореи. Разгром Японии привел к самому крупному во Второй мировой войне поражению японских вооруженных сил. (9 августа - 2 сентября) 1945 год. Первые шесть дней наступления советские и монгольские войска разгромили фанатично сопротивлявшегося противника в 16 укрепленных районах.

СтранаЧисленность армии после мобилизации (млн. чел.)Численность Легких орудийЧисленность Тяжелых орудийЧисленность СамолетовРоссия5.3386.848240263Великобритания1.0001.50050090Франция3.7813.960688156Антанта10.11912.3081.428449Германия3.8226.3292.076232Австро-Венгрия2.3003.10450665Центральные державы6.1229.4332.582297

Война на море. Контроль на море давал возможность англичанам свободно перемещать войска и технику со всех частей своей империи к Франции. Они держали открытыми морские коммуникации для торговых судов США. Немецкие колонии были захвачены, а торговля немцев через морские пути была пресечена. В целом германский флот - кроме подводного был блокирован в своих портах. Лишь время от времени небольшие флотилии выходили для нанесения удара по британским приморским городам и нападения на торговые суда союзников. За всю войну произошло только одно крупное морское сражение - когда германский флот вышел в Северное море и неожиданно встретился с британским возле датского побережья Ютландии. Ютландское сражение 31 мая - 1 июня 1916 г. привело к тяжелым потерям с обеих сторон: англичане потеряли 14 кораблей, около 6800 человек убитыми, пленными и ранеными; немцы, считавшие себя победителями, - 11 кораблей и около 3100 человек убитыми и ранеными. Тем не менее, англичане заставили немецкий флот отойти к Килю, где он был фактически блокирован. Германский флот в открытом море больше не появлялся, и владычицей морей оставалась Великобритания.

Заняв господствующее положение на море, союзники постепенно отрезали. Центральные державы от заморских источников сырья и продовольствия. Согласно международному праву, нейтральные страны, например США, могли продавать товары, не считавшиеся "военной контрабандой", другим нейтральным странам - Нидерландам или Дании, откуда эти товары могли доставляться и в Германию. Однако воюющие страны обычно не связывали себя соблюдением норм международного права, и Великобритания настолько расширила список грузов, считавшихся контрабандными, что фактически ничего не пропускала через свои заслоны в Северном море.

Морская блокада заставила Германию прибегнуть к решительным мерам. Единственным ее эффективным средством на море оставался подводный флот, способный беспрепятственно обходить надводные заслоны и топить торговые корабли нейтральных стран, снабжавшие союзников. Настал черед стран Антанты обвинить немцев в нарушении международного закона, который обязывал спасать команды и пассажиров торпедируемых кораблей.

февраля 1915 правительство Германии объявило воды вокруг Британских островов военной зоной и предупредило об опасности захода в них судов нейтральных стран17. 7 мая 1915 немецкая подводная лодка торпедировала и потопила океанский пароход "Лузитания" с сотнями пассажиров на борту, включая 115 граждан США. Президент В. Вильсон выступил с протестом, США и Германия обменялись резкими дипломатическими нотами.

Верден и Сомма. Германия была готова пойти на некоторые уступки на море и искать выход из тупика в действиях на суше. В апреле 1916 английские войска уже потерпели серьезное поражение при Кут-эль-Амаре в Месопотамии, где в плен туркам сдались 13 000 человек. На континенте Германия готовилась к проведению широкомасштабной наступательной операции на Западном фронте, которая должна была переломить ход войны и заставить Францию просить о мире. Ключевым пунктом французской обороны служила старинная крепость Верден. После беспрецедентного по мощности артиллерийского обстрела 12 немецких дивизий 21 февраля 1916 г. перешли в наступление. Немцы медленно продвигались вплоть до начала июля, но намеченных целей так и не добились. Верденская "мясорубка" явно не оправдала расчетов германского командования. Большое значение в период весны и лета 1916 имели операции на Восточном и Юго-Западном фронтах. В марте русские войска по просьбе союзников провели операцию у озера Нарочь, существенно повлиявшую на ход боевых действий во Франции. Немецкое командование вынуждено было на некоторое время прекратить атаки на Верден и, удерживая на Восточном фронте 0,5 млн. человек, перебросить сюда дополнительно часть резервов. В конце мая 1916 г. русское Верховное командование начало наступление на Юго-Западном фронте. В ходе боевых действий под командованием А.А. Брусилова удалось осуществить прорыв австро-германских войск на глубину 80-120 км. Войска Брусилова заняли часть Галиции и Буковину, вошли в Карпаты. Впервые за весь предшествующий период позиционной войны фронт был прорван. Если бы это наступление было поддержано другими фронтами, то закончилось бы катастрофой для Центральных держав. Чтобы ослабить давление на Верден, 1 июля 1916 г. союзники нанесли контрудар на реке Сомма. В течение четырех месяцев - вплоть до ноября - велись не прекращавшиеся атаки. Англо-французские войска, потеряв около 800 тыс. человек, так и не смогли прорвать германский фронт. Наконец, в декабре германское командование решило прекратить наступление, которое стоило жизни 300 000 немецких солдат. Кампания 1916 г. унесла более 1 млн. жизней, но не принесла ощутимых результатов ни одной из сторон.

