«В мире звуков. Звук и буква А. Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква А" II. Сообщение темы и целей урока

Сегодняшний урок посвящён звуку и букве нашего русского алфавита. Прочитайте имена:

А нна

А лла

А рина

А лёша

А нтон

А ртём


Догадались, о чем пойдет речь? Посмотрите, с какой буквы начинается каждое имя. Тема нашего урока - звук и буква Аа .

А кула - звук [а] слышен в начале и в конце слова (рис. 2).

Лиса - звук [а] слышен в конце слова (рис. 3).

Белка - звук [а] слышен в конце слова (рис. 4).

Ла ндыш - звук [а] слышен в середине слова (рис. 5).

А стра - звук [а] слышен в начале и в конце слова (рис. 6).

Ва за - звук [а] слышен в середине и в конце слова (рис. 7).

Рис. 7. Ваза с цветами ()

Туча - звук [а] слышен в конце слова (рис. 8).

Рис. 8. Дождевая туча ()

Ша рик - звук [а] слышен в середине слова (рис. 9).

Рис. 9. Воздушные шарики ()

Кра б - звук [а] слышен в середине слова (рис. 10).

Звук [а] может встречаться в любой части слова. Слово может начинаться с этого звука и заканчиваться на него. Звук может находиться в середине. И даже звуков [а] в слове может быть несколько.

Прочитайте стихотворение и сосчитайте, сколько звуков вы услышите в словах, называющих фрукты.

- Что везёшь, автомашина?

- Всё, что есть на букву А :

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

Г. Сапгир

А рбуз - звук [а] первый (рис. 11).

А пельсин - второй звук [а] (рис. 12).

Рис. 12. Апельсины ()

А брикос - третий звук [а] (рис. 13).

А йва - четвертый и пятый звуки [а] (рис. 14).

Рис. 14. Японская айва ()

Всего в названии фруктов пять звуков [а] . Назовите другие плоды, названия которых начинаются на букву А . Например, а нанас, а лыча.

Чтобы записать все эти слова, вам понадобится буква А .

Вспомните, что такое буква?

Буква - это значок звука, который мы слышим и произносим. Люди договорились каждому звуку дать своё обозначение, свой значок. Свой значок у буквы А тоже есть. Рассмотрите печатную букву Аа (рис. 15).

Рис. 15. Печатная буква Аа

Печатных А две буквы - большая (заглавная) и маленькая (строчная). Внешне они отличаются друг от друга.

Буква А обозначает звук [а] . У большинства букв в русском алфавите есть заглавные буквы. Дело в том, что очень многие слова требуют, чтоб их писали с заглавной буквы. Но чаще всего на работу выходит маленькая буква а .

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Из этого стихотворения становится понятно, что буква А начинает алфавит.

В древности эта буква имела совсем другое имя. Наши предки называли её «Аз» , что в переводе означало «я» (иначе говоря «начало, начать») . Но ещё раньше она появилась у древних греков. У них она называлась альфа . Вот какая буква А древняя.

Подумайте, на что она похожа буква А ?

  • На Эйфелеву башню (рис. 16)

Рис. 16. Эйфелева башня ()

  • На ракету
  • На крышу домика

Продолжите приводить примеры сами.

Чтобы лучше запомнить букву А , попробуйте вылепить её из пластилина, сложите из счётных палочек, верёвочки или пуговиц. Нарисуйте интересную картинку из буквы А .

Вы, конечно, любите, когда вам читают сказки, и смотрите с удовольствием мультфильмы про сказочных героев. Все дети любят сказки. Я приглашаю вас в волшебный музей. В нём живут различные сказочные герои. Вот герои, имена которых начинаются на букву А .

А йболит, который лечил всех зверей (рис. 17).

А ладдин со своей волшебной лампой (рис. 18).

А лёнушка, любящая своего братца Иванушку (рис. 19).

Рис. 19. Алёнушка ()

А ли-Баба и 40 разбойников (рис. 20).

Рис. 20. Али-Баба ()

Букву А можно отыскать и в нашей повседневной жизни. Например, она поможет вам в пути, подскажет, где находится остановка автобуса. И в городе, и в селе вы можете увидеть букву А на остановке транспорта. Буква А на знаке рассказывает, что здесь останавливаются не троллейбусы, не трамваи, а автобус. И рядом будут указаны номера автобусов.

