Людовик первый благочестивый. Людовик благочестивый и дом каролингов. Генрих IV ― Людовик I Благочестивый

Король Аквитании из рода Каролингов, правивший в 781 -813 гг. Император «Священной Римской империи» в 813-840 гг. Сын Карла I Великого и Гилдегарды.

Ж.: 1) Ирменгарда (ум. 11 окт. 818 г.);2) с 819 г. Юдифь, дочь баварского графа Вельфа (ум. 843 г.).

Трёх лет от роду Людовик был объявлен королём Аквитании и коронован в Риме папой. Карл старательно подготовлял сына к его высокому призванию – дал ему хорошее общее и прекрасное военное образование. Казалось, что Людовик оправдывает все надежды отца. По словам летописца, не было равного ему в стрельбе из лука или метаний дротика. Еше при жизни Карла он проявил себя как полководец во время испанских войн. Говорили также, что он правит Аквитанией умно и справедливо. Его нравственность, по крайней мере со времен его женитьбы на Ирменгарде, была безукоризненной. Подобно отцу, Людовик был прост в своих привычках, воздержан в пище, но, в отличие от него, совершенно не имел склонности к побочным связям. Он был человеком с обширными знаниями в богословии и в науках, говорил не только по-романски и по-немецки, но и по-латыни, а греческий язык понимал. Однако также рано проявились в Людовике качества, которые в дальнейшем принесли много бедствий государству; он не умел верно судить о людях и потому слушал дурных советников, не умел беречь коронных имений и доходов, не мог удерживать вельмож от притеснений народа. Он был чрезмерно усерден к церкви и до расточительности шедр к духовенству. Говорят, что почти не бывало утра, когда он не молился бы в церкви на коленях с земными поклонами. Во время постов его набожность удваивалась; петь церковные песни и читать Библию было ему приятнее, чем заниматься государственными делами, а строить и украшать монастыри – предпочтительнее, чем ходить с войсками на врагов и охранять границы. У него не было той даровитости, той быстроты соображения, той любви к деятельности и той самостоятельности, какие были нужны для управления государством, состоящим из воинственных народов. Он сам чувствовал, что не рожден быть государем. Если б его не удерживали друзья и, в особенности, его жена Ирменгарда, то он, подобно своему двоюродному деду Карломану, рано променял бы престол на монашескую келью.

В 813 г. Карл призвал Людовика к себе в Ахен, пожаловал ему императорский титул и объявил своим соправителем и наследником. Затем он повел его в церковь и при огромном стечении вельмож велел ему собственными руками взять с жертвенника корону и возложить себе на голову. Этим он хотел показать, что сын получает императорское достоинство исключительно от одного Бога. После коронации Людовик отправился обратно в Аквитанию, но уже в январе 814 г. призван был обратно печальным известием: Карл Великий умер. Ещё до своего приезда в Ахен Людовик сделал распоряжения, сильно изменившие жизнь двора и значение некоторых лиц. Прежде всего, он приказал взять под стражу любовников своих сестёр, чья легкомысленная жизнь уже давно возмущала его. Один из них, граф Варнара, пробовал защищаться и был убит, а другой, Одоина, – ослеплен и сослан. Прибыв во дворец, Людовик произвел раздел личного имущества Карла; он ничего не дал его побочным детям, зато сделал очень щедрые пожертвования в церкви и монастыри. Вслед за тем он удалил всех неприятных ему людей. Не только своих сестёр, но и большую часть других дам и девушек, принадлежавших к дворцовому кругу, он разослал по монастырям; он не пощадил даже ту из своих сестёр, Гундраду, которая вела скромную жизнь. Точно так же он поступил с некоторыми из влиятельных советников Карла. Племянник Людовика Бернгард, король Итальянский, обезоружил подозрительного дядю тем, что быстро приехал к нему и смиренно выразил свою покорность. Людовик отпустил его обратно в его королевство, но приказал не спускать с него глаз. Своего старшего сына, Лотаря, он сделал королём Баварии, а другого – Пипина – королём Аквитании. Таким образом, теперь в империи было три короля.

В июле 817 г. Людовик объявил о своём решении провозгласить старшего сына Лотаря императором и соправителем. После этого Лотарь короновался точно так же, как короновался его отец. Бернгард и его друзья были изумлены и раздражены этим решением. Отец Бернгар-да был старше Людовика. Прежде, после смерти дяди, он вполне мог рассчитывать на императорскую корону. Теперь же права его совершенно не брались в расчет. По совету своих друзей в надежде на преданность лангобардов он отказался признать законным решения императора и съезда, потребовал от правителей и народа своего королевства новой присяги и занял войсками проходы через Альпы.

Получив известие о неповиновении Бернгарда, Людовик немедленно собрал войска для похода и отдал под стражу всех его друзей, каких только мог захватить. Эта решительность императора испугала Бернгарда. Войско франков уже шло в Италию, а Бернгард, против ожидания, сумел собрать лишь незначительные силы. Он упал духом, и тут к нему, растерявшемуся мыслями, приехали послы от императрицы с уверением, что все будет прощено и забыто, если он покорится и попросит прощения. Надеясь на клятвенные уверения безопасности, Бернгард со своими друзьями приехал к императору, находившемуся в Шалоне, положил перед ним оружие и на коленях просил у него прощения. Людовик же велел арестовать племянника и предать его суду, составленному из королевских вассалов. Они объявили его бунтовщиком и осудили вместе с тремя друзьями на смерть. Людовик не решился утвердить этот приговор, однако согласился ослепить Бернгарда. Казнь была совершена в апреле 818 г. с такой жестокостью, что Бернгард и один из ослепленных вместе с ним умерли через два дня. Менее виновные приверженцы его были брошены в темницу или пострижены в монахи.

В октябре 818 г. умерла императрица Ирменгарда, всегда ожесточавшая сердце своего мужа. Император снова обнаружил намерение постричься в монахи, однако епископы отговорили его и посоветовали жениться во второй раз. Те из его вельмож, которые опасались, что его вступление в монастырь подвергнет опасности существование империи, устроили нечто вроде конкурса женской красоты, собрав молодых дочерей вельмож из всех частей империи. Выбор императора пал на красивую дочь баварского графа Вельфа, Юдифь, на которой он и женился через четыре месяца после кончины первой жены. Вскоре оказалось, что Людовик был способен к страстной любовной привязанности: он полюбил Юдифь так горячо, как только способен любить старый муж свою молодую жену. Но для империи второй брак императора имел пагубные последствия. Влияние прежних благоразумных советников Людовика стало все более и более уступать влиянию молодой императрицы и её семьи. Власть Юдифи над мужем особенно возросла после того, как в июне 823 г. она родила ему сына Карла. Женщина красивая и образованная, намного превосходящая Людовика умом, Юдифь старалась разделить с ним все его ученые занятия и так опутала и очаровала Людовика, что он не мог ей ни в чем отказать. Обретя над мужем такую власть, Юдифь стала внушать ему, что её сын должен получить своё королевство, так же как и трое других, родившихся от первого брака.

Людовик, наконец, согласился исполнить её желание и выделил шестилетнему Карлу герцогство Швабское (829 г.). Императрица могла торжествовать победу. Вскоре, однако, выяснилось, что враги её не оробели от неудач. Интригами и клеветой они изо всех сил старались подорвать её влияние. Был пущен слух, что Юдифь живет в незаконной связи с королевским казначеем Бернгардом и хочет сделать его императором. Неизвестно, насколько эти обвинения соответствовали действительности, но даже верные советники императора были смущены той близостью, которая установилась между императрицей и Бернгардом. Что касается старших сыновей Людовика, то они чем дальше, тем более ненавидели мачеху и опасались с её стороны всяких козней. Этот семейный раздор вскоре перерос в настоящую войну.

