Общая характеристика мышления и его социальная природа. Социальная природа человеческого мышления. Общая характеристика мышления

Органическая связь мышления с речью и языком одновременно и формирует и вскрывает общественно-историческую, культурно обусловленную, т.е. социальную природу мышления. Социальная природа мышления проявляется в том, что люди, усваивая язык, овладевая речью, непроизвольно усваивают и базисные представления о мире, т.е. первоначальные суждения о жизни. Таким образом, они усваивают готовые формы мысли. Кроме того, овладевая систематическими знаниями в процессе получения образования, человек овладевает системой взглядов, способами рассуждения и тем уровнем знаний, которые доступны ему в данное время. Это означает, что человек не открывает мир знаний, а основывается на результатах мышления конкретных людей, живших до него. Так происходит развитие человеческого сознания, с опорой на прежние достижения человечества. Таким образом, человеческое мышление имеет своей предпосылкой достижения человеческой мысли, а физиологической основой – мозг, сформированный в процессе эволюции человека . Природа человеческого мышления социальна потому, что и в своих предпосылках, и в своем порождении, и в своих перспективах способы и результаты человеческого мышления порождаются человечеством и служат будущим поколениям. Как уже говорилось выше, именно язык является универсальной основой социальности человеческого мышления, поскольку в языке закрепляются и передаются результаты мышления от человека к человеку, в том числе – будущим поколениям людей.

6.4. Развитие мышления: от животных к человеку

В своем развитии мышление проходит несколько стадий. В психике животных мышление основывается на сопоставлении первичных образов ощущений и восприятий (первая стадия), на сопоставлении вторичных образов ощущений и результатов (образов памяти), а также на способности использовать предметы в функции вспомогательных средств для оперирования с иначе недоступными объектами. Так, обезьяна может с помощью палки достать банан, до которого она не может дотянуться рукой. Но мышление животных ограничивается действиями с образами и отдельными предметами в конкретной ситуации, данной в ощущении и восприятии. Кроме того, животное оперирует с предметами путем ситуативных проб.

У человека потенциал мышления неизмеримо возрастает прежде всего за счет громадных различий в строении и развитии головного мозга, ведь только вес человеческого мозга в 4 раза больше чем вес мозга орангутанга. Именно мощность мозговых структур, огромное количество нейронов в человеческом мозге делает возможной тончайшую координацию и дифференциацию в работе анализаторов, создает способность к различению малейших отличий в предметах и явлениях.

Недостаточной способностью к тонкому различению объясняются особенности примитивного мышления на ранних этапах развития ребенка и на доцивилизационном уровне развития человечества, которые называются синкретичностью.

Синкретичность – это нерасчлененность первоначальных впечатлений, когда, например, ребенок словом «папа» обозначает и отца, и принадлежащие ему вещи: расческу, часы, туфли. Малонезийцы острова Бисмарка одним и тем же словом называют дождь, капли дождя, мокрые следы на земле, капель. Рисунки маленьких детей отличаются отсутствием деталей. Все это свидетельствует о том, что первичной, примитивной формой мышления является нерасчлененная познавательная структура – синкрет .

Синкрет представляет собой обобщенное представление о предметах или явлениях одного ряда, которым уже можно оперировать, обозначая его, но которое еще не поддается сравнению (сопоставлению с другими) и анализу (расчленению по присущим ему признакам и компонентам) в силу того, что отсутствует способность к тонкому различению отдельных составляющих данного предмета или явления.

Итак, мышление начинается с распознавания. Затем мышление предполагает способность удержать, закрепить полученный результат (т.е. опирается на память) и использовать предметы как вспомогательные орудия в жизненной ситуации. Как мы видим, с самого начала мышление предполагает активные, пробные действия живого существа.

Следующий этап развития мышления – манипуляция с предметами путем случайных и пробных действий. Именно на этой стадии развития мышления формируется способность к так называемому двухфазовому действию, при котором вначале осуществляется пробное действие, затем в мозгу строится образ желаемого действия и затем осуществляется результативное действие, направленное на решение задачи.

Дальнейший этап развития мышления предполагает соединение синкрета с его обозначением – словесным знаком. Это ведет к действию уже не с предметами, а с обозначением предметов, т.е. со знаками, означающими предметы и явления. Данный этап знаменует переход к собственно человеческому, хотя и примитивному, мышлению.

Это и есть первый шаг к качественно новому уровню развития психики – сознанию . Сознательная форма психического отражения отличается от досознательных тем, что в нем происходит опосредование психического отражения языковыми значениями. Это означает, что синкретичность доязыкового мышления сменяется его дискретностью , т.е. способностью различать и фиксировать с помощью множества слов различные признаки предметов и явлений. Далее, диффузное, нерасчлененное представление сменяется конкретным и определенным образом (перцептом), закрепленным определенным же словом. Затем перцепт дифференцируется, обогащаясь определенными и более точными значениями слова. И, наконец, на основе дискретных, расчлененных, определенных, закрепленных за языковыми значениями предметов и явлений, происходит их оформление в инвариантную когнитивную структуру – понятие .