Основы для мирных переговоров. В начале 20 века полностью изменились способы ведения военных действий. Намного увеличилась протяженность фронтов, армии сражались на укрепленных рубежах и вели атаки из окопов, в наступательных боях огромную роль стали играть пулеметы и артиллерия. Были применены новые типы оружия: танки, истребители и бомбардировщики, подводные лодки, удушающие газы, ручные гранаты. Каждый десятый житель воюющей страны был мобилизован, а 10% населения занималось снабжением армии. В воюющих странах для обычной гражданской жизни почти не оставалось места: все подчинялось титаническим усилиям, направленным на поддержание военной машины. Общая стоимость войны, включая имущественные потери, по различным оценкам, составляла от 208 до 359 млрд. долл. К концу 1916 г. обе стороны устали от войны, и казалось, что настал подходящий момент для начала мирных переговоров.

Второй основной этап войны. 12 декабря 1916 г. Центральные державы обратились к США с просьбой передать союзникам ноту с предложением о начале мирных переговоров18. Антанта отвергла это предложение, подозревая, что оно было сделано с целью, развалить коалицию. Кроме того, она не желала говорить о мире, который не предусматривал бы уплату репараций и признание права наций на самоопределение. Президент Вильсон решил инициировать мирные переговоры и 18 декабря 1916 г. обратился к воюющим странам с просьбой определить взаимоприемлемые условия мира.

Германия еще 12 декабря 1916 г. предложила созвать мирную конференцию. Гражданские власти Германии явно стремились к миру, но им противостоял генералитет, особенно генерал Людендорф, который был уверен в победе. Союзники конкретизировали свои условия: восстановление Бельгии, Сербии и Черногории; вывод войск из Франции, России и Румынии; репарации; возвращение Франции Эльзаса и Лотарингии; освобождение подвластных народов, в том числе итальянцев поляков, чехов, устранение турецкого присутствия в Европе.

Союзники не доверяли Германии и поэтому всерьез не воспринимали идею мирных переговоров. Германия намеревалась принять участие в декабре 1916 г. в мирной конференции, полагаясь на выгоды своего военного положения. Дело закончилось тем, что союзники подписали секретные соглашения, рассчитанные на поражение Центральных держав. Согласно этим соглашениям, Великобритания претендовала на немецкие колонии и часть Персии; Франция должна была получить Эльзас и Лотарингию, а также установить контроль на левом берегу Рейна; Россия приобретала Константинополь; Италия - Триест, австрийский Тироль, большую часть Албании; владения Турции подлежали разделу между всеми союзниками.

Вступление в войну США. В начале войны общественное мнение в США разделилось: одни открыто выступали на стороне союзников; другие - как, например, американцы ирландского происхождения, настроенные враждебно по отношению к Англии, и американцы немецкого происхождения - поддерживали Германию. С течением времени правительственные чиновники, и рядовые граждане все больше склонялись на сторону Антанты. Тому способствовало несколько факторов, и, прежде всего пропаганда стран Антанты и подводная война Германии.