В 830 г. Людовик начал поход против бретонцев. Пипин, король Аквитанский, был обеспокоен тем, что война развернулась у самых границ его королевства. Вместо того чтобы идти со своими аквитанцами на помощь отцу, он поднял мятеж и через Орлеан двинулся на Париж. Императорские войска перешли на его сторону. Лотарь принял сторону младшего брата и объявил, что будет защищать тот раздел земель, который был установлен в 817 г. Людовик Баварский, находившийся при своём отце, тайно бежал из его лагеря и присоединился к Пипину. Услышав об этом, император совершенно оробел. При нём было так мало воинов, что он не мог вступить в борьбу с войском, которое вел на него Пйпин, и решил покориться. Между тем Пипин узнал, что Юдифь скрывается неподалеку от Компьена в одном из монастырей. Императрицу привезли в лагерь и предложили на выбор – или сделаться монахиней или внушить мысль о пострижении самому императору. С этими предложениями императрица была препровождена в стан к своему супругу. Людовик отвечал, что он не может решиться на пострижение без согласия вельмож и епископов обеих сторон. После того как императрица возвратилась с этим ответом к Пипину, её отослали в Пуатье и постригли в монастыре святой Родегонды. Потом Пипин созвал в Компьене съезд вельмож, который должен был решить судьбу ею отца. Пишут, что император вошёл в зал заседания со скромностью, показывающей его уныние: он не захотел сесть на престол и в речи перед собравшимися стал оправдываться в своих поступках. Большая часть вельмож была тронута судьбой своего монарха. Окружив Людовика, они стали его утешать и почти силой усадили на престол. Однако на этом все их расположение к несчастному закончилось: съезд лишил его верховной власти и передал её Лотарю. Последний, впрочем, удержался на престоле совсем недолго Причем власть его была разрушена с той стороны, откуда он менее всего ожидал Среди монахов, приставленных к Людовику, оказался один, ловкий и хитрый, по имени Гунтбальд. Вместо того чтобы служить Лотарю и склонять императора к окончательному отречению, он предложил свои услуги Людовику. Людовик доверился Гундбаль-ду и не просчитался. Под видом церковных дел Гундбальд приехал к Пипину и Людовику Баварскому и стал описывать им страдания и обиды, каким подвергся их отец по воле Лотаря. Он пробуждал в них голос совести и одновременно ловко внушал мысль, что при старом и слабом Людовике они юраздо более могут надеяться увеличить свои королевства и свою самостоятельность, чем при молодом Лотаре. Оба брата охотно склонились на его уговоры. Тем временем Лотарь готовил новый съезд, который, по мысли его сторонников, должен был окончательно лишить Людовика императорского титула и тем совершенно отстранить его от власти. Младше братья для вида соглашались с этими планами, но втайне готовили измену. В последний момент место заседания сьезда было перенесено с западного берега Рейна на восточный, в Нимвеген, в ту часть империи, где сильны были сторонники Людовика Благочестивого. Здесь младшие братья, и прежде всего Людовик Баварский, отбросили своё притворство и вступились за отца. Опираясь на эту поддержку, приверженцы старого императора получили перевес над его противниками. Съезд единогласно решил возвратить Людовику всю прежнюю власть и отдать ему жену Решение это стало полной неожиданностью для Лотаря. Друзья убеждали его не терять времени, созвать войско и военной силой подавить сопротивление. Но он, человек бесхарактерный и смущенный упреками совести, не решился на войну с отцом, смирился, умолял Людовика простить его и клялся не выходить из сыновнего повиновения. Своих друзей, на которых была сложена вся вина мятежа, Лотарь отдал в жертву противникам. Прежний порядок был восстановлен, а Юдифь с большими почестями доставлена из монастыря.

Для окончательного решения дел в 831 г. собрался съезд в Ахене. Юдифь поклялась здесь в своей невинности, папа Григорий IV объявил её пострижение недействительным, и ей были возвращены права супруги императора. Вероятно, тогда же был составлен акт о новом разделе государства. В этом важном документе исключительные права Лотаря, которые он имел после 817 г., были уничтожены. Хотя за ним и остался императорский титул, однако из всех владений ему сохранили только Италию. Младшему сыну Карлу отец даровал королевский титул. В придачу к Швабии он получил ещё большую часть Бургундии, Прованс, Дофине и Септиманию, земли по обеим берегам Мозена, а также Лан и Реймс. Таким образом, события, сделав круг, вновь возвратились к исходной точке: Юдифь опять была рядом с мужем, вновь подчинила его своим очарованием и, как и прежде, старалась ради своего сына (которого она, по тогдашнему выражению, «хотела сделать, как Иосифа, выше старших братьев или дать ему, как Вениамину, в пять раз больше, нежели им»). Старшие братья постоянно чувствовали исходящую с этой стороны угрозу и поневоле должны были сплотиться для новой борьбы.

Первым проявил своё недовольство Пипин, чувствовавший более других подозрительное нерасположение отца и ненависть мачехи. В октябре 831 г. он отказался приехать в Тионвиль на очередной съезд. Людовик внешне отнесся к этому спокойно, но два месяца спустя, когда Пипин приехал в Ахен, его задержали и отдали под стражу. Он бежал ночью с несколькими спутниками и вернулся в своё королевство. В сентябре 832 г. орлеанский съезд лишил Пипина королевского титула, Аквитанию отец передал Карлу. Пипина схватили и вместе с семьей отправили в Трир. Он, однако, опять сумел бежать, вернулся в Аквитанию и поднял здесь новое возмущение. Из-за начавшейся зимы Людовик не мог подавить мятеж в самом его начале. Зимой Пипина поддержали Лотарь и папа Григорий IV. Весной 833 г. Лотарь перешел через Альпы и соединился с Пипином и Людовиком Баварским неподалеку от Кольмара на равнине, называвшейся Красным полем. В июне привел туда свои войска Людовик Благочестивый, но вместо того, чтобы немедленно начать сражение, завязал с сыновьями переговоры. Эта отсрочка погубила его дело. Сыновья, начав для виду совещаться о мире, более старались о том, чтобы обратить на свою сторону тех вельмож, которые остались верны императору. Пользуясь поддержкой папы, а также всеобщим нерасположением к Юдифи, они очень быстро преуспели в своём деле. Один за другим вельможи стали покидать Людовика и переходить в лагерь его сыновей. Прошло всего несколько дней, и император остался без своей армии – его окружала лишь горстка воинов и несколько епископов. Оставшимся при себе Людовик приказал идти к его сыновьям и объявить, что он не хочет кровопролития и не желает, чтобы кто-нибудь был убит за него. Сыновья велели отвечать, что ничего не угрожает его жизни, а также жизни его близких. 29 июня император с женой, младшим сыном и небольшой свитой приехал в лагерь сыновей и отдался в их руки. Они приняли отца с притворным уважением, но поступили с ним как с пленником. Юдифь была отправлена за Альпы и заключена в Тортоне. Людовика отправили в Суассон и держали под стражей в монастыре святого Медарда, а Карла отвезли в аббатство Пруим. Был созван совет начальников войска, который единогласно решил низложить Людовика и передать престол Лотарю. После притворной отговорки тот позволил провозгласить себя императором. Однако он не мог чувствовать себя спокойно до тех пор, пока отец его носил императорский титул Опять, как и три года назад, были приложены все силы к тому, чтобы принудить Людовика Благочестивого постричься в монахи. Но Людовик оставался непреклонен. На него не подействовало даже ложное известие, что Юдифь умерла. Чтобы добиться своего, Лотарь пошел на крайнее средство: съезд в Компьене, состоявшийся в октябре 833 г., объявил Людовика виновным в тяжких преступлениях и лишил его права носить оружие. Император со смирением принял это постановление. В церкви святого Медарда он при большом стечении народа в одежде кающегося грешника в слезах исповедовался в своих грехах.