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения,восприятия , представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляетсялишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий.

Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.

Суждение - это форма мышления , отражающая объекты д ействительности в их связях и отношения х. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений , необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Умозаключение - это вывод из нескольких суждений , дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

Умозаключения бывают - индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление -высшая ступень познания человеком действительности . Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления . Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их.

Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком .

В более строгом понимании речь - процесс общения, опосредованный языком . Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки - языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этапмежду замыслом и развернутой внешней речь ю.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей .

Всякий вид деятельности предполагает: обдумывание, учёт условий действия , планирование, наблюдение . Действуя, человек решает какие-либо задачи.

Практическая деятельность - о сновное услови е возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация .

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции . Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе . Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления .

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Обобщение , таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Подразделяют на теоретическое и практическое .

В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление,

а в практическом - наглядно-действенное, - наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Понятийное мышление -это такое мышление, в котором используются определенные понятия .

Образное мышление -это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются т ак, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи

Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества .

Понятийное и образное мышление , являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии . Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия.

Наглядно-действенное мышление -это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами . - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Представлен у людей, занятых производственным трудом , результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Наглядно-образное мышление -это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. - отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти .

Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Словесно-логическое мышление вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно оперирует главным образом понятиями , широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Высшая ступень мышления - отвлеченное, абстрактное мышление . Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой

Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет ) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения .

Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое , а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное .

В процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления.

Структурная единица практически-действенного (оперативною) мышления - действие ; художественного - образ ; научного мышления - понятие .

В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria - опыт) дает первичные обобщения на основе опыта . Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание - низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением .

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события ,. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ , большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения , исследует объект познания в системе его необходимых связей . Его результат - построение концептуальных моделей , создание теорий , обобщение опыта, раскрытие закономерностей . .

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат. discursus - рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление (от греч. heuresko - нахожу) - это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление - мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление .

Репродуктивное мышление - воспроизведение ранее полученных результатов . В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление - мышление, приводящее к новым познавательным результатам.


Похожая информация.


  • 6.Понятие о личности в психологии. Самооценка, уровень притязаний. Аффект неадекватности. Активность личности. Потребности и мотивы, их иерархия.
  • 7.Психологическая структура личности.
  • 8,Механизмы психологической защиты: вытеснение, подавление, отрицание, проекция, идентификация, рационализация, включение, замещение, отчуждение, компенсация, регрессия.
  • 9, Направленность личности как система мотивов личности. Формы проявления направленности: интересы, мировоззрение, убеждения, идеалы
  • 10.Процессы интеграции в малой группе: сплоченность, совместимость, ответственность. Эффекты, возникающие при восприятии другого человека: ореола, новизны и первичности, стереотипизации, самопроекции.
  • 11. Межличностные отношения в малых группах. Процессы дифференциации в классе и методы их изучения. Конформность и внушаемость.
  • 12. Понятие об общении. Виды общения: анонимное, функционально-ролевое, неформальное. Средства общения (языковые и неязыковые). Условия эффективного общения.
  • 13.Понятие о деятельности. Мотивы деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Характеристика основных видов деятельности человека: игра, учение, труд.
  • 14.Процесс формирования навыков в ходе упражнений, взаимодействие навыков.
  • 17.Понятие о темпераменте. Тип темперамента.
  • 17, Свойства темперамента: сенситивность, реактивность, активность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, темп реакций, эмоциональная возбудимость.
  • 18.Понятие о характере. Структура характера. Черты характера и его целостность.
  • 19.Развитие и формирование способностей.
  • 20. Задатки и способности. Единство приобретенного и врожденного в способностях.
  • 23. Понятие о внимании. Общая характеристика и значение внимания. Физиологические основы внимания. Проблема развития внимания.
  • 24. Виды внимания. Условия организации произвольного внимания. 25.Основные свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем.
  • 26. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.
  • 27. Возникновение ощущений. Рефлекторная природа ощущений. Анализатор и его строение.
  • 28. Закономерности ощущений (чувствительность, пороги, адаптация, сенсибилизация, синестезия).
  • 30. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность, апперцепция.
  • 31. Понятие о памяти. Память и представления.
  • 32. Виды памяти и их характеристика
  • 32.Теории памяти
  • 33. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Заучивание и его организация.
  • 34.Мышление как высшая форма отражения. Связь мышления с процессами сознания (ощущениями, восприятиями, памятью, воображениями, волей и т.Д.)
  • 34. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-понятийное). Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  • 35. Социальная природа мышления человека.
  • 36.Понятие о языке и речи. Функции речи. Темпоральные характеристики речи на родном и иностранном языках.
  • 36. Виды речи: ситуативная, контекстная, внешняя, внутренняя.
  • 37. Индивидуальные особенности памяти.
  • 41. Понятие об интеллекте. Виды интеллекта. Интеллект и креативность.
  • 43. Понятие об эмоциях и чувствах. Роль чувств в практической деятельности человека.
  • 44. Закономерности функционирования эмоциональной сферы (закон Йеркса-Додсона, информационная теория эмоций).
  • 45. Формы переживания чувств: настроения, аффекты, стрессы, страсти, фрустрации.
  • 46. Особенности развития речи на русском языке у детей
  • 47. Предмет возрастной и педагогической психологии. Понятие о движущих силах психического развития.
  • 48.Показатели психического развития
  • 50. Возрастная периодизация психического развития. Стадии развития
  • 51. Важнейшие достижения раннего детства
  • 52.Возрастные кризисы, их причины и следствие
  • 53. Сензитивные периоды в развитии личности
  • 53. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
  • 54. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка
  • 55. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
  • 58.Психология обучения. Психологические обоснования индивидуализации обучения
  • 60. Личность учителя в педагогическом процессе
  • 62.Психологическая характеристика подросткового возраста. Развитие личности и отношения с окружающими
  • 98.Психические особенности общения учителя с учащимися младшего, среднего и старшего возраста
  • 35. Социальная природа мышления человека.