А - автобус.

Чётко, кратко.

Здесь - и выход,

И посадка.

Посмотрите на глобус (рис. 21).

Вот наша Земля. Голубым цветом нарисована вода, а разноцветным - суша. Суша всего земного шара делится на шесть частей света. Каждая часть света имеет своё название. Пять из них называются на букву А : А зия , А мерика (Северная и Южная), А фрика, А встралия, А нтарктида.

Прочитайте буквы:

После буквы стоят особые знаки. Они подсказывают, как надо читать. Их называют знаками препинания (препинание - препятствие в речи).

«.» - точка, она говорит: «Читай спокойно, а потом остановись» .

«!» - этот знак называется восклицательным . Он говорит: «Читай с чувством, воскликни голосом» .

«?» - это вопросительный знак, он подсказывает: «Спроси» .

Рассмотрите печатные и письменные буквы Аа . Сравните их. Они совсем не похожи (рис. 22).

Рис. 22. Письменные и печатные буквы А ()

Существует два варианта написания заглавной буквы А . В первом варианте буква состоит из трёх элементов: плавная линия с закруглением слева, прямая длинная палочка с закруглением справа, прямая горизонтальная палочка, которая пишется с отрывом.

Второй вариант написания - безотрывный. Он позволяет писать букву и соединять её со следующей буквой в слове (рис. 23).

Рис. 23. Второй вариант написания буквы А ()

Вот элементы: плавная линия с закруглением слева внизу, прямая наклонная палочка, петелька. Будем учиться писать такую букву.

Ставим ручку немного выше нижней линии рабочей строки, ведём вправо вниз, закругляя. Касаемся нижней рабочей строки и начинаем поднимать плавно вправо вверх прямую линию. Останавливаемся. Опускаем прямую до нижней линейки. Начинаем выписывать петельку. Не отрывая руки, ведём линию вверх влево, пересекаем первый элемент буквы. Закругляем её, не касаясь верхней линии рабочей строки, выгибаем вниз, пересекаем плавную и прямую линии. Останавливаемся.

Петелька помогает соединять заглавную букву А с другими буквами, поэтому вести её нужно вниз (к нижней линии рабочей строки) для нижнего соединения; и вверх (к верхней линии рабочей строки) для верхнего соединения.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки при написании заглавной буквы А : очень широкая буква, буква залезла за линию строки, очень низкая буква, очень большая петелька.

Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку тремя пальчиками.

Рассмотрим, как написать маленькую букву а . Она состоит из двух элементов - овал и палочка с закруглением внизу справа. Писать её можно двумя способами. Рассмотрим первый способ написания буквы.

Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки, слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки, поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и соединяем овал. Делаем повтор в нижней части овала, тянем линию до верхней линии рабочей строки, отклоняемся немного вправо, опускаем вниз прямую линию. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки.

Иногда, когда вы будете писать букву а в словах, удобнее её писать вторым способом, чтобы получалось более быстрое письмо. Рассмотрим второй вариант написания буквы (рис. 24).

Рис. 24. Второй вариант написания буквы а ()

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Делаем поворот влево, касаясь верхней линии, и ведём полуовальную линию вниз. Поворачиваем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки. Поднимаем полуовал вверх, соединяем с началом письма. Ведём руку прямо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки и начинаем писать палочку с закруглением внизу справа. Опускаем до линеечки, делаем поворот вправо, коснувшись линейки.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать её в тетради.

Рассмотрите возможные ошибки написания строчной буквы: очень широкая (круглая) буква, а не овальная; наоборот, очень узкий овал; вместо палочки с закруглением внизу - половинка от овала. Обратите внимание, что писать надо прямую палочку вниз, прямо, закругляя у самой строки, не делая поворотов вправо.

Потренируйтесь писать заглавную и маленькую буквы в тетради.

Договорите слова:

Мы запомнили легко,

Номер первый - буква…

Не попались в ловушку? Это буква А . Именно ей был посвящён сегодняшний урок. Про эту букву даже есть книжка у Ирины Токмаковой, которая называется «Аля, Кляксич и буква А» (рис. 25).