Затем он отдал меч архиепископу Эббону, но по-прежнему отказывался принять пострижение. Эта сцена, впрочем, принесла гораздо более вреда его гонителям. Масса народа, видевшая унижение своего монарха, прониклась к нему самым искренним сочувствием. Забыты были многие его слабости, зато вспоминали о его всегдашней простоте, доброте и умении прощать. Братьям Лотаря также показалось, что, подвергнув их отца публичному унижению, тот превысил меру допустимого. Людовик Баварский первым стал испытывать укоры совести и настойчиво просил Лотаря обращаться с отцом не так сурово. Лотарь резко отвечал, что не потерпит вмешательства в свои дела, и стал более прежнего стеснять императора, усилив за ним надзор. Тогда Людовик объявил, что сыновний долг понуждает его освободить отца и созвал ополчение во Франкфурте-на-Майне. Лотарь уехал в Париж, оставил там отца и отправился в Бургундию собирать войска Через десять дней после его отъезда, 1 марта 834 г., несколько архиепископов освободили императора из заключения, сняли с него церковное наказание и вновь возложили на него императорское облачение. При радостных криках народа было объявлено, что власть Людовика Благочестивого восстанавливается. Он поехал в Кьерсийский дворец, примирился с Пипином и Людовиком, а потом отправился в Ахен, где его уже ждали Юдифь и Карл. К Лотарю он прислал послов, предлагая ему прощение при условии искреннего раскаяния. Но Лотарь не захотел мириться, так как понимал, что ничего, кроме нового унижения, этот мир ему не даст. Вскоре императорское войско было разбито Матфридом на границе Бретонской марки. Множество графов было убито в сражении. Затем Лотарь взял Шалон, ограбил его и свирепо осудил на казнь многих знатных приверженцев своего отца, причем не щадил ни мужчин, ни женщин. Но в следующем сражении при Блуа, в июне 834 г., Лотарь потерпел поражение. Он и его приверженцы вынуждеы были просить пощады. Людовик позволил им явиться к нему в лагерь. Лотарь упал к ногам отца и поклялся в верности. Людовик простил сына, однако отобрал у него все владения за Альпами, оставив в его руках одну Италию. Остальных сыновей он не решился пока трогать, сохранив за ними те владения, которые они приобрели в результате раздела королевства Карла. Только в 837 г. по внушению жены Людовик вернулся к намерению выделить королевство и младшему сыну. На съезде в Ахене было объявлено об образовании королевства Карла с границами от устья Везера до Луары, а на юге – до Мастриха, Туля и Осера. Столицей его должен был стать Париж. И Пипин, и Людовик Баварский вследствие этого нового раздела понесли значительный урон и не замедлили с ответом. В марте 838 г. Людовик Баварский встретился с Лотарем в Триэнте и вел переговоры о совместных действиях против отца. В ответ в июне того же года император объявил, что отнимает у него Франконию, которую он захватил без его согласия. Из всех владений ему была оставлена только Бавария. Людовик не принял этой перемены и решился с оружием защищать свои земли. Людовик Благочестивый выступил против сына и переправился через Рейн. При появлении императора франконцы, алеманы и тюринги немедленно отложились от Людовика Баварского, и тот принужден был отступить в Баварию. Император победоносно прошел по Алемании и праздновал Пасху 839 г. в своём дворце в Бодмане на Боденском озере; скоро явился туда мятежный сын с просьбой о помиловании, ему была оставлена только Бавария с титулом королевства. Во время этих событий умер Пипин, король Аквитанский. Людовик вызвал в Вормс старшего сына Лотаря и вместе с ним произвел последний раздел государства между ним и Карлом. Границей владений обоих братьев стала линия, идущая по Маасу и далее на юг до Юры, оттуда по Роне. Таким образом, в королевство Карла вошли Нейстрия, Аквитания, Септимания, Испанская марка и Бургундия до приморских Альп. Ни Людовик Баварский, ни дети покойного Пипина не приняли участия в этом разделе. Более того, земли, полученные Лотарем, были как раз теми, на которые претендовал Людовик. Осенью император по обыкновению развлекался охотой в Арденских лесах. Здесь к нему пришло известие, что аквитанцы взялись за оружие и готовятся защищать права детей Пипина. Людовик немедленно повел войска на юг. Воспользовавшись его отсутствием, Людовик Баварский овладел Алеманией и Франконией. В апреле 840 г. Людовик Благочестивый пошел к Рейну усмирять мятежного сына, вернул все захваченное и в начале мая остановился в Зальце. Здесь его свалила с ног тяжелая лихорадка. День ото дня болезнь усиливалась. Почувствовав приближение смерти, он велел перевезти себя на остров Рейна близ Ингельгейма и поставить там шатры. Здесь в глубокой печали он провел последние дни. У его постели не оказалось никого из близких, кроме побочного брата Дрогона

Оскар Егер.
Всемирная история. В 4 т. Т. 2. Средние века. В 4 кн. -СПб.,1997-1999

КНИГА ВТОРАЯ

ОТ ЛЮДОВИКА БЛАГОЧЕСТИВОГО ДО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ (814-1096)

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Людовик Благочестивый и дом Каролингов до смерти последнего представителя его немецкой линии

Людовик I Благочестивый

Карл Великий скончался прежде, чем этого можно было ожидать. Его сын Людовик, вызванный из Аквитании, не застал его в живых. Людовик I (814- 840) принял бразды правления и выполнил завещание отца. Никто не посмел коснуться его авторитета; единство государства под императорской властью всем пришлось по сердцу. Людовик был достойным преемником отца: в лучшей поре мужества, хорошо воспитанный и привычный к занятиям государственными делами. Опыт правления, приобретенный в Аквитании, помог ему, по образованию он смело может быть поставлен в ряд с тогдашними учеными. Людовик свободно говорил на латыни, понимал греческий и умел толковать Библию в духе богословия того времени – с “духовной и нравственной” стороны, а также со стороны ее “мистического”, т. е. аллегорического значения. Ростом он был меньше отца, но крепко сложен, в его руках была необыкновенная сила; в стрельбе из лука и метании копья нелегко было найти ему равного. При этом он унаследовал подвижность отца, был таким же рьяным охотником и так же храбр. Он славился добрыми делами в духе того времени – помощью бедным и выкупом пленных, а по благочестию был равен любому монаху: он усердно и долго молился. При этом он был ретивым работником, о чем можно судить по законодательным актам. Едва ли справедливо сообщение, что только ближайшие советники могли отговорить его от поступления в монастырь по примеру Карломана, дедова брата. Его окружали подрастающие сыновья, что в глазах всех было благоприятным фактором. В 816 г. папа Стефан IV приехал из Рима и в Реймсе помазал Людовика на царство, обращаясь к нему, как ко второму царю Давиду.

Завещание 817 г.

Случайная опасность, которой он избежал, как и опасения по отношению к сторонникам его племянника Бернарда, сына Пипина, побудили Людовика на четвертом году царствования составить завещание и решить важный при объеме его государства вопрос – как в случае его смерти следует поступить с государством. По этому завещанию его младшие сыновья Пипин и Людовик должны были получить с титулами королей Аквитанию и Баварию; а к старшему Лотарю переходил титул императора и верховное владычество над империей. При этом принцип единства страны соблюдался более, чем при делении государства во времена Меровингов, не обладавших удобным для единовластия императорским титулом. В акте Людовик особо подчеркивал, что ему “и в голову не приходит разрывать единство государства ради любви к детям и тем самым вызывать огорчение святой церкви”. На большом съезде в Аахене это распоряжение Людовика было всеми принято. При этом явно проявилось преобладающее влияние духовной знати как главной в то время носительницы идеи единства империи (817 г.).

Восстание Бернарда

Племянник Людовика Бернард, которого Карл Великий поставил правителем Италии с титулом короля Италийского в 812 г., оскорбился распоряжениями Людовика, увидев в них подрыв своих интересов, и восстал, поддерживаемый партией приближенных к Людовику вельмож. Однако Людовик, несмотря на монашеский образ жизни, оказался на высоте: Бернард оробел, увидев сильное войско, выведенное в поле императором, и покорился. На ближайшем съезде вельмож в Аахене он вместе со своими сообщниками был осужден на смерть. Однако казнь заменили ослеплением, выполненным с такой жестокостью, что Бернард несколько дней спустя умер. Снисходительнее поступили с побочными сыновьями Карла, со стороны которых Людовику некоторое время грозила подобная же опасность: их было приказано постричь и отослать в монастырь.

Партия императрицы Юдифи

Установился новый порядок, и до 828 г. дела шли неплохо. Графы, епископы и их подчиненные верно несли свою службу. Марки строго охранялись, войны происходили только на границах; при императорском дворе господствовало большое оживление; ко двору постоянно приезжали посольства – греческие, римские, сарацинские, болгарские. Установился обычный и правильный ход дел. По окончании съезда вельмож император отправлялся в поездки либо выступал в поход; затем наступала пора осенних охот в Вогезах или Арденнах и зимнее пребывание в Аахене, где тоже не сидели без дела. С 819 г. Людовик вступил во второй брак с дочерью баварского графа Вельфа Юдифью. Эта женщина приобрела большое влияние на легко поддававшегося ему императора. От Юдифи в 823 г. у императора родился сын Карл: в том же году окончательно определилась структура государственной власти, поскольку старший сын от первого брака Лотарь был коронован в Риме императорской короной. Однако необходимо было наделить владениями и младшего сына, и еще 6-летним мальчиком по указу Людовика он был возведен в титул герцога Аламаннского, откуда родом была семья его матери. Таким образом, при дворе образовались две партии – партия королевы и ее сына и партия трех старших сыновей Людовика. Во главе первой вскоре встал граф Бернард, до этого занимавший трудный пост правителя в Барселоне, а теперь хранитель государственной казны, по древнегерманскому обычаю состоявшей под надзором супруги императора.

Восстание старших сыновей

Средства, к которым прибегли старшие братья, не были тонкими. Лотарь, которому действительно пришлось наделить землями малолетнего брата Карла, был этим очень недоволен и вместе с братом Пипином восстал против отца, опираясь на его распоряжение о престолонаследии от 817 г. Перевес сил оказался на их стороне, и они обвинили графа Бернарда в позорной связи с императрицей и в том, что он околдовал императора. Они вынудили императрицу удалиться в монастырь, брат Людовик примкнул к ним, а императора пытались заставить отречься от престола и уйти в монастырь. Император Людовик этому воспротивился и в 831 г. на сейме, собравшемся в Нимвегене, вернул себе власть. Восточнофранкская и саксонская знать, а также двое младших сыновей, то ли завидовавших Лотарю, то ли не доверявших ему, были здесь на его стороне. Юдифь и ее братья были возвращены из монастыря, а главные вожди партии Лотаря приговорены к смерти. Однако император помиловал их, поскольку после печального ослепления племянника не решался на кровавые приговоры. Вскоре и граф Бернард, герцог Септиманский, приобрел прежнюю силу и чтобы очиститься от возведенного на него обвинения, он предложил своим противникам решить дело “судом Божьим”, т. е. судебным поединком. Но никто не решился вступить с ним в бой.