Президент Вильсон 22 января 1917 г. изложил в сенате приемлемые для США условия мира. Главное из них сводилось к требованию "мира без победы", т.е. безаннексий и контрибуций; другие включали принципы равенства народов, право наций на самоопределение и представительство, свободу морей и торговли, сокращение вооружений, отказ от системы соперничающих альянсов. Если заключить мир на основе этих принципов, утверждал Вильсон, то можно создать всемирную организацию государств, гарантирующую безопасность для всех народов. 31 января 1917 правительство Германии объявило о возобновлении неограниченной подводной войны с целью нарушения коммуникаций противника. Подводные лодки блокировали линии снабжения Антанты и поставили союзников в крайне затруднительное положение. Среди американцев нарастала враждебность к Германии, поскольку блокада Европы с запада предвещала беды и для США. В случае победы Германия могла установить контроль над всем Атлантическим океаном.

Наряду с отмеченными обстоятельствами к войне на стороне союзников США подталкивали и другие побуждения. Со странами Антанты были напрямую связаны экономические интересы США, поскольку военные заказы привели к быстрому росту американской промышленности. В 1916 г. воинственный дух подстегивался планами по разработке программ подготовки боевых действий. Антигерманские настроения североамериканцев еще больше возросли после публикации 1 марта 1917 г. секретной депеши Циммермана от 16 января 1917 г., перехваченной британской разведкой и переданной Вильсону. Министр иностранных дел Германии А. Циммерман предлагал Мексике штаты Техас, Нью-Мексико и Аризону, если она поддержит действия Германии в ответ на вступление США в войну на стороне Антанты. К началу апреля антигерманские настроения в США достигли такого накала, что Конгресс 6 апреля 1917 г. проголосовал за объявление войны Германии.

Выход России из войны. В феврале 1917 г. в России произошла революция. Царь Николай II был вынужден отречься от престола. Временное правительство (март - ноябрь 1917) уже не могло вести активные военные действия на фронтах, поскольку население крайне устало от войны. 15 декабря 1917 г. большевики, взявшие власть в ноябре 1917 г., ценою огромных уступок подписали договор о перемирии с Центральными державами. Через три месяца, 3 марта 1918 г., был заключен Брест-Литовский мирный договор. Россия отказалась от своих прав на Польшу, Эстонию, Украину, часть Белоруссии, Латвию, Закавказье и Финляндию. Всего Россия потеряла около 1 млн. кв. км. Она была обязана также уплатить Германии контрибуцию в размере 6 млрд. марок.

Третий основной этап войны. Немцы имели достаточно оснований для оптимизма. Германское руководство использовало ослабление России, а затем и выход ее из войны для пополнения ресурсов. Теперь оно могло перебросить восточную армию на запад и сосредоточить войска на главных направлениях наступления. Союзники, не зная, откуда последует удар, были вынуждены укреплять позиции по всему фронту. Американская помощь запаздывала. Во Франции и Великобритании с угрожающей силой нарастали пораженческие настроения. 24 октября 1917 г. австро-венгерские войска прорвали итальянский фронт под Капоретто и нанесли поражение итальянской армии.

Германское наступление 1918 г. Туманным утром 21 марта 1918 г. немцы нанесли массированный удар по английским позициям близ Сен-Кантена. Англичане были вынуждены отступить почти до Амьена, а его потеря грозила разорвать единый англо-французский фронт. Судьба Кале и Булони повисла на волоске.

Однако наступление стоило Германии крупных потерь - как людских, так и материальных. Немецкие войска были измотаны, система их снабжения расшатана. Союзники сумели нейтрализовать немецкие подводные лодки, создав системы конвоя и противолодочной защиты. При этом блокада Центральных держав осуществлялась столь эффективно, что в Австрии и Германии стала ощущаться нехватка продовольствия.

Вскоре во Францию начала прибывать долгожданная американская помощь. Порты от Бордо до Бреста были заполнены американскими войсками. К началу лета 1918 г. во Франции высадилось около 1 млн. американских солдат.

июля 1918 г. немцы предприняли последнюю попытку прорыва. Развернулось второе решающее сражение на Марне. В случае прорыва французам пришлось бы оставить Реймс, что, в свою очередь, могло привести к отступлению союзников по всему фронту. В первые часы наступления германские войска продвигались вперед, но не столь быстро, как ожидалось.