Рис. 25. Книга «Аля, Кляксич и буква А» ()

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Tavika.ru ().
  2. Skazochnyj-domik.ru ().
  3. Liveinternet.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы А . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Аа (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых встречается больше двух звуков [а]

Ба ра ба н, брига да , па ла тка , та ра ка н, проба , ба ра н.

  • Выучите стишок про букву А :

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает алфавит.

Задачи.

Коррекционно-обучающие:

  • познакомить с буквой и звуком «А» и их отличительными признаками;
  • учить давать характеристику гласному звуку;
  • выделять звук голосом, определять место звука в слове;
  • писать печатную букву «А».

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию звуко-буквенного анализа и фонематического слуха через игры «Сигнальщики», «Кто внимательный», «Четвертый лишний», «Где спрятался звук»;
  • развивать зрительное восприятие через зрительную гимнастику и игру «Найди и обведи все буквы «А»;
  • память и речь через полные ответы на вопросы по стихотворению и запоминание слов со звуками «А», которые встретятся в тексте;
  • внимание и логическое мышление через дидактические игры;
  • моторику через написание и обводку буквы «А», и физминутку.

Коррекционно-воспитывающие:

  • воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.

Словарь. Звук, буква, речевой, неречевой, гласный.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

  • Презентация «В стране бук и звуков» № 1.

Раздаточный материал:

  • игра Сигнальщики – карточки (см. приложение 1)
  • красный карандаш;
  • карточка – напиши букву (см. приложение 1);
  • карточка – найди и обведи все буквы «А» (см. приложение 1);
  • карточка – обведи картинки, в словах которых есть звук «А» (см. приложение 2)
  • игра «Где спрятался звук» (см. приложение 2), красный квадрат.
  • ноутбук,
  • экран;
  • проектор.

Интеграция образовательных областей.

Методические приемы


Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Слайд 1.

Характеристика звуков.

Ребята, сегодня с вами отправиться с ним в страну звуков и букв. В стране букв и звуков есть школа, в которой каждый кто захочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков, шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.

Слайд 2 – 10.

Сигнальщики.

Медведь с ежиком хотят проверить запомнили ли вы какие бывают звуки и предлагают поиграть в игру сигнальщики. Если вы слышите речевой звук, вы поднимаете карточку с изображением феи, а если звук не речевой, вы поднимаете карточку с изображением ежика (см приложение 1). Во время игры педагог интересуется, почему ребята подымают именно эту карточку.

Знакомство со звуком «А».

Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «А». Посмотрите, когда я произношу звук «А», мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко). Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает. Звуки, которые мы можем петь, называют гласными звуками. Гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.

Дыхательное упражнение

Давайте все вместе глубоко вдохнем через нос, а выдыхая произнесем звук «А» широко открыв рот, сначала тихо, А…, затем громко, А…. Повторить 4-5 раза

Какие звуки называют гласными?

Звуки, которые мы можем петь, как называются?

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Слайд 11.

Составление предложений по опорным картинкам.

Устали, давайте немного отдохнем и вспомним, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Педагог: А почему вы так думаете?

Дети: На улице холодно, птицы собираются в стаи, листья желтеют, день становится короче.

Пальчиковая гимнастика «Улетают, улетели» Е. Благинина

Педагог: Давайте мы с вами поиграем в игру «Улетают, улетели».

Скоро белые метели Вращают кисти рук

Снег подымут от земли. Опускают кисть руки и подымают

шевеля пальчиками

Улетели журавли! остальными машут, как крыльями

Не слыхать кукушки в роще, Ладони ставят за ухо и

поворачивают голову в стороны

И скворечник опустел. Кончики пальцев соединяют

изображая крышу дома

Аист крыльями полощет – Большие пальцы соединяют

Улетает, улетел. остальными машут, как крыльями

Лист качается узорный Ладони соединяют и наклонят их

в стороны

В синей луже на воде. Ладони присоединяют ребром

друг к другу, ладошками вверх

Ходят грач с грачихой черные Указательный с средний пальцы

В огороде, по гряде. шагают по столу

Осыпаясь, пожелтели Пальцы в разные стороны,

большие пальцы крест на крест

Солнца редкие лучи Пальцы соединяются и

опускаются

Улетают, улетели, Большие пальцы соединяют

Улетели и грачи. остальными машут, как крыльями

О каких птицах говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о граче, скворце, кукушке, журавле и аисте.