Второе и третье восстания

Однако мир был непродолжительным. Второе восстание Пипина и Людовика последовало уже в 832 г. Сила и на этот раз оказалась на стороне императора: Пипин был свергнут с престола, а его королевство Аквитания перешло к Карлу. Это вызвало тревогу сыновей Людовика, которые, опасаясь полного торжества партии своей мачехи, в 833 г. соединились для нового восстания. Теперь они были осторожнее и запаслись тайным союзником в лице папы Григория IV. Им удалось собрать силы около Бориса, а император со своим войском стоял при Кольмаре. Войска были готовы вступить в бой, однако враждующие стороны начали переговоры, в которых принял участие в качестве миротворца папа римский, правда, безуспешно. Переговоры велись так, что все вдруг покинули императора и перешли на сторону его сыновей. Видя это, он сам явился в их лагерь, и Лотарь посадил его в заточение. С императора взяли обещание, что он разлучится с Юдифью, которую отправили в один из итальянских монастырей, а его Лотарь [В данном случае Лотарь действовал под влиянием партии духовных и светских вельмож.] как пленника препроводил сначала в Суассон, а потом в Аахен. В Суассоне император подвергнулся публичному покаянию в церкви монастыря Сен-Медар: облаченный во власяницу, обычную одежду кающихся, он вынужден был прочесть длинный список своих грехов. Это унижение Людовика у многих вызвало сочувствие, а к жестокому Лотарю и всей его партии – отвращение. Двое младших сыновей, Пипин и Людовик, воспользовавшись таким настроением, перешли на сторону отца, и Лотарь выдал его им. Людовик вновь всеми был признан императором, а Лотарь вынужден просить у него прощения. Несколько лет прошли мирно. В течение этого времени Пипин скончался, а император Людовик, озабоченный закреплением значительной доли своего государства за младшим сыном Карлом (от Юдифи), в 839 г. начал новый передел империи, по которому Карлу и Лотарю достались лучшие и наибольшие части, Людовику – одна Бавария, а сыновьям Пипина, чтобы избежать дробления государства, было отказано в уделах. Людовик Баварский обиделся и с оружием в руках восстал против этого передела. Отец выступил с войском против сына; они сошлись на битву ниже Майнца. Однако Людовик скончался на небольшом рейнском островке, почти напротив своего ингельхаймского дворца. Писатель того времени из духовенства изображает его смертный одр, где по обычаю времени в небольшой комнате собралось все находившееся поблизости духовенство. Умирающий, удрученный множеством народа, с досадой стал кричать: “Прочь! Прочь!”, а благочестивый хронист, описывающий смерть императора, не преминул объяснить его естественный возглас тем, что ему перед смертью чудился бес и что именно его умирающий отгонял от своего одра. В 840 г. останки императора Людовика были препровождены в Мец и там погребены в церкви св. Арнульфа, родоначальника Каролингов.

Характер правления Людовика

В исходе царствования, начавшегося так благополучно, а окончившегося так несчастливо, не следует винить только императора Людовика. Это царствование не было безуспешным. За это время произошло важное событие: норманнский король Харальд в 826 г. явился в Ингельхайм и пожелал окреститься в Майнце, с ним на север отправился монах Ансгарий, первый епископ новой Хаммабургской (Гамбургской) епархии, основанной в низовьях реки Эльбы. Мысль о внесении христианства в эти дальние страны зародилась у Карла Великого; однако мечты великого государя удалось привести в исполнение только посланному императором Людовиком епископу Эбо Реймсскому. Харальд долго колебался, но все же известил Людовика, что собирается навестить его. По поводу этого посещения один из хронистов того времени рисует бытовую картину, какую редко можно встретить на сухих страницах средневековых летописей. Он описывает дворец и церковь с украшающими их стены мирскими и священными изображениями, говорит о прибытии датских гостей, поднявшихся на своих судах вверх по Рейну, об их обращении в христианство и о том, как Харальда принимал от купели сам Людовик, а его супруга Юдифь была восприемницей супруги Харальда. За крещением следовало торжественное богослужение и блестящий пир, во время которого старший повар Людовика Гунто, придворный пекарь Петр и заведовавший придворным погребом Отон старались отличиться друг перед другом. За пиршеством следовала большая охота, во время которой императрица принимала дорогих гостей в роскошной палатке, раскинутой в поле. Вся свита императора располагалась на траве, под открытым небом. После всех торжеств и празднеств “возрожденные к новой жизни датчане” и их король, богато одаренные и пораженные франкским великолепием, направились в обратный путь, снабженные церковной утварью, чтобы развенчать или истребить кумиры своих богов, как Харальд обещал своему царственному восприемнику и радушному хозяину.

Междоусобная война братьев. 840 г.

Людовик серьезно относился к распространению христианского образования в своем государстве и именно поэтому заслуживает имени “Благочестивый”, а не только потому, что всюду посещал церкви и был неутомим в молитве. Отдельные проявления такого благочестия заслуживают внимания, Так, например, когда однажды на небе появилась комета, он приказал позвать к себе духовное лицо и спросил его: правда ли, что подобные небесные знаменья следует считать провозвестниками перемен царствования или смерти правителей? Священник отвечал на это местом, заимствованным из пророка Иеремии, и благочестивый и разумный Людовик закончил беседу с ним следующими прекрасными словами: “Мы должны бояться только того, кто создал и нас, и это светило; однако появление подобных знамений может служить на пользу пробуждения грешников от их усыпления”. В это время особой зависимости императора от церкви и от папы не было. Сын Людовика Лотарь в 824 г. упорно настаивал, чтобы выбор папы происходил по всем каноническим правилам и избранного в папы не посвящали в этот сан прежде, чем он принесет присягу в верности императору. При нем франкская церковь несколько разошлась с культом поклонения иконам. Вскоре междоусобная война положила начало падению Франкского государства, вовлеченного светскими вельможами и епископами в борьбу партий, а затем и верховная власть оказалась от нее в полной зависимости. Эта междуусобная война, или точнее, война знати, продолжалась еще довольно долго. Людовик и Карл соединились против Лотаря и в борьбе с ним могли опираться только на те племена и часть населения, среди которых идея единства высшей власти еще не укоренилась. Переговоры ни к чему не привели: распря была предоставлена “суду Всемогущего Бога”, и в 841 г. при Фонтенуа-ан-Пюизе около Осера дело дошло до битвы, в которой Лотарь потерпел поражение. Битва была упорная и кровопролитная; в ней, по замечанию летописца того времени, “брат шел на брата, племянник поднимал руку на племянника”.

Карл и Людовик против Лотаря

В 842 г. войска обоих братьев соединились у Страсбурга, и перед войском Карла Лысого Людовик на романском языке произнес клятву, в которой обязался во всем помогать брату Карлу, а с Лотарем не заключать отдельного договора. Такую же клятву на немецком (in thiudisker Sprache) языке произнес и Карл перед войском Людовика. В это время в Германии Лотарю удалось привлечь часть населения на свою сторону и даже способствовать опасному восстанию низших классов против знати. Но до большого и решительного сражения дело не дошло; все закончилось переговорами при посредстве епископов, озабоченных сохранением государственного единства, поскольку от него зависело и церковное единство. К тому же здесь они пользовались большим влиянием, и цель у них была благая. Договор был заключен в Виродунуме (или Вердене) в 843 г.

Верденский договор. 843 г.

Государство Карла Великого по этому договору снова было разделено. Людовик получил все земли по правую сторону Рейна за исключением Фрисландии, а на левом берегу Рейна – Шпейер с его окрестностями, Вормс и Майнц; Карл – земли на запад от Рейна; Лотарь – Италию и всю территорию от устья Рейна до устья Роны, включая Фрисландию и земли рипуарских франков. Ему же был предоставлен титул императора. В его владениях находились большие города: Рим и Милан, Массилия, Лугдун, Трир, Аахен, Кёльн. Этот передел имел всемирно-историческое значение, поскольку германская восточная половина государства была отделена от французской западной и таким образом положено начало двум государствам на основе различия национальностей и языков.

Монета Людовика Немецкого.

АВЕРС. В поле – крест с четырьмя шариками, надпись по кругу: HLVDOV1CVS REX. РЕВЕРС. В поле – надпись: TREVERIS (место чеканки – Трир).