    Мышление, как уже говорилось, тесно связано с речью, которая является орудием нашей мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает.

    Иногда это делается в форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и предложениями в сокращенном, свернутой виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание.

    Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить.

    Paзвитие второй сигнальной системы, а следовательно и мышления происходило и происходит в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям.

    Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру.

    Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать детей, передавая им в готовом виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности

    36.Понятие о языке и речи. Функции речи. Темпоральные характеристики речи на родном и иностранном языках.

    Язык – система знаков, выступающая в качестве средства общения и орудие мысли. Средство общения, общий, различные виды.

    Речь – процесс использования языка человека. Это процесс общения, конкретна, различные виды, может разрушаться.

    Функции речи: сигнификативная, обобщение, коммуникативная (сообщение, выражение, воздействие)

    36. Виды речи: ситуативная, контекстная, внешняя, внутренняя.

    В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внеш-няя речь включает в себя речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

    Внешняя речь – общение между людьми при помощи разговора или различных тех-нических устройств.

    Устная речь – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь.

    Диалогическая - речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Она возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки. Диалогическая речь обычно бывает не полностью развернутой, так как она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим.

    Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь значительно более завернута и грам-матически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подго-товки.

    Речь письменная осуществляется посредством письменных знаков. Она более раз-вернута, чем устная монологическая речь.

    Исторически сформировалось множество способов графической фиксации различ-ных единиц речи, которые можно свести к четырем основным тинам.

    1. Пиктографическое письмо. Передача содержания целого сообщения в знаке-рисунке.

    2. Идеографическое письмо. Знаки (идеограммы) обозначают целые слова, понятия. Наиболее известные его системы: древнейшее египетское письмо, месопотамские сис-темы клинописи, современная китайская иероглифика.

    3. Слоговое письмо. Знаки его обозначают отдельные слоги (японский язык).

    4. Буквенно-звуковое. Знаки алфавита (графемы) обозначают отдельные звуки или фонемы.

    Внутренняя речь - особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характе-ризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Являет-ся основным инструментом мышления.

    Как известно, в психологии различают только два вида речи: контекстную и ситуативную. Связная речь, понятная без учета частной ситуации, в которой она про­износится, - это «контекстная» речь. Ее содержание оп­ределяется контекстом. «Ситуативная» речь есть речь, содержание которой может быть понятно только при учете ситуации, понимается только то, что порождено ситуацией и что связано с ней непосредственно.

    Контекстную и ситуативную речь никоим образом нельзя противопоставлять, поскольку всякая речь, хотя и имеет некоторый контекст, обусловлена все же некото­рой ситуацией. Ситуативность и контекстность, таким образом, являются двумя важнейшими психологически­ми свойствами устной речи.

    Монологическая речь преимущественно контекстна. В силу контекстности она должна пониматься без помо­щи экстралингвистических средств, которые часто игра­ют большую роль в диалогической речи. В отличие от диалогической ситуативной речи монологическая речь характеризуется последовательностью и логичностью

    Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

    Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

    Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

    Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Рассмотрим основные виды мышления.

    Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

    Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

    Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образного – состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой.

    Последний из видов мышления – это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является созданием какого-либо конкретного материального продукта.

    Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в филогенезе и онтогенезе действительно появляются позднее, чем практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму.

    Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

    Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частностей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

    Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

    Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

    Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

    Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

    Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод общего суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.