Педагог: Название какой птицы начинается со звука «А»?

Дети: Аист начинается со звука «А».

Слайд 12

Кто внимательный

Аист хочет с вами поиграть в игру «Кто внимательный». Послушайте внимательно стихотворение и запомните все слова со звуком «А», которые вы услышите.

Аист азбуку учил,

И пятерку получил.

И сегодня без подсказки,

Сам себе читает сказки.

Какие слова со звуком «А» вы услышали и запомнили? При необходимости педагог читает стихотворение второй раз.

Давайте вспомним, о ком говорилось в стихотворении?

Что делал аист?

Что получил аист?

Чему научился аист?

Физминутка «Аист»

Дети вместе с педагогом шагают, высоко поднимая ноги, руки на поясе.


Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Аист бодро отвечает:

Топай правой ногой,

Топай левой ногой,

Снова – правой ногой,

Снова – левой ногой,

Потом – правой ногой,

Потом – левой ногой,

Вот тогда придешь домой.


Слайд 13

Интерактивная игра «Четвертый лишний»

Ребята, аист предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний», но чтобы правильно найти ответ, помните, что мы находимся в стране букв и звуков.

Подумайте, какая картинка лишняя, если здесь нарисованы: арбуз, зонт, автобус, апельсин.

Дети: Лишняя картинка зонт, потому что арбуз, автобус и апельсин начинаются со звука «А», а зонт, со звука «З».

Слайд 14

Педагог: На этой карточке нарисованы: ананас, часы, волк, бабочка.

Дети: Лишняя картинка волк, потому что в словах ананас, часы, бабочка есть звук «А», а в слове волк, его нет.

Слайд 15

Самостоятельная работа «Найди и обведи».

Аист приготовил для вас еще одно задание. Обведите на карточках картинки, в словах которых есть звук «А» (см приложение 2). Дети выполняют задание самостоятельно, после чего идет проверка на экране.

Слайд 16

Где спрятался звук?

Ребята сорока тоже хочет с вами поиграть, она очень любит играть в игру «Где спрятался звук?». Если в слово начинается со звука «А», то она берет красный квадратик в клюв. Аааааарбуз

Если звук «А» находится в середине слова, то квадратик сорока берет крылышком. Баааааант.

А если слово заканчивается звуком «А», то она держит его на хвостике. Кошкааааа.

Слайд 17 - 19

Самостоятельная работа детей с проверкой на экране. Карточки для игры (см приложение 2)

На что похожа буква «А».

У всех речевых звуков есть символическое обозначение БУКВА. Звуки мы слышим, и произносим, а буквы мы видим и пишем. А сейчас садитесь поудобнее, я познакомлю вас с буквой «А».

А шагает по дорожке,

Широко расставив ножки.

Буква может убежать,

Надо ножки ей связать.

Слайд 12

А вдруг в горку превратилась

И тихонько покатилась.

Слайд 13

Как запомнить букву эту?

А похожа на ракету.

Отправляется в полет,

Да и нас с собой зовет.

Слайд 14 - 16

Показ написания буквы «А»

Посмотрите, как пишется буква «А». Буква «А» начинают писать с нижнего левого угла, поднимаются вверх к середине квадрата, а затем опускаются в правый нижний угол. После этого в середине квадрата соединяют линией две наклонные палочки.

Напиши букву «А»

Ребята, а сейчас попробуйте сами написать букву «А» по клеточкам (см приложение 1).

Слайд 17

Зрительная гимнастика «Веселая буква».

Ребята буква «А» хочет снами поиграть, кувыркаться и перемещаться, прямо как акробат в цирке. Давайте внимательно последим глазками за нашей буквой. Дети наблюдают за появлением буквы и её перемещением на экране, тем самым выполняя зрительную гимнастику. Пока мы наблюдали за буквой, наши глазки не отдыхали, а выполняли зрительную гимнастику. Теперь им надо отдохнуть, поморгайте глазками (3 сек), закройте (5 сек). Выполняют упражнение 3 раза.