Наступление союзников началось и на других фронтах. В Австро-Венгрии разгорались этнические волнения - не без влияния союзников, которые поощряли дезертирство поляков, чехов и южных славян. Центральные державы собрали остатки сил, чтобы сдержать ожидавшееся вторжение в Венгрию. Путь в Германию был открыт.

Важными факторами наступления стали танки и массированные артиллерийские обстрелы. В начале августа 1918 г. усилились атаки на ключевые немецкие позиции. В своих Мемуарах Людендорф назвал 8 августа начало битвы под Амьеном - "черным днем для германской армии". Германский фронт был разорван: в плен почти без боя сдавались целые дивизии. К концу сентября даже Людендорф был готов к капитуляции. 29 сентября перемирие подписала Болгария. Через месяц капитулировала Турция, а 3 ноября - Австро-Венгрия.

Для переговоров о мире в Германии было сформировано умеренное правительство во главе с принцем Максом Б., который уже 5 октября 1918 г. предложил президенту Вильсону начать переговорный процесс. В последнюю неделю октября итальянская армия предприняла генеральное наступление против Австро-Венгрии. К 30 октября сопротивление австрийских войск было сломлено. Кавалерия и бронемашины итальянцев совершили стремительный рейд в тылы противника и захватили австрийский штаб. 27 октября император Карл I выступил с обращением о перемирии, а 29 октября 1918 г. согласился на заключение мира на любых условиях.

Краткие выводы. В начале XX в. борьба капиталистических держав за рынки сбыта, и источники сырья достигла чрезвычайной остроты, на фоне экономического соперничества происходили политические разногласия, что привело к политическому соперничеству великих держав, итогом соперничество послужило образование два политического блока: Антанта и Тройственный союз. Оформление двух враждебных друг другу блоков великих держав, происходившее на фоне усиленной гонки вооружений, создавало в мире ситуацию, грозившую в любой момент вылиться в военный конфликт глобального масштаба. Толчком к началу Первой мировой войны стало убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда в Сараево - 28 июня 1914 года. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Но в события вмешалась Россия, начавшая мобилизацию своей армии. Германия потребовала ее прекращения. Когда Россия не ответила на ее ультиматум, Германия объявила 1 августа войну ей, а позже и Франции. Затем в войну вступили Великобритания и Япония. Началась Первая мировая война. Германское командование считало, что после разгрома Франции, армия должна была быть переброшена на восток против России. Первоначально наступление во Франции развивалось успешно. Но затем часть германских войск были переброшены на Восточный фронт, где начала наступление русская армия. Французы воспользовались этим и остановили наступление германской армии на реке Марна. Образовался Западный фронт. Вскоре в войну на стороне Тройственного союза вступила Османская империя. Военные действия против нее начались в Закавказье, в Месопотамии, на Синайском полуострове. 6 апреля 1917 г. США объявляет войну Германии, США выступают на стороне стран участниц Антанты. К началу лета 1918 г. США высаживаю свои войска во Франции. Первая мировая война закончилась полным поражением стран Тройственного союза. В октябре 1918 г. подписывается перемирие на 36 дней и правительство Германии обратилось к Президенту США Вудро Вильсону с предложением заключить перемирие на всех фронтах. 28 июня 1919 г. происходит подписание Версальского договора, который положил конец I Мировой войне.

Первая мировая война.
Планы сторон.

Планы участников войны недостаточно учитывали возросшую роль экономического и морального факторов и были рассчитаны на ведение боевых действий лишь за счет мобилизационных запасов, накопленных в мирное время. Считалось, что война будет кратковременной. Перевод военной экономики на нужды военного времени не предусматривался.

Генеральные штабы империалистических государств много лет затратили на разработку планов войны.

Общим для всех планов являлось то, что они выражали захватнические устремления отдельных держав, а также отдельных враждующих коалиций; в тоже время они выражали острые противоречия между отдельными империалистическими хищниками внутри коалиций, каждый из которых стремился побольше военного бремени возложить на своих союзников и побольше прихватить богатств при обоюдном дележе добычи.

Сущность германского плана (план «Шлиффена») заключалась в стремлении бить противников последовательно: сначала предполагалось нанести удар по Франции и разгромить ее армию, а затем перебросить главные силы на Восток и разгромить Россию. В обоих случаях делалась ставка на кратковременную войну.