Этой национальной основы не хватало государству Лотаря, случайно составленному и на время собранному под властью одного владыки. Поэтому 27 лет спустя после смерти Лотаря, в 870 г., произошел новый передел, по которому во владение Людовика Немецкого перешла большая часть Лотарингии и Фрисландии. Таким образом, все области, населенные германскими племенами, отошли к восточной половине Франкского государства. После смерти Лотаря в 855 г. – худшего [Хронист того времени рассказывает, что монахам Прюмского монастыря, где Лотарь умер, немалого труда стоило молитвами спасти его душу из когтей бесов, долго боровшихся из-за нее с ангелами над телом усопшего грешника.], но наиболее замечательного из внуков Карла Великого – императорский титул перешел к его сыну Людовику II, и после смерти последнего в 875 г. эта линия Каролингов пресеклась окончательно. После этого Карл Лысый завладел Италией и был коронован папой Иоанном VIII как император под именем Карла II.

Но после смерти Людовика Немецкого в 879 г. его владения разделили три сына – Карломан, Людовик и Карл Толстый. Последнему после смерти своих братьев и внуков Карла Лысого на короткое время удалось соединить под своей властью восточную и западную половины государства Карла Великого. Но удержать его было не по силам больному и слабохарактерному Карлу Толстому (Карлу III). Он не в состоянии был защититься даже от норманнов, производивших опустошительные набеги на берега франкской земли и в 886 г. даже осадивших Париж и вынудивших Карла уплатить им тяжкий откуп. В следующем году он был низложен на съезде местных князей, а на его место возведен в короли граф Эд Парижский, прославившийся храбростью во время осады Парижа норманнами. В то же время в восточной половине Франкского государства королем был провозглашен Арнульф (887-899), побочный сын Карломана, брата Карла III, а в Италии в 888 г. – маркграф Беренгар Фриульский, коронованный королевским венцом в Павии. Бургундия под властью двух графов – Бозона Вьеннского и Рудольфа – образовала самостоятельное владение.

Людовик Благочестивый (в центре).

Миниатюра X в. Париж. Национальная библиотека.

Серебряная монета Рудольфа Бургундского.

АВЕРС. В поле – монограмма RADVLFS. Надпись по кругу: GRATIA D-I REX.

РЕВЕРС. В поле – крест. Надпись по кругу: DVNIS CASTELLI.

Арнульф. Общее положение дел

Среди быстро наступавших перемен правления государственное устройство, созданное Карлом Великим, не могло устоять. Графы, наделяемые землями взамен жалованья, являвшиеся представителями правительственной власти в отдаленных округах, бесконтрольные, расширяли пределы своей власти и независимости, по мере того как центральная власть становилась слабой и ничтожной. Кроме того, их власть из временной и зависимой во многих местах превратилась в наследственную, когда отец имел возможность передать ее в руки способного сына. Уже Людовик Благочестивый не всегда справлялся со многими графами и вместо того, чтобы повелевать ими или вынуждать к покорности своей императорской властью, привлекал их к себе раздачей во владение новых ленов. При его наследниках эта ситуация еще ухудшилась. Свободное население страны страдало, с одной стороны, от произвола этих уже почти независимых владык, а с другой – от тягостной военной службы, одинаково обязательной для всех свободных людей, по крайней мере, при оборонительных войнах. Воизбежание этих бедствий существовало только одно простое, но гибельное средство – свободный человек мог передать свой аллод (личное владение) богатому и властительному графу, чтобы получить обратно из его рук уже в виде бенефиция. При этом он терял положение свободного человека, но взамен личной свободы получал покровительство сильного владыки. Так же можно было передавать свое владение церкви, монастырю, епископу и получать обратно из их рук в виде лена, приняв на себя некоторые обязательства. Это вело к быстрому сокращению количества свободного населения. Между тем, возникало новое общественное устройство, при котором общая зависимость от короля сменялась частной зависимостью от непосредственного господина, и центр тяжести перемещался от королевской, объединяющей власти к власти многих, владык, которые, опираясь на своих вассалов, тем более оказывали сопротивление королю, чем более тот нуждался в их помощи.

Внешние враги

Это обнаружилось вскоре после смерти Людовика Благочестивого при обороне границ государства, которым отовсюду угрожали дерзким вторжением враги. На юге, со стороны Италии и Африки, грозными врагами христианства вновь явились арабы. Между 827-878 гг. они завоевали Сицилию, завладели многими важными пунктами Апулийского берега. В 846 г. арабский флот вошел в устье Тибра и высадил войско, ограбившее предместья Рима. Римляне с ужасом увидели, как арабы оскверняют святые обители, обращая их в конюшни для своих коней, – они завладели даже древней церковью святого Петра. В 889 г. арабы явились снова и на галльской территории, где они утвердились в крепком городке Фраксинете между Фрежюсом и Марселем, ставшем им опорным пунктом для морских разбоев. И на востоке границы не продвинулись далее; напротив, их было трудно защитить от враждебных славянских племен – оботритов, сербов, чехов, моравов. Людовик Немецкий боролся против них, особенно против моравского князя Ростислава, первоначально союзника, а потом злейшего врага немцев. Хотя Ростислав некоторое время спустя и был свергнут своим племянником Святополком при помощи немцев, которым он выдал дядю, однако Святополк оказался умным правителем и опасным соседом. В конце IX в. на востоке появился новый враг – венгры, финско-тюркское племя, занявшие в правление Арнульфа Паннонию и отсюда во все стороны направлявшие свои опустошительные набеги, напоминавшие времена гуннских нашествий. Однако наибольшим бедствием второй половины IX в. были норманны, германское племя, жившее в Дании, южной части Швеции и в Норвегии. Это сильное и воинственное племя, рано освоившееся с мореплаванием, быстро возраставшее в числе и получавшее недостаточно пищи от бедной природы Севера, с конца IX в. производило морские набеги на соседние страны, вооруженной рукой создавая новые поселения. В 787 г. эти северные пираты высадились в Уэссексе и с этого момента играли важную роль в истории Англии. Вскоре грозные воители на легких судах, вмещавших от 20 до 60 человек, стали появляться всюду, куда только давали возможность проникнуть судоходные реки, впадавшие в море. От древнего северного наименования воинов или бойцов – каппар – разбойничьи суда во всем мире до сих пор носят название каперов. Себя они называли викингами (витязями), об их морских набегах сложилась целая поэзия, поскольку они гнались не только за добычей и владениями, но и за славой, с которой возвращались на родину, возбуждая этим зависть земляков. При виде со сторожевых пунктов берега кораблей с резными головами коней или драконов на носу начиналось поспешное бегство и укрывание всего, что без труда можно унести с собой. Однако разбойники тонко знали дело: обыкновенно они устраивали укрепленный лагерь около устья рек, открывавших путь внутрь страны, и оставляли для охраны этого лагеря храбрейших витязей. Туда они свозили свою добычу: деньги, скот, пленников, – все, что добывали в стране, внутрь которой далеко заплывали вверх по рекам и их притокам. На всех берегах океана, в Северном и в Балтийском море, до самой Эстляндии норманны наводили ужас на все прибрежное население, для их языческой ярости не было ничего святого. В 845 г. они разорили Гамбург – город, созданный Людовиком Благочестивым. В усобицах Каролингов они периодически принимали участие в качестве союзников одной из враждовавших сторон, и с ними не решались вступать в битву, даже когда все условия благоприятствовали удачному исходу. Так, например, Карл Лысый много раз заключал договоры с предводителями норманнов, откупаясь от них деньгами и уступая им участки земли. В 885-886 гг. они были под стенами Парижа. Редко случается услышать о такой победе над ними, как победа сына Карла III Людовика III в 881 г., воспетая в так называемой “Песне о Людовике”, ценном поэтическом произведении того времени:

Чуть песню пропели, мечи загремели…

Хвала Богу сил – Людовик в ней победил!

Однако, несмотря на это поражение, в следующем году норманны вернулись на Рейн и Мозель, поплыли вверх, выжгли и разорили Льеж, Кёльн, Аахен, Трир. Сильное поражение им нанес Арнульф в 891 г. Они только что уничтожили высланный против них отряд близ Маастрихта и окопались в укрепленном лагере около Лувена. Арнульф напал на этот лагерь и одержал блестящую победу: два короля было убито, 15 значков захвачено. После этой победы Арнульф обратил оружие против моравских князей. Во время борьбы со Святополком он не поладил с венграми и навлек на свои владения их набеги, опустошительнее норманнских. Чтобы выпутаться из таких затруднительных обстоятельств, Арнульф решил восстановить империю. В 894 г. он двинулся в Италию, где папа Формоз короновал его императорской короной. Однако, кроме этого титула и большого запаса святых мощей, Арнульф не приобрел ничего. Отправившись в Италию в 899 г., Арнульф скончался. Венгры же в этот год произвели первый хищнический набег на Италию.

Людовик Дитя. 899-911 гг.