Слайд 18 - 19

Найди и обведи все буквы «А»

А сейчас возьмите красный карандаш и обведите все буквы «А», которые вы видите на листочке (см приложение 1). После выполнения задания дети проверяю себя на экране.

Слайд 29.

Итог занятия.

О каком звуке и букве мы сегодня говорили. Что показывает нам мишка? Давайте вспомним, букву мы …, а звук … Звук «А» это какой звук? Каким цветом мы его обозначаем? Молодцы вы сегодня справились со всеми заданиями, многое узнали, а что вам особенно запомнилось?

Ну вот и пришла пора возвращаться, в следующий раз мы еще отправимся в страну букв и звуков за новыми знаниями, а сейчас до свидания.

Обучение грамоте

30 урок

Тема: Буква Аа

Цель: Познакомить детей со звуком [а], буквами А а, и их употреблением в речи.

Задачи:

Учить выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический образ этих букв.

Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

Воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.

Ход урока

1.Организационный момент

Важнее нет науки!

Совсем не знает скуки.

2. Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах. Слайд 1

В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, её зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

3. Повторение

На какие две группы можно разделить звуки (буквы)? (Гласные и согласные)

Как отличить гласный от согласного?

Как вы думаете, кому живётся легче, гласным или согласным?

Конечно, гласным. Они свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Гласные звуки очень музыкальные.

4. Работа по теме

Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Анна. Скажем хором имя Феи.

Какой первый звук в слове Анна? (Звук [а])

Анна предлагает нам спеть этот звук на мотив любой знакомой детской песенки. (Дети поют.)

Работа с букварём

Определите, с какого звука начинается слово АЗБУКА?

Какой это звук: согласный или гласный? Докажите.

Правильно, ребята. Звук [а]- гласный. Гласные звуки поселились в нашем Красном замке.

Слайд 2

Что это? (Это глобус)

Это модель нашей Земли. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты.

Вы хотите быть путешественниками?

Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука [а]. Вот - Америка. Есть Южная и Северная Америка. А сейчас мы отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолёте сделаем перелёт на Южный полюс холода. Это - Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где ещё жарко? (В Африке)

Повторите, где мы с вами побывали?

Ребята, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы.

Физминутка

Звук [а] обозначается буквой А. (Вывешиваю картинку)

На что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Буква А очень важная, с неё начинается русский алфавит.

Встаньте те ребята, чьи имена начинаются с изучаемой буквы.

Рассмотрите печатные и письменные буквы. (в алфавите и прописи)

Где вы можете встретить печатные буквы? А письменные?

Сколько вы видите печатных букв? Письменных?

Почему письменных букв по две? (заглавные и строчные)

Для чего нужны заглавные буквы? Строчные?

С большой буквы пишутся имена, отчества, фамилии, названия городов, рек, озёр, деревень и др. Об этом мы ещё будем говорить на уроках.

Где всегда пишутся заглавные буквы в слове? (В начале слова)

Можно ли их "встретить" в середине или в конце слов? Почему?

5.Работа в прописи

Ребята, назовите, что изображено на рисунке? (Ананас, арбуз, астра)

С какого звука они начинаются? (все слова начинаются со звука [А])

Как вы думаете, какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)

Давайте сделаем звукобуквенный анализ слов: ананас, арбуз и астра. Выделим гласный звук А.

Какой цветом карандаш мы возьмем? (красный)

Почему? (потому что гласный звук, обозначается красным цветом)

А теперь давайте же узнаем, из каких элементов состоят заглавная и строчная буква Аа. Слайд 3

Слайд 4

Ребята, сейчас внимательно рассмотрите строчную букву «а». Скажите из скольки элементов, она состоит? (2)

Назовите эти элементы? (овал и короткая наклонная с закруглением снизу)

А теперь посмотрите, как пишется строчная буква. При написании овала обратите внимание, чтобы овал имел округлую и замкнутую форму.