С целью обхода и окружения французской армии намечалось осуществить фланговый маневр через Бельгию, в обход главных сил французской армии с севера. Вспомогательная группа должна была играть роль заслона против возможного наступления французской армии. На Востоке в начале войны планировалось развернуть одну армию с задачей прикрыть Восточную Пруссию от возможного вторжения русских войск. Активные действия против России в это время должны были вести австро-венгерские войска. Основной порок германского плана заключался в переоценке своих сил и недооценке сил противника.

На австро-венгерский план войны сильное влияние оказывал германский генштаб, стремившийся использовать австро-венгерские войска для сковывания русских армий в период нанесения Германией удара по Франции. Ввиду этого австро-венгерский генштаб вынужден был запланировать одновременные активные действия против России, Сербии и Черногории. Главный удар намечалось нанести из Галиции на восток и северо-восток. Австро-венгерский план был построен в отрыве от реального учета своих экономических и моральных возможностей. В этом наглядно проявилось влияние немецкой военной школы - недооценка противника и переоценка своих сил. Наличие сил и средств не соответствовало поставленным задачам.

Французский план войны был наступательным, но он носил выжидательный характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действий германских войск. Только Лотарингская группировка в составе двух армий получила активную наступательную задачу. Центральной группировке войск в составе одной армии отводилась роль связывающего звена между бельгийской и лотарингской группировками. Бельгийская группировка в составе одной армии должна была действовать в зависимости от поведения противника.

В случае нарушения немцами нейтралитета Бельгии и наступления их через ее территорию, эта армия должна быть готова наступить в северо-восточном направлении, в противном случае ей предстояло наступать в восточном направлении.

Сущность английского плана сводилась к обещанию направить во Францию экспедиционную армию в составе семи дивизий. Английские правящие круги рассчитывали переложить главную тяжесть войны на суше на Россию и Францию. Своей основной задачей Англия считала обеспечение господства на море.

Русский план войны разрабатывался в условиях экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала. Англия и Франция, представляя царскому самодержавию кабальные займы, возлагала на Россию тяжелые военные обязательства, с которыми должен был считаться генеральный штаб при разработке плана войны. Интересы самодержавия требовали нанесения главного удара по Австро-Венгрии. Однако, в силу зависимости от Англии и Франции, Россия должна была вести наступательные действия и против Германии с целью отвлечения ее сил с запада и ослабления ударов немецких войск по французской армии. Желание удовлетворить заинтересованные стороны привело к решению наступать одновременно против обоих противников. Северо-западный фронт должен был окружить и уничтожить 8-го немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией, Юго-Западному фронту ставилась задача окружить и разгромить австро - венгерские войска, находившиеся в Галиции.

1. Триединая цель урока.

Познавательный аспект:

  • учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
  • формирование навыков исследовательской работы с историческими источниками;
  • формирование умения сочетания знаний и навыков для выявления причинно-следственных связей.

Развивающий аспект:

  • развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
  • развитие мышления: обучение умениям анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать, ставить и разрешать проблемы;
  • способствовать развитию воображения.

Воспитывающий аспект:

  • соотнесение идей и положений исторического источника с событиями и преобразованиями в жизни нашего общества, т.е. попытки использования исторического опыта России в наше время;
  • формирование и развитие нравственных, патриотических качеств личности школьника;
  • донести до сознания учащихся мысль, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации.

2. Оборудование:

  • карты;
  • мультимедийное оборудование;
  • презентация;
  • тексты исторических источников;
  • таблицы;
  • кроссворд.

Ход урока

Вводное слово учителя. В наше неспокойное время накопление военного потенциала, всплеск расизма, шовинизма представляют большую угрозу миру. Нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. Первая Мировая война – несправедливая, захватническая война, даже если страны-участницы ставили перед собой «справедливые» цели.

I. Кто виноват? На пути к Первой Мировой войне.

Задание 1. Сравните по карте мир XVI в. и к 1914 г.

Вопросы:

  1. На какие территории поделён мир?
  2. Приведите примеры колоний.
  3. Приведите примеры метрополий.

(Со времён Великих географических открытий мир был поделён на метрополии и колонии. К 1914 г. на планете не осталось свободных, незанятых территорий. Наличие колоний становится насущной потребностью, условием быстрого экономического развития. Война за «место под солнцем» неизбежна.)