Арнульф оставил несовершеннолетнего сына Людовика, на одном из княжеских съездов признанного королем восточной части Франкского государства. Правителем королевства во время его младенчества был назначен архиепископ Майнцский, Гаттон. Но мальчик не дожил до совершеннолетия: он умер в 911 г. Угасла и династия Каролингов, а для восточнофранкской, германской половины государства, наступила тяжелая мрачная эпоха внутренних междуусобиц, раздоров и волнений, замедливших рост государства, которому долго пришлось добиваться установления связи между разрозненными частями.

В этот век незыблемо твердая организация церкви представлялась современному обществу чем-то прочным, заключавшим в себе начала истинной духовной жизни. Церковь ставила предел разнузданности и произволу сильных, а мир идеальных стремлений противопоставляла диким и грубым инстинктам общества того времени: император Людовик I, многими ненавидимый и презираемый, строго соблюдал обязанности христианского правителя. Папа Николай I (856-867) с большой нравственной силой выступил против короля Лотаря II, когда тот, поддерживаемый архиепископом Гунтрамом Кёльнским и Теодадом Трирским, решил развестись с законной супругой и жениться на любовнице. Папа встретил сочувствие в справедливом недовольстве народа, и король вынужден был подчиниться его воле. Счастьем была и вера народа, стремившаяся все обыденные явления жизни объяснить чудесным проявлением Божьей воли и всемогущества. Насилие и произвол власти, которые, казалось, ничем не могли быть сдержаны, смирялись перед опасением навлечь гнев святого угодника. Там, где была бы осмеяна любая угроза светской карой, действовал страх церковного проклятия, исключения из общения с церковью, последствия которого грозили карой даже за гробом. Меньшие наказания, налагаемые церковью за более легкие проступки: денежные взыскания, посты, усиленные молитвы и поклоны, – действовали спасительно, особенно по отношению к унаследованным от язычества грубым суевериям и обычаям (вроде, например, всякого рода волшебства и колдовства).

Церковь

Вера в чудеса, распространенная во всех слоях населения от высшего до низшего, в значительной степени способствовала поддержанию авторитета духовенства. При этом все верили, что священство и тем более монашество с его отречением от мира не только требует от человека известного рода святости, но и осеняет его святостью, в чем заключается справедливое основание его значительного влияния на общество. На церковную службу все смотрели серьезно, и не только народ, но и правящие классы с невольным уважением следили за тем, с какой важностью обсуждались на местных соборах не только дисциплинарные и ритуальные вопросы, но и метафизико-догматические. Система догматов не была еще окончательно выработана: многие вопросы еще обсуждались, исследовались и разбирались, многие важные теологические тонкости в это время еще занимали умы. Саксонский монах Готшалк в 847 г. воскресил строгое учение святого Августина о “предопределении”, доказывая, что предопределение бывает двоякое: одни избраны к вечной жизни, другие осуждены на погибель. Против этого учения восстали архиепископ Хинкмар Реймсский и Рабан Мавр, ученик Алкуина, незадолго перед этим возведенный в сан архиепископа Майнцского; Ремигий, архиепископ Лионский, напротив, перешел на сторону Готшалка. Разгорелся спор, в котором приняли участие архиепископы, ученый монах Ратрамн и значительнейший из богословов и философов того времени – Иоанн Скот Эриугена (886 г.), пользовавшийся большим уважением при дворе Карла Лысого. Многие соборы занимались разбором учения Готшалка, твердо убежденного в правоте своего воззрения. Предполагая доказать ее “судом Божьим”, он был готов даже принять испытание огнем, проехав на коне через пылающий костер. Другой спор затеялся из-за учения, проповедуемого аббатом Корвейской обители Пасхазием Ратбертом, и касался учения о таинстве святого причащения. Он первый заговорил о “пресуществлении” хлеба и вина в тело и кровь Христову. Против него ополчился Ратрамн, но тщетно, и вскоре воззрения Ратберта стали популярны.

Священство. Монашество. Догматизм

Большое влияние, которым пользовалось тогда духовенство, неизбежно должно было воздействовать на сознание его представителей. Все благоприятствовало им: основание монастырей, наделение епископов земельным имуществом, вклады в церковную казну считались заслугой и, действительно, во многих случаях приносили существенную пользу. Однако это влиятельное положение духовенства указывало всем на необходимость усовершенствования его иерархической организации. Не менее важно в данном случае было противостоять и другой тенденции. Духовной аристократии нелегко было удержать свое положение среди растущей и постоянно усиливающейся светской аристократии. Имея громадные владения и множество хозяйственных и административных обязанностей, она вынуждена была уделять значительное время чисто мирским делам. Ленная система ставила духовенство в зависимость от владетельных князей и вынуждала его принимать участие в общественной жизни: с середины IX в. епископы и аббаты лично принимали участие в войнах. Архиепископ Хинкмар Реймсский рассказывал, как его сюзерен король Карл Лысый при каком-то споре сказал, что “если, мол, он, епископ, желает остаться при своем мнении, то может себе в своей церкви и петь, и молиться, сколько ему угодно, но с мирской своею властью над людьми и имуществом должен будет расстаться”. Разумеется, преобладание иерархической идеи при зависимости некоторой части самих иерархов от светских владык должно было способствовать развитию папской власти, и папа Николай I сумел этим воспользоваться.

Именно к этому времени, между 829 и 845 гг., относится неуклюжая подделка, известная под названием “Лжеисидоровых декреталий” – сборник папских мнений и толкований, решений соборов и т. п., многие из которых были просто вымышлены. Этот сборник приписывали епископу Исидору Севильскому, хотя скорее всего он был составлен в Реймсе и не без участия высшей духовной власти. Этот сборник, благодаря отсутствию критики вскоре вошедший во всеобщее употребление на Западе как один из источников церковного права, отличался особым тенденциозным направлением, которое можно назвать ультрамонтанским, хотя тогда оно ничего общего с папской властью не имело. Декреталии отрицают право мирского суда над духовными лицами, право вмешательства мирской власти в духовные владения, полагая это великим грехом, поскольку епископов “может судить только Бог”. Возвышая в такой степени значение епископов, декреталии таким образом возвеличивают и власть папы. По их мнению, именно в Риме следует решать все “важные дела”, там следует искать окончательные решения; местные соборы можно собирать только с разрешения римского епископа, только к нему и можно апеллировать по поводу их решений; ни один епископ без разрешения папы не может быть ни поставлен, ни смещен. В то время как декреталии всюду старались поставить епископов в ближайшее и непосредственное подчинение папе, они проводили идею о необязательности подчинения епископов архиепископам: недаром Хинкмар Реймский, отстаивавший свои права [Смещенный им Ротхад, епископ Суассонский, так и остался смещенным.], называл этот сборник “ловушкой” для архиепископов.

Монастыри

Быстрое распространение монастырей оказало благотворное воздействие на народную жизнь. На Западе монашество представляло собой элемент общественной жизни, при поддержке которого общество развивалось и возрастало вопреки всем враждебным силам, угрожавшим ему. Прекрасной, истинно блаженной жизнью жили монахи того времени, образцом которых является Штурм, аббат Фульдский.

Монастыри, устроенные по уставу святого Бенедикта, быстро росли в числе: как только один достигал на месте своего основания некоторого процветания, он тотчас же выделял новую колонию, тщательно осведомившись о месте нового поселения. Случалось, что какой-нибудь владетельный князь выпрашивал себе несколько монахов из какого-нибудь знаменитого монастыря, чтобы с их помощью основать в избранном месте подобное благодетельное учреждение. Такой монастырь, пока он соответствовал своему идеалу, был и церковью, и школой, и образцом хозяйствования, и учреждением для хранения книг, и распространителем всевозможных искусств и ремесел, и последним прибежищем людей, утомленных жизненными бурями. Особенно важны были монастыри в качестве школ. К знаменитым прежним обителям, как Фульдская и Санкт-Галленская, существовавшим уже почти сто лет, прибавились многие другие, в школах при которых учились свободные благородные миряне, приобретавшие ключ к высшему познанию, обучаясь искусству чтения, письма, счета и особенно латыни. Для этого курса учения были придуманы громкие названия: толковали о trivium и quadrivium, которым обучали в монастырских школах, понимая под первым грамматику, логику и риторику, а под вторым – четыре науки или искусства: музыку, арифметику, геометрию и астрономию, знанием которых могли похвалиться немногие. Эти школы не были демократическими учреждениями, доступ в монастырь был открыт далеко не всем. И здесь проявлялся аристократический характер, все более проникавший в общество. Образовался небольшой кружок людей, обладавших некоторым подобием научного образования и при этом не принадлежавших к духовенству. Появились читатели, хотя еще и в весьма ограниченном числе, а следовательно, могла уже начаться и литература.