Пальчиковая гимнастика

Стихотворение про тетрадь

(прописываем в воздухе, а затем в прописях (1 строка)

Слайд 5

А теперь рассмотрите заглавную букву. Из каких элементов состоит буква? (Высокая наклонная с закруглением снизу)

Внимательно посмотрите, как пишется заглавная буква. При написании буквы обратите внимание на наклон.

(прописываем в воздухе, а затем в прописях (3 строка)

Теперь будьте внимательны, мы напишем соединение заглавной и строчной буквы Аа.

6.Итог урока

С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

Какой звук она обозначает?

Охарактеризуйте звук и буква А? (гласная, тянется и поется)

Дома: с.4 написать

Наталья Любимова
Конспект занятия по обучению грамоте. Гласный звук а. Буква А.

Тема : Гласный звук [а] . Буква А .

Цель : Дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятиями «звук » и «буква » , учить выделять звук [а] из ряда гласных ; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой а .

Оборудование :

зеркала, предметные картинки, профиль артикуляции звука , палочки для выкладывания букв , карандаши, тетради.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Показать мимикой :

Радость;

Тревогу;

2. Понятие о речи устной и письменной.

Речь бывает устной, когда мы говорим, и письменной, когда мы пишем. Когда мы говорим, то мы произносим звуки , пишем буквы . Буквы – это значки для записи звуков .

3. Какие звуки вы поете ?[а,о,у,ы,э].

Те звуки , которые вы поете, называются гласными . Воздух проходит свободно, нигде не встречая преград.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (а – а – а) .

Логопед показывает картинки со звуками «а» .(ананас, апельсин, аист, автомат, автобус) .

Выделение звука [а] из слов ананас , апельсин, аист, автомат, автобус.

Какой звук слышится в начале слова?

Есть ли еще в слове такой звук ?

4. Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка при произношении этого звука ).

Рот широко открыт.

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.

5. Звук А – гласный , обозначаем красным цветом.

Выделение звука А на слух , при этом если услышите звук А нужно хлопнуть в ладоши 1 раз.

Из ряда гласных уа , ау, аи, иу, иа, ао, уиа, иуа.

- Из слов : азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт, книжный

6. Дидактическая игра (по картинкам) «Чего не стало» , «Что изменилось» .

Игра на развитие внимания, зрительной памяти.

7. Дидактическая игра «Придумай имя» .

Придумать не существующие имена, начинающиеся со звука «а» .

8. звук а легко пропеть .

а) а---а,---а,---а

в)а-а-а-а-а-а

д)а---а---а---а---а---а

Нужно пропеть звук [а] пробираясь по звуковой дорожке .

9. Физкультминутка.

Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва

Опускаем руки мы.

По команде – два.

10. Знакомство с буквами А .

Вот буква вроде шалаша .

Не правда, ль буква хороша !

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь ? А?

Перед тобою буква А !

Показ буквы .

Нахождение буквы в кассе букв .

На что похожа буква А ?

Из скольких элементов состоит буква ?

Выкладывание буквы из палочек .

Прорисовывание буквы в воздухе .

Печатание буквы .

11. Итог занятия .

Тема: звук и буква А.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.

Образовательные:
- Продолжать учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.

Коррекционно-развивающие:
- Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику
- Развивать фонематическое восприятие и представление.
- Формировать звукослоговой анализ и синтез.
- Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений.
- Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза.
- Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами.
- Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ. минутку о/р, чередование различных видов деятельности).
- Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению.

Коррекционно-воспитательные:
- Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии.
- Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.

Оборудование:
Демонстрационный материал:
ПК, презентация РР.
Раздаточный материал:
Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.

Ход занятия:

1. Организационный момент
Сядет тот, кто узнает геометрические фигуры.

2. Артикуляционная гимнастика
Приготовим наши язычки к работе.

3. Пальцевая гимнастика
Работа с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.

4. Работа в тетради в клеточку
Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.

5. Повторение пройденного
Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.

6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец.
Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.

7. Работа с артикуляционным профилем
Выяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.

8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука [А] в словах.
Если есть [А] в слове - карточка со знаком +, если нет – со знаком -
Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март.
Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.

9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.

10. Рассказ тетушки Совы о букве А
Выяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.

11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди)
Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.



12. Физ. пауза о/р
Хомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту)
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.

13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради).
Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков - красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.