Вопросы по карте:

  1. Между какими г-вами были особо острые противоречия? Почему?
  2. Создание каких военных блоков означало, что система Европейского равновесия рухнула?

(«Антанта» (1904 г.), «Тройственный Союз» (1882 г.) противоречили на Ближнем Востоке, в Средиземноморье, в Африке. Но особо острыми были противоречия Франции и Германии из-за Эльзаса и Лотарингии.)

Задание 2. Проанализируйте данные.

Масштабы Первой Мировой войны:

  • Продолжительность – 1554 дня.
  • Число стран-участниц – 38.
  • Число государств, на территории которых проходили боевые действия – 14.
  • Численность населения стран-участниц войны – 1050 млн. человек (62 % населения Земли).
  • Численность мобилизованных – 74 млн человек.
  • Численность погибших – 10 млн человек.

Вопрос: Почему война была названа Мировой?

Задание 3.

  1. «Ваша карта Африки очень хороша, но моя карта Африки – в Европе. Здесь расположена Россия, здесь расположена Франция, мы же находимся в середине – такова моя карта Африки».
  2. «Эльзас и Лотарингия должны быть возвращены. Остальные территории по левому берегу Рейна должны быть окончательно отделены от Германии».
  3. «Лучше Россию видеть в Константинополе, чем германский военный арсенал в Персидском заливе».
  4. «Обеспечение Константинополя от захвата третьими державами должно составить основную задачу нашей внешней политики. Борьба за Константинополь вряд ли возможна без общеевропейской войны».

Вопрос: Определите, каким странам могли принадлежать данные высказывания.
(1. Германии, 2. Франции, 3. Англии, 4. России)

Задание 4. Проанализируйте исторический источник.

«Настоящая война начата не Россией … Русская мобилизация имела целью поддержку ____________, славянского государства, от которой Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства и на Балканах».
П.Н. Милюков.

Вопросы:

  1. Вставьте пропущенное название страны.
  2. Могла ли Россия избежать участия в Первой Мировой войне?
  3. Каковы цели России в Первой Мировой войне?

(Сербия. Чтобы закрепиться на Балканах и Черноморских проливах, Россия должна была вступить в войну под любым предлогом. Милюкова даже называли «Константинопольским» за агрессивные цели в предстоящей войне.)

Задание 5. Проанализируйте исторический источник.

«Немного дней тому назад Манифестом нашим оповестили Мы русский народ о войне, объявленной нам Германией. Ныне Австро-Венгрия, первая зачинщица мировой смуты, обнажившая посреди глубокого мира меч против слабейшей Сербии, сбросила с себя личину и объявила войну не раз спасавшей её России … В предстоящей войне народов Мы не одни: вместе с Нами встали доблестные союзники Наши, также вынужденные прибегнуть к силе оружия, дабы устранить, наконец, вечную угрозу германских держав общему миру и спокойствию…»

Вопросы:

  1. Назовите императора – автора Манифеста.
  2. Назовите год издания Манифеста и начавшуюся войну.
  3. Назовите «доблестных союзников» России в этой войне.
  4. Почему Австро-Венгрия названа в Манифесте «первой зачинщицей мировой смуты»?
  5. Приведите исторические факты «спасения» Россией Австро-Венгрии.

(Николай II подписал Манифест в 1914 г. Союзники России по Антанте – Англия, Франция. 15 июня 1914 г. в г.Сараево (Босния) сербом Принципом был убит наследный принц Австро-Венгерского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия неоднократно спасала Австро-Венгрию в Семилетней войне, в сражении под Аустерлицем в 1805 г., в битве народов под Лейпцигом в 1813 г.)

Задание 6.

Соотношение сил к началу Первой Мировой Войны

Численность армии (тыс. чел.)

Лёгкие орудия

Тяжёлые орудия

Самолёты

Великобритания

Итого: «антанта»

Германия

Австро-венгрия

Итого: центральные державы «тройственного союза»

Вопросы:

  1. Проанализируйте данные таблицы. Какая из сторон имела перевес сил?
  2. Могло ли это обстоятельство предопределить исход войны?

(«Антанта» имела перевес сил, значит, при слаженных действиях союзников война закончилась их быстрой победой).

