Составление описательного рассказа по теме овощи. Конспект непосредственно - образовательной деятельности (занятия). Тема: «Составление описательных рассказов об овощах». план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Подготовка

Страница 1 из 4

ЯБЛОКО

Яблочки янтарные
На яблоньке созрели.
Яблочки янтарные
Яна с Яшей ели.
(Н. Лунина)
Как выглядит яблоко, знает каждый. Это и неудивительно. Яблоко среди фруктов, что картофель среди овощей. Яблоневые сады на нашей планете занимают пять миллионов гектаров. Это самое распространенное плодовое дерево.
Яблоко известно людям с давних времен. Упоминание об этом фрукте есть в Библии. Ева сорвала с дерева познания добра и зла именно яблоко.
Родиной домашней яблони считают Древнюю Грецию. Древние греки и римляне считали яблоко символом любви и посвящали его богине красоты.
Древние германцы были уверены, что яблоки – любимый фрукт богов. Они сажали вокруг своих домов яблони, надеясь, что злой бог бури не будет метать в них стрелы молний.
В России разводить яблоню стали уже в XI веке. В 1051 году в Киево-Печерской лавре был заложен яблоневый сад. В Подмосковье первые яблоневые сады появились в XII в. по указу Юрия Долгорукого. 19 августа на Руси отмечали Яблочный Спас. До этого времени яблоки собирать не полагалось. В этот день с яблонь собирали созревшие плоды и освящали их в храмах. Яблоками угощали нищих и бездомных. Чем больше нищих угостишь, тем полнее урожай на будущий год будет. Хозяйки пекли в этот день яблочный пирог.
В России известно несколько сотен сортов яблок. Их делят на летние, осенние и зимние. Во второй половине сентября собирали яблоки зимних сортов: антоновку, семеринку. Кожица у этих сортов толстая, с особым восковым налетом, который защищает плод от гниения. Хранить их можно до весны.
Яблоки едят свежими, сушеными, мочеными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад, желе.
Яблоки очень полезны. Не случайно русский народ сложил сказку о молодильных яблочках. Съешь их и будешь молодым и здоровым. В яблоках содержатся витамины, сахара, соли железа, калия и магния.
ЗАГАДКА
Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.
(Яблоко) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.
Мимо яблоньки яблочко не падает.
Каково деревце, таковы и яблочки.


ГРУША

Груша – это очень вкусно.
Нам без груши очень грустно.
Груша – это объеденье,
А особенно в варенье.
(И. Горюнова)
О популярности и занимаемым площадям груша находится на третьем месте после яблони и вишни.
Возделывать грушу стали давно. Древнеримский писатель Катон Старший в трактате «О земледелии», написанном более двух тысяч лет назад, давал рекомендации, как правильно выращивать груши. Плиний Старший в своей работе описывал 35 сортов груш. В отличие от современных сортов в Древнем Риме груши были твердыми. Мягкими они стали в конце XVIII века благодаря усилиям французских и бельгийских селекционеров. Один из них, Ван Моне вывел 400 сортов груши, 40 из них популярны и поныне.
Сейчас количество сортов груши перевалило за несколько тысяч.
Грушу выращивают в садах, она также растет на опушках, на вырубках в лиственных лесах. Хорошо себя чувствует на горных каменистых склонах, так как не требовательна к почве, переносит засуху и небольшие морозы. Грушевые деревья начинают приносить плоды на 5–7 год. Правда, поначалу урожай на них невелик. Зато, когда дерево наберется сил, – с гектара получают до 200 центнеров. Живут груши довольно долго, до 300 лет. Самым старым плодовым деревом в мире считается груша, посаженная в 1630 году в черте американского города Денвера.
Замечательная груша,
Очень сладкая, как мед.
Так и просится в ладошку,
А потом скорее в рот.
(Н. Мигунова)
Плод груши на 97 % состоит из мякоти, 2,5 % приходится на кожицу и лишь 0,5 % на семена. В нем содержатся витамины D и С, соли калия, магния, железа.
Груши едят свежими, из них готовят множество вкусных блюд, варят варенье, джемы, компоты, груши сушат и маринуют.
ЗАГАДКА
На деревьях меж листами
Висят птицы вверх ногами.
(Груши)