“Гелианд”, “Христос”

Известны два больших стихотворных произведения этого столетия, рассчитанных на определенный круг читателей. Это две евангельских “гармонии” – “Гелианд” (т. е. “Спаситель”), сочиненный около 830 г. по приказанию Людовика Благочестивого на саксонском наречии, и “Христос”, посвященный Людовику Немецкому, около 870 г. сочиненный монахом Отфридом из Вайсенбурга, учеником знаменитого Рабана Мавра. В своей поэме Отфрид в рифмованных строках хотел передать основное содержание Евангелий, а в особых добавочных главах изложить тайный, мистический смысл Писания, таким образом одновременно создав богоугодное и полезное современникам произведение. В рифмованном предисловии, говоря о том, что “побудило автора продиктовать эту книгу на немецком языке”, он добавлял, что люди дожили уже до того времени, когда и “франки Господу Богу на своем языке хвалу воспевают”. Весьма красноречиво он изображал их преимущества по сравнению с греками и римлянами, и из произведения видно, до какой степени благодаря Карлу Великому пробудилось самосознание германского народа. Произведение саксонца менее притязательно; его изложение не обладает никакими духовными и мистико-аллегорическими прикрасами и потому представляется более поэтичным. Однако привлекают в этом произведении не поэтические достоинства, а историческое содержание, из которого видно, какие добросовестные усилия употребляет автор, чтобы пояснить недавно обращенному воинственному народу суть евангельского рассказа. Отношения учеников к Спасителю он истолковывал в виде отношений дружины к ее вождю и потому с особым усердием излагал известный эпизод об апостоле Петре и рабе Малхе. Обе поэмы важны тем, что вводят в круг мышления и ощущений общества того времени, показывая, в какую форму речи приходилось облекать мысль. Именно поэтому они являются драгоценным дополнением к тем скудным источникам, по которым можно знакомиться с германской жизнью и бытом того отдаленного времени. Из поэмы Отфрида видно, как на основании христианской религиозности среди германского народа зародилось чувство национального самосознания; из “Гелианда” – насколько неглубоко еще проникли в народную жизнь зародыши общего христианского образования.

(778-840) - младший сын Карла Великого и Гильдегарды, родился в 778 г. Еще в колыбели Л. был назначен королем аквитанским и коронован через 3 года в Риме. Детство и юность Л. прошли в походах с отцом, в занятиях военным искусством и науками. При жизни отца Л. отличился походами в Испанию (800), взял Барселону (801) и расширил Испанскую марку (809-811). В сент. 813 г. Карл лично короновал Л. в Ахене, а в 814 г., после смерти Карла, Л. вступил на престол. Ревностный христианин, Л. глубоко уважал духовенство и поддавался его влиянию. Монашество и охота - две страсти его жизни. Не отличаясь проницательностью, Л. не имел выдержки и постоянства, полагался на других и, будучи императором, мечтал о монашестве. Внешняя деятельность Л. сводилась к сохранению приобретенного. Он удачно воспользовался раздорами в Дании (814) и заключил союз с королем Гаральдом, результатом чего было крещение короля (826) и мирное поселение норманнов в пределах империи. В Паннонии было несколько войн с славянскими племенами (819-822); потом начались столкновения с болгарами из-за ободритов, в конце концов отданных в распоряжение болгар. Сначала Л. правил всем государством один, но в июле 817 г. под влиянием духовных советников разделил свое государство между тремя сыновьями - Лотарем, Пипином и Людовиком. Лотарь получил титул императора, Пипин - Аквитанию, Людовик - Баварию. Когда в 818 г. умерла жена Л., Ирменгарда, Л. был в отчаянии и хотел постричься, но придворные убедили его вступить в новый брак с красивой и образованной Юдифью, дочерью баварского гр. Вельда. Она внесла источник раздора в семью Каролингов и овладела волей Л. Когда родился у нее сын (823), впоследствии Карл Лысый, она направила все старания, чтобы доставить ему побольше земель. Под ее влиянием Л. согласился на новый раздел империи и в 829 г. без согласия сейма отдал Карлу Аллеманию с Эльзасом, часть Швейцарии и Верхнюю Бургундию. Против Л. составилась сильная оппозиция в лице духовенства; Пипин и Людовик Баварский соединились против отца; он сдался (830), а Юдифь заставили постричься в монахини. Вскоре, однако, обнаружилась сильное движение в пользу Л.; Юдифь была возвращена из монастыря и снова сделана супругой императора (сейм в Аахене, 831), а Л. стал полновластным императором; мятежники были осуждены. Новый раздел, окончательно нарушавший идею государственного единства, совершился в ущерб Лотарю. Последовало новое восстание всех сыновей от первого брака; к ним присоединились магнаты. В июне 833 г. противники встретились на Красном поле (Rothfeld), близ Кольмара. Войска Л. изменили ему и перешли в лагерь его сыновей. Л. был разлучен с Юдифью и с Карлом Лысым и отправлен в суассонский м-рь св. Медарда. Попытки вынудить у Л. отречение от престола были безуспешны, но его заставили принести церковное покаяние в своих грехах (окт. 833). Унижение Л. возбудило к нему сострадание всей Германии; Людовик и Пипин перешли на сторону Л., епископы сняли с него интердикт (март 834). Лотарь был разбит братьями и отцом: последовало общее примирение. Новые интриги при дворе Л. вызвали новый раздел государства (837); у Пипина и Людовика Немецкого была отнята значительная часть их владений, Карлу было выделено особое королевство (столица - Париж). Дележ возбудил негодование Людовика Нем. и детей Пипина, владения которого перешли к Карлу. Во время похода против Людовика Нем. Л. заболел и 20 июня 840 г. умер. Он основал массу монастырей, заботился о распространении христианства внутри Германии. При нем был построен м-рь Корвейский, была основана епископская кафедра в Гамбурге. Результат правления его - разрушение империи Карла Вел. Главные биографы Л. - Теган, Астроном, Нитгард, Ринкмар, в поэзии - Эрмольд Черный ("Поэма в честь Л. императора"). Литературу см. ст. о Лотаре I. Ср. еще В. Simson, "Jahrbücher des fränkischen Reiches unter Ludwig dem Fr." (I и II).

  • - Король Аквитании из рода Каролингов, правивший в 781-813 гг. Император «Священной Римской империи в 813-840 гг. Сын Карла I Великого и Гилдегарды. Ж.: 1) Ирменгарда; 2) с 819 г. Юдифь, дочь баварского графа Вельфа...

    Все монархи мира

  • - франкский император с 814 г., сын Карла Великого. Получил свое прозвище за приверженность к монашескому аскетизму и церкви. Тщетно пытался сохранить целостность империи...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - - франкский император 814 - 840. Пытался продолжать политику своего отца Карла Великого, борясь за сохран. политич. единства империи и ведя войну с соседними народами...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - император из династии Каролингов. Людовик, третий сын Карла Великого, родился в Шассеней между июнем и августом 778 и уже в 781 стал королем Аквитании...

    Энциклопедия Кольера

  • - Людовик I , - франкский император с 814, в 781-814 - король Аквитании. Сын Карла Великого. Прозвище получил за приверженность монашескому аскетизму и покровительство церкви...

    Советская историческая энциклопедия

  • - , франкский император с 814. Сын Карла Великого. В 781 римский папа короновал его королём Аквитании; в 813 Карл Великий объявил Л. Б. соимператором. Л. Б. покровительствовал церкви...

    Большая Советская энциклопедия

  • - франкский император с 814. Безуспешно пытался сохранить целостность унаследованной от отца империи, разделил управление ею между сыновьями в 817; произвел передел империи в 829...
  • - Людо́вик Благочести́вый, франкский император с 814. Безуспешно пытался сохранить целостность унаследованной от отца империи, разделил управление ею между сыновьями в 817; произвёл передел империи в 829...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - БЛАГОЧЕСТИ́ВЫЙ, -ая, -ое; -ив. Соблюдающий предписания религии, церкви. Б. прихожанин...

    Толковый словарь Ожегова

  • - БЛАГОЧЕСТИ́ВЫЙ, благочестивая, благочестивое; благочестив, благочестива, благочестиво. Соблюдающий предписания религии...

    Толковый словарь Ушакова

  • - благочести́вый прил. 1. Почитающий Бога, соблюдающий предписания религии. 2. Преисполненный благочестия...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - благочест"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - Богобоязненный, набожный, религиозный, правоверный, ортодоксальный; богоугодный, божественный, смиренный...