II. Что делать? Роль Восточного фронта на этапах Первой Мировой войны.

Задание 7. По карте определить планы Германии на 1914 г.

Ученик. За 3 недели Германия по плану Шлиффена не дошла до Парижа 30-40 км. Но план «Блицкриг» был уже сорван благодаря наступлению русских войск на Восточном фронте. В августе генералы Самсонов, Ренненкампф в ходе Восточно-Прусской операции создали реальную угрозу захвата Восточной Пруссии. Моральный дух русских солдат поднимал тот факт, что в этих местах в 1410 г. в Грюнвальдской битве их предки разбили Тевтонский орден. Но Германия перебросила с Западного фронта на Восточный свои войска. Самсонов, потеряв 20 тыс. убитыми, 30 тыс. пленными, застрелился.

Задание 8. Проанализировав сообщения учеников, дайте сравнительную характеристику крупным сражениям на фронтах Первой Мировой войны. Сделайте вывод о роли каждого из фронтов.

Ученик. В сентябре Франция выиграла битву на р.Марне. С обеих сторон участвовало 2 млн. человек. План «Блицкриг» окончательно рухнул.

Ученик. Этому успеху союзников способствовал успех Галицийской операции на Восточном фронте. Россия уничтожила 400 тыс. человек, т.е. ½ находящейся здесь армии Австро-Венгрии. Русская армия вышла к Карпатам.

Вопрос: Какой фронт играл главную роль с самого начала войны?

Выводы делают учащиеся.

  1. Восточный фронт отвлекал 31 % противника.
  2. Германия вынуждена была воевать на 2 фронта (всего их 6).
  3. На Западном фронте война носит позиционный характер.

Ученик. 1915 г. назван «Великим отступлением» русской армии. Но почему мы оставили территорию с населением в 25 млн. человек?

Весной 1915 г. в ходе Горлицкого прорыва перевес у Германии:

  • в людях в 2 раза;
  • в артиллерии в 40 раз

Россия потеряла 2 млн. убитых и раненых, 1,5 млн. пленных.

Ученик. А чем в 1915 г. отличились союзники? Единственным противником на Западном фронте стало отравляющее вещество иприт (хлор).

Выводы делают учащиеся.

  1. Восточный фронт отвлекал более 50 % противника.
  2. На Западном фронте ни одной крупной операции.

Ученик. 1916 г. называют коренным переломом в войне. Чьими же усилиями «Антанта» к нему пришла?

В феврале 1916 г. в ходе сражения под Верденом с обеих сторон погибло 1 млн. человек («Верденская мясорубка»); прорыв Германией фронта на 7 км.

Ученик. В марте 1916 г. более 200 военных кораблей выставила Англия в Ютландском морском сражении.

Ученик. Июль – август 1915 г.: на р.Сомме союзники продвинулись вглубь неприятельской обороны на 8 км.

Ученик. В июне – августе 1916 г. на Восточном фронте – «Брусиловский проорав». Прорыв на протяжении 340 км.; глубина прорыва доходила до 120 км. Австро-Венгрия потеряла 1,5 млн. убитыми, ранеными, пленными. Германия в очередной раз перебросила войска с Западного фронта на Восточный, чем облегчила положение Франции у Вердена.

Выводы делают учащиеся.

  1. Восточный фронт отвлекал более 60 % противника.
  2. На Западном фронте война опять носит позиционный характер.
  3. Расширение «Антанты».

(Восточный фронт играл первостепенную роль. Русские солдаты были «пушечным мясом» для союзников.)

Задание 9. Проанализируйте исторический источник.

«Когда летом 1915 г. русские армии были потрясены и сокрушены артиллерийским превосходством Германии, французы копили свои снаряды, как будто это было золото».
«В течение почти 3 лет Россия задерживала на своих фронтах больше половины всех неприятельских дивизий и в этой борьбе потеряла убитыми больше, чем все прочие союзники, вместе взятые».
У. Черчилль.

«Союзники решили вести войну до последней капли крови русского солдата».
«Мы предоставили Россию её собственной судьбе».
Ллойд-Джордж.

Вопросы:

  1. Как можно объяснить действия наших союзников?
  2. Приведите из истории аналогичные предательства нашими союзниками.