АЙВА

Родиной айвы считают Закавказье и Среднюю Азию, именно в этих районах она сейчас встречается в диком виде. Выращивать айву стали с незапамятных времен, более 4000 лет назад. Латинское название айвы – Cytfonia, предположительно произошло от города Кидон (Cydon) на острове Крит, ее широко культивировали уже в первом тысячелетии до нашей эры.
Древние греки с почтением относились к айве, для них она была символом красоты и плодородия. Айвой было принято угощать новобрачных. По одной из версий, причиной раздора между Герой, Афиной и Афродитой стало не яблоко, а айва.
В настоящее время известно около 400 сортов айвы. Они отличаются друг от друга строением цветков, формой плодов. Правда, различия между ними не столь существенны, как, например, между сортами яблок.
Плоды у айвы желтого цвета с разными оттенками, иногда с легким румянцем, очень плотные, жесткие и хрустящие. Если на айве есть зеленоватые места, значит, она еще не совсем созрела. Мякоть у этого фрукта чуть вязкая, терпкая и довольно ароматная – в запахе есть что-то от яблока, еще присутствует хвойный оттенок. Употреблять в пищу нужно только спелую айву, желательно еще дать ей возможность вылежаться. Чем дольше она лежит, тем вкуснее, ароматнее и мягче становится, исчезает вяжущий вкус.
Айва – очень полезный фрукт. В ней содержится калий, магний, кальций, витамин С, яблочная и лимонная кислоты. Мякоть айвы богата пектином.
Айва – фрукт универсальный. Ее едят в сыром виде, из нее получаются вкусные компоты, джемы, варенья, цукаты, ее можно добавлять в кашу, салат, овощной суп. Айвовая горчица – приправа, ее готовят из айвы и горчицы с добавлением имбиря и кориандра. Айвовым сыром называют сгущенный айвовый сок с мякотью.
Айву выращивают во многих странах мира – в Европе, Северной Америке, Северной Африке, Восточной и Средней Азии. Выведены также холодостойкие сорта, которые успешно возделываются в Поволжье.
Еще одна разновидность айвы – айва японская, или хеномелес. Цветы и плоды этого растения похожи на айву. В Европу хеномелес завезли из Японии в конце XVII века. Постепенно он завоевал популярность среди садоводов – у него очень красивые декоративные цветы. Плоды японской айвы также съедобны, но они более кислые.

Банк игр.

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

1.Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»

Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.

2.Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.

Описание игры. Логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.

· Помидор круглый, а огурец… (овальный).

· Помидор мягкий, а огурец… (твердый).

· Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).

· Помидор большой, а огурец… (маленький).

3.Игра с мячом «Одна семейка»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).

Описание игры. Логопед задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.

· Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).

· Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).

· Как называется сок из лимона? (Лимонный).

· Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).

4.Игра «Маленькие поварята»

Цель: активизировать словарь глаголов.

Описание игры. Логопед предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.

· Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).

· Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).

· Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).

· Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).

Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.

Цель: развитие связной речи, мышления.

Описание . Логопед помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.

· Как он называется? Это фрукт или овощ?

· Где он растет?

· Какой он по величине?

· Какой он по цвету?

· Какой он по форме?

· Какой он на вкус?

· Какой он на ощупь?

· Что из него можно приготовить?

6.Игра «Угадай-ка!»

Цель: Обучение составлению загадок-описаний.

Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.

7.Игра «Закончи предложения»

Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что )


Описание игры. Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.

· Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).

· Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).

· Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).

· Я не люблю лук, … (потому что он горький)

· В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).

8.Игра «Найди место»

Цель : совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Описание игры. Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички, кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.

· На грядке растет капуста. Предлог на .

· Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под .

· В огороде много овощей. Предлог в .

· Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около .

· Кошка спит на крыше. Предлог на .

· Собака спряталась за домом. Предлог за .

· Над домом пролетает птица. Предлог над .

9.Игра «Погрузи урожай»

Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Описание игры. Логопед помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей (лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец ) . дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.

10.Упражнение «Подскажи словечко»

Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.

Описание. Логопед читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.

· Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился… горох .

· Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом.

А зовут ее… капуста.

· А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые… огурцы.

· Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем… кабачок.

11.Упражнение «Будь внимательным!»

Цель: развитие речевого слуха, расширение словаря признаков.

Описание. Логопед читает детям стихотворение «Фрукты». После чтения, дети должны назвать все фрукты, перечисленные в стихотворении. Вторая часть игры направлена на то, чтобы дети вспомнили как можно больше прилагательных, перечисленных в стихотворении. После этого раздаются трафареты фруктов, которые раскрашиваются детьми.

· Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток груши бочок.

Груша зеленая, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен.

Светится золотом желтый лимон.

В кроне зеленой висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

12.Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»

Цель: расширение и уточнение словаря по теме «овощи»; закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.

Описание. Дети идут по кругу, держась за руки. На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.

· С большой корзиной иду в огород.

На грядках растет разноцветный народ.

Тут красный, пузатый сеньор-помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком,

Зеленый лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чеснока две седые головки.

И сочный, кудрявый хрустящий салат.

Все дружно в корзине горою лежат.