    Словарь синонимов

"Людовик I Благочестивый" в книгах

Благочестивый наследник

Из книги Карл Великий автора Левандовский Анатолий Петрович

Благочестивый наследник Внешне вроде бы ничего не изменилось. Епископы управляли диоцезами, аббаты – монастырями, графы творили суд, государевы посланцы ревизовали отдаленные регионы, купцы торговали, крестьяне пахали землю и славили императора.Император и впрямь был

БЛАГОЧЕСТИВЫЙ НУМА

Из книги Капитолийская волчица. Рим до цезарей автора Гаспаров Михаил Леонович

БЛАГОЧЕСТИВЫЙ НУМА Вторым после Ромула римским царем был сабин Нума Помпилий. Он был миролюбив и мудр. Ромулу приписывались все военные и политические установления в Риме, Нуме - все религиозные установления.Нума поставил в Риме храм Януса, бога всякого начинания. В

ГЛАВА ПЕРВАЯ Людовик Благочестивый и дом Каролингов до смерти последнего представителя его немецкой линии

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЕРВАЯ Людовик Благочестивый и дом Каролингов до смерти последнего представителя его немецкой линии Людовик I БлагочестивыйКарл Великий скончался прежде, чем этого можно было ожидать. Его сын Людовик, вызванный из Аквитании, не застал его в живых. Людовик I (814–840)

Генрих IV ― Людовик I Благочестивый

автора

Генрих IV ? Людовик I Благочестивый Генрих в Каноссе? это особый случай.Отлучение императора от церкви произвело на всех шоковое впечатление. На всех, кроме самого Генриха. В запале он взял да и накатал бумагу о низложении папы. Но не тут–то было. Князья бежали от него как от

Людовик XVIII - Людовик XV

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Людовик XVIII - Людовик XV 1755 Рождение Людовика 1710 Рождение Людовика 45 Оба были сыновьями Людовиков. Людовик родился XV февраля, Людовик XVIII - 17 ноября. От первой даты до второй - 90 дней. 1814 Людовик становится королем Франции 1715 Людовик становится королем

Людовик XVIII - Людовик XIV

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Людовик XVIII - Людовик XIV 1755 Рождение Людовика 1638 Рождение Людовика 117 Оба были сыновьями Людовиков. 1783 Версальский мир: признание независимости Соединенных Штатов 1648 Вестфальский мир: признание независимости Соединенных Провинций 135 1792 Франция оккупирует

Людовик XVIII - Людовик XIII

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Людовик XVIII - Людовик XIII 1814 Герцог Ришелье становится министром внешней политики 1616 Герцог Ришелье становится первым министром 198 С легкой руки Александра Дюма герцог Ришелье, коварный кардинал и заклятый враг отважных мушкетеров, получил известность даже у тех людей,

Людовик XVIII - Людовик XII

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Людовик XVIII - Людовик XII 1795 Людовик провозглашается королем Франции 1498 Людовик становится королем Франции 297 Конец XVIII века. Франция становится республикой. А республика в окружении монархических государств - это белая ворона. Многие страны не признали новую власть,

2. Возобновление борьбы из-за Вальдрады. - Клятвопреступление Лотаря. - Унизительный прием его в Риме и скорая его смерть. - Император Людовик в Южной Италии. - Понятие об империи в ту эпоху. - Письмо императора к византийскому императору. - Посрамление Людовика нападением на Беневент. - Людовик при

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Возобновление борьбы из-за Вальдрады. - Клятвопреступление Лотаря. - Унизительный прием его в Риме и скорая его смерть. - Император Людовик в Южной Италии. - Понятие об империи в ту эпоху. - Письмо императора к византийскому императору. - Посрамление Людовика

ГЛАВА XX Людовик Благочестивый

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XX Людовик Благочестивый Август, когда был в Египте, приказал вскрыть гроб Александра. Его спросили, не желает ли он, чтобы вскрыли и гробы Птолемеев, он ответил, что хотел видеть царя, а не мертвецов. Так и в истории второй династии мы ищем Пипина и Карла Великого, мы

Глава 3 Людовик XIII: излишне благочестивый

Из книги Людовик XIV. Личная жизнь «короля-солнце» автора Прокофьева Елена Владимировна

Людовик Благочестивый (или Беззаботный)

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Людовик Благочестивый (или Беззаботный) В 806 г. Карл сам разделил свои владения между тремя сыновьями. Поскольку двое старших умерли, империя досталась третьему, Людовику, которого Карл короновал сам в 813 г., за год до своей смерти.Людовик, прозванный Благочестивым (другие

Людовик I Благочестивый

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Людовик I Благочестивый Король Аквитании из рода Каролингов, правивший в 781 -813 гг. Император «Священной Римской империи» в 813-840 гг. Сын Карла I Великого и Гилдегарды.Ж.: 1) Ирменгарда (ум. 11 окт. 818 г.);2) с 819 г. Юдифь, дочь баварского графа Вельфа (ум. 843 г.).Род. 778 г. ум. 20 июня 840

Дофин Людовик, будущий Людовик XVI, и Мария-Антуанетта Австрийская

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Дофин Людовик, будущий Людовик XVI, и Мария-Антуанетта Австрийская 1770 годКоролева Мария-Антуанетта вошла в историю Франции плавной придворной походкой, в шёлке, кружевах и блеске драгоценностей, а во всемирную историю вышла оттуда по ступеням эшафота. Беззаботная

Людовик Благочестивый

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЮ) автора БСЭ

Людовик Благочестивый. Восстания старших сыновей

Лотарь, которому действительно пришлось наделить землями малолетнего брата Карла, был этим очень недоволен и вместе с братом Пипином восстал против отца, опираясь на его распоряжение о престолонаследии от 817 г. Перевес сил оказался на их стороне, и они обвинили графа Бернарда в позорной связи с императрицей и в том, что он околдовал императора. Они вынудили императрицу удалиться в монастырь, брат Людовик примкнул к ним, а императора пытались заставить отречься от престола и уйти в монастырь. Император Людовик этому воспротивился и в 831 г. на сейме, собравшемся в Нимвегене, вернул себе власть. Восточнофранкская и саксонская знать, а также двое младших сыновей, то ли завидовавших Лотарю, то ли не доверявших ему, были здесь на его стороне. Юдифь и ее братья были возвращены из монастыря, а главные вожди партии Лотаря приговорены к смерти. Однако император помиловал их, поскольку после печального ослепления племянника не решался на кровавые приговоры. Вскоре и граф Бернард, герцог Септиманский, приобрел прежнюю силу и чтобы очиститься от возведенного на него обвинения, он предложил своим противникам решить дело "судом Божьим", т. е. судебным поединком. Но никто не решился вступить с ним в бой.

Однако мир был непродолжительным. Второе восстание Пипина и Людовика последовало уже в 832 г. Сила и на этот раз оказалась на стороне императора: Пипин был свергнут с престола, а его королевство Аквитания перешло к Карлу. Это вызвало тревогу сыновей Людовика, которые, опасаясь полного торжества партии своей мачехи, в 833 г. соединились для нового восстания. Теперь они были осторожнее и запаслись тайным союзником в лице папы Григория IV. Им удалось собрать силы около Бориса, а император со своим войском стоял при Кольмаре. Войска были готовы вступить в бой, однако враждующие стороны начали переговоры, в которых принял участие в качестве миротворца папа римский, правда, безуспешно. Переговоры велись так, что все вдруг покинули императора и перешли на сторону его сыновей. Видя это, он сам явился в их лагерь, и Лотарь посадил его в заточение. С императора взяли обещание, что он разлучится с Юдифью, которую отправили в один из итальянских монастырей, а его Лотарь [В данном случае Лотарь действовал под влиянием партии духовных и светских вельмож.] как пленника препроводил сначала в Суассон, а потом в Аахен. В Суассоне император подвергнулся публичному покаянию в церкви монастыря Сен-Медар: облаченный во власяницу, обычную одежду кающихся, он вынужден был прочесть длинный список своих грехов. Это унижение Людовика у многих вызвало сочувствие, а к жестокому Лотарю и всей его партии - отвращение. Двое младших сыновей, Пипин и Людовик, воспользовавшись таким настроением, перешли на сторону отца, и Лотарь выдал его им. Людовик вновь всеми был признан императором, а Лотарь вынужден просить у него прощения. Несколько лет прошли мирно. В течение этого времени Пипин скончался, а император Людовик, озабоченный закреплением значительной доли своего государства за младшим сыном Карлом (от Юдифи), в 839 г. начал новый передел империи, по которому Карлу и Лотарю достались лучшие и наибольшие части, Людовику - одна Бавария, а сыновьям Пипина, чтобы избежать дробления государства, было отказано в уделах. Людовик Баварский обиделся и с оружием в руках восстал против этого передела. Отец выступил с войском против сына; они сошлись на битву ниже Майнца. Однако Людовик скончался на небольшом рейнском островке, почти напротив своего ингельхаймского дворца. Писатель того времени из духовенства изображает его смертный одр, где по обычаю времени в небольшой комнате собралось все находившееся поблизости духовенство. Умирающий, удрученный множеством народа, с досадой стал кричать: "Прочь! Прочь!", а благочестивый хронист, описывающий смерть императора, не преминул объяснить его естественный возглас тем, что ему перед смертью чудился бес и что именно его умирающий отгонял от своего одра. В 840 г. останки императора Людовика были препровождены в Мец и там погребены в церкви св. Арнульфа, родоначальника Каролингов.