(Восточный фронт играл первостепенную роль. Русские солдаты были «пушечным мясом» для союзников. Союзники предавали нас и в Северной войне, и в Семилетней войне, и в Наполеоновских войнах).

III. Как с этим жить? Итоги участия России в Первой Мировой войне.

Задание 10. Проанализируйте исторический источник.

«Крови наше командование не жалело. Причиной этого была не какая-то жестокость, а скорее примитивизм стратегических и тактических концепций; … преступная военная неподготовленность, за которую приходилось расплачиваться потоками бесполезно проливаемой крови».
С.Е. Трубецкой.

«Старая русская армия дралась безропотно почти 3 года; часто шла с голыми руками против убийственно высокой техники врагов и своей обильной кровью искупала грехи верховной власти».
А.И. Деникин, командующий дивизией во время Брусиловского прорыва.

«Какой война и была, такой и осталась… Взять, к примеру, меня. За последние 20 лет я не прочёл ни одного военного учебника».
Военный министр В.А. Сухомлинов.

Вопрос: Назовите 3 главные причины поражения России на Восточном фронте.

(Стратегические, тактические просчёты командования; техническое отставание от Европы; отсутствие грамотного, высококвалифицированного офицерского состава.)

Задание 11. Проанализируйте исторический источник.

«Финансы расстроены, товарообмен нарушен, производительность страны - на громадную убыль; пути сообщения в полном расстройстве. Наборы обезлюдили деревню, ощутился громадный недостаток рабочей силы. Города голодали. Товара было мало, цены росли, развивалась продажа «из-под полы», получалось «мародёрство». Армия устала, недостатки понижали её дух. Упорядочить дело было некому».
Министр Внутренних дел А.Д. Протопопов.

«К 1917 г., в атмосфере неудачной войны, всё созрело для революции».
Н.А. Бердяев.

Вопросы:

  1. Как повлияли поражения России на Восточном фронте на её судьбу?
  2. Перечислите кризисы, порождённые Первой Мировой войной.
  3. Изменилось ли отношение русского общества к войне? Как?

(Кризисы: финансовый, ж/д, металлургический, топливный, продовольственный, политический. Россия встала перед неизбежностью революции. Отношение русского общества к войне резко изменилось: если в начале войны на мобилизацию откликнулись 96 % призывников, то к 1916 г. дезертирство, братания на фронтах.)

Задание 12. Проанализируйте данные таблицы.

Потери в Первой Мировой войне

Дата вступления в войну

Численность населения (млн чел.)

Число мобилизованных (тыс. чел.)

Убитые / раненые, пленные, убитые (тыс. чел.)

Германия

Австро-Венгрия

Болгария

Вопросы:

  1. Чем вы объясните, что даты вступления разных стран в войну так отличаются друг от друга?
  2. Солдат какой державы можно назвать «пушечным мясом»? Почему?
  3. Какой фронт играл главную роль в Первой Мировой войне?

(Разные геополитические интересы г-в объясняют разные даты вступления стран в войну. Потери России превышают потери союзников, значит, русские солдаты были «пушечным мясом».)

Заключительное слово учителя. В среднем за один год Первой Мировой войны погибло:

  • почти в 30 раз больше солдат и офицеров, чем в Наполеоновских войнах;
  • в 70 раз больше, чем в Семилетнюю войну;
  • в 250 раз больше, чем в Тридцатилетнюю войну.

IV. Закрепление материала.

Задание 12. Разгадайте кроссворд.

1. Наследный принц Австро-Венгрии, чьё убийство послужило поводом к началу Первой Мировой войны.

2. Город во Франции, битва при котором вошла в историю под названием «мясорубка».

3. Река во Франции, близ которой англо-фроанцузские войска разгромили неприятеля.

4. Русский генерал, герой Восточно-Пруской операции; из-за военных неудач застрелился.

5. Территория Прикарпатья, на которой полностью разгромили австро-венгерские войска русские войска.

6. (по горизонтали) Русский генерал, совершивший героический прорыв в стан неприятеля.

6. (по вертикали) Государство на Балканах, где произошло убийство наследного принца Австро-Венгрии.

7. Черноморский пролив – мечта для русского флота.

8. Император России в годы Первой Мировой войны.

9. Город, в котором Россия подписала «похабный» мир с Германией (Брест- __________).