    В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: ”Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью, следует “принципу удовольствия” вопреки “принципу реальности”. Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения”.

    Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления.

    В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если оно ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный направления мысли ошибочен.

    Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников), а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

    Один из видов необычного мышления получил название аутизм. Известный исследователь этого вида мышления Э. Блейлер писал по поводу его: "Шизофренический мир сновидений наяву имеет сою форму мышления, свои особые законы мышления. Мы наблюдаем действие этих механизмов.. и в обычном сновидении, в грезах наяву как у истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии, в народных суевериях и в других случаях, где мышление отклоняется от реального мира". Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику.

    Аутистическое мышление тенденциозно. Цель в нем достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная, не ограниченная рамками строгой логики дорога. Те из ассоциаций, которые противоречат актуальным потребностям, тормозятся, другие, соответствующие им, получают простор даже в том случае, если порождают логические несоответствия.

    Кроме описанных, есть и индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального или иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

    · · Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

    · · Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

    Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика, а критерием правильности для мыслительного типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода.

    «У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» - так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К.Дункер 1 , очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здравого смысла». Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания человеком действительности?

    Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового зна-

    х Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.. 1981. - С. 37.


    ния, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

    Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

    На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

    Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не-образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

    Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. На рис. 51 представлены основные виды мышления. Рассмотрим их подробнее.


    Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными дру-


    Рис. 51. Основные виды мышления у человека

    гими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

    Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

    Оба рассмотренных вида мышления - теоретическое понятийное и теоретическое образное - в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

    Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

    Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

    Последний из обозначенных на схеме видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

    Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно-действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента. Наглядно-образное мышление художника может быть более


    совершенным, чем словесно-логическое у посредственного ученого. Эту мысль хорошо подметил Б.М.Теплов.

    Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач..., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» 1 . И теоретическое, и практическое мышление в конечном счете связаны с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой, непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредствованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы.

    Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

    Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

    Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способст-

    "Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981. - С. 147.


    вуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, - писал С.Л.Рубинштейн, - «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное» 1 . Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения.

    Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

    Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

    Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

    Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения - понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

    Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция - это способы производства умозаключений,

    "Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981. - С. 73.


    отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция - вывод общего суждения из частных.

    Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью..., следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»... Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения» 1 .

    Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

    При нахождении принципа решения или при возникновении интуитивного ощущения приближения к нему у человека появляется состояние эмоционального подъема. «Состояние эмоциональной активации выступает как некоторый неспецифический сигнал «остановки», как указание на то, «где» должно быть найдено то, что еще не найдено, оно выступает как неконкретизированное предвосхищение принципа решения (или окончательного реше-

    1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. I. - М., 1989. - С. 369-370.


    ния). Это эмоциональное предвосхищение принципиального решения задачи... переживается как «чувство близости решения» 1 .

    Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников), а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

    Один из видов необычного мышления получил название аутизма. Известный исследователь этого вида мышления Э.Блей-лер писал по поводу его: «Шизофренический мир сновидений наяву имеет свою форму мышления,... свои особые законы мышления... Мы наблюдаем действие этих механизмов... и в обычном сновидении..., в грезах наяву как у истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии, в народных суевериях и в других случаях, где мышление отклоняется от реального мира» 2 . Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику.

    Аутистическое мышление тенденциозно. Цель в нем достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная, не ограниченная рамками строгой логики дорога. Те из ассоциаций, которые противоречат актуальным потребностям, тормозятся, другие, соответствующие им, получают простор даже в том случае, если порождают логические несоответствия.

    Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому, основные виды и операции которого нами бьии рассмотрены раньше. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины. Последняя из задач перед аутистическим мышлением не стоит, его направленность - удовлетворение потребности, снятие вызванного ею эмоционального напряжения. Аутистическое мышление продолжает иллюзии, а не истины.

    ^Тихомиров O.K. Психология мышления. - М., 1984. - С. 98. 2 Блейлер Э. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981. - С. 113.


    Однако аутизм, считал Блейлер, имеет определенную ценность. Он снимает излишнюю напряженность у человека, успокаивает его, иногда усиливает стремление к позитивной цели. «Нужно представлять себе цель более желанной, чем она есть на самом деле, чтобы повысить свое устремление к ней; не нужно детально представлять себе все трудности и их преодоление, в противном случае человек не сможет приступить к действию... и его энергия ослабеет» 1 .

    Кроме описанных, есть и индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интровер-сии, доминирования рационального или иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

    1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

    2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

    Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика, а критерием правильности для мыслительного типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода.

    Познание у мыслительного типа существенно отличается от познания интуитивного типа. Мыслительный тип обычно интересуется знанием как таковым, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование знаний вне зависимости от их истинности и логической непротиворечивости. Истинно то, что полезно, - вот его жизненное кредо.