Попова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: г. Усть-Лабинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Составление описательного рассказа с опорой на схему"
Дата публикации: 21.04.2016
Раздел: среднее профессиональное

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме:

«Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему»

Задачи:
Образовательная: Учить составлять описательный рассказ об овощах по предложенной схеме. Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Обогащать словарный запас по теме «Овощи», учить отвечать полным предложением. Развивающая: Развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, с амо стоятельно сти, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;
Оборудование:
Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор); Схемы для составления рассказов; Свежие овощи для угощения.
ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент
. Дефектолог показывает корзинку и предлагает ее заполнить, назвав овощ. Ребята, какое сейчас время года? (Осень) Сядет тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т. д.)
II. Упражнение «Наша грядка»
Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей. Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке. « Наша грядка» Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат – Наша грядка просто клад. Шесть овощей на нашей грядке Перечисли по порядку. Если слушал ты внимательно, Назовешь их обязательно. Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи)
III. Беседа об овощах.
Правильно овощи, они растут в огороде на грядке. А как растут овощи? (растут в земле, над землей, на кустах….) А одинаковые ли они? (нет) Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу…) Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают) Что можно приготовить из овощей? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную…) Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный…) Скажите, как готовят овощи? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)

IV. Физкультминутка с массажным мячиком «Помидор»
Будем помидор катать – Вот так, вот так (прокатывание мяча вперёд – назад поочерёдно каждой рукой) Будем помидор бросать – Вот так, вот так (2 раза подбросить вверх) Будем помидор крутить – Вот так, вот так (мячик прокатываем между ладонями круговыми движениями) Будем помидор делить – Вот так, вот так (вытягиваем руки вперёд, как бы «угощаем»).
V. Игра "Про что так можно сказать"
Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи». Большой (что?) арбуз, желтая-…маленькая.., синяя…крупный… красное…круглый зеленый..мелкий…. черная...твердый - … длинный...мягкая - спелая…сладкая - … сочный...вкусное - свежий...горький – хрустящий.
VI. Составление описательного рассказа по схеме.
А сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят). Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме.
VII. Игра "Чьи овощи?"
Катя взяла огурец - Это чей огурец? Это Катин огурец.
VIII. Итог:
Какой подарок прислала нам щедрая Осень? Что можно сказать об овощах? Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо занимались и составляли рассказы. Осень так щедра и богата урожаем, что отправила вам еще одну корзинку с вкусными овощами. Но прежде, чем их кушать, нам нужно что сделать? (Помыть руки и овощи).

Прахова Алёна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №46"
Населённый пункт: г.Псков
Наименование материала: конспект занятия по ФЦКМ для старшей группы
Тема: "Составление описательного рассказа об овощах"
Дата публикации: 18.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия в старшей группе

«Составление описательного рассказа об овощах»

Ц е л ь: Формирование

составлять

рассказ-описание

моделирующей деятельности.

Задачи: Образовательные:

Составление

рассказа-описания

моделирующей

деятельности;

Уточнение и активизация активного и пассивного словаря по теме:

Совершенствование

грамматического

(образование

существительных

уменьшительно

ласкательными

суффиксами

Образование слов признаков к словам предметам;

Расширение

уточнение

представлений,

внешнем виде;

Закрепление в речи обобщающего понятия овощи;

Образование имен существительных Р.п. ед.ч.

Развивающие:

Развитие долговременного внимания и памяти;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие связной речи;

Развитие пространственных представлений;

Развитие слухо-речевой памяти.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость и трудолюбие;

Воспитывать дружелюбное и вежливое отношение друг к другу.

Оборудование: картинка «Капатыч» картинка «Огород», картинки овощей,

натюрморт, схема «расскажи-ка».

Ход занятия.

Организационный момент.

(Воспитатель приветствует детей)

1. Ввод в тему: «Отгадай загадку»

В.: Послушайте внимательно загадки.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

Д.: Капуста.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Д.: Морковь.

В.: Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Д.: Огурцы.

В.: Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет.

В.: Как капусту, морковь, огурец, лук можно назвать одним словом?

Д.: Овощи.

Основная часть.

2. Сообщение темы занятия.

В.: Сегодня мы с вами будим разговаривать об овощах.

В.: Скажите, где растут овощи?

Д.: На грядке.

В.: А грядки, мы капаем где?

Д.: На огороде.

В.: Сегодня к нам в гости пришёл Копатыч, он хочет посмотреть, что вы

знаете об овощах, и приглашает нас прогуляться по его огороду. А что бы

оказаться у Копатыча, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«В добрый путь!».

(На доску вывешивается картинка огорода).

3. Игра «Один много»

В.: Ребята Копатыч приготовил для вас игру «Один-много». Посмотрите, на

огороде растёт один огурец, а много?

(Один огурец-много огурцов)

Морковь-моркови

Капуста-капуст

Перец-перца

Помидор-помидоров

Редиска-редисок

В.: Ребята Копатыч хочет посмотреть, насколько вы добрые и предлагает

сыграть вам в игру «Назови ласково».

4. Игра «Назови ласково».

Сейчас я буду называть овощ, и кидать вам мячик, тот, кто поймает

мячик, называет овощ ласково и возвращает мячик.

Помидор-помидорчик;

Огурец-огурчик;

Перец-перчик;

Капуста-купусточка;

Редис-редисочка;

Динамическая пауза.

В.: Я предлагаю вам передохнуть.

Мы вчера в саду гуляли

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Мы смородину сажали

(Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст)

Яблони белили мы

Известью, белилами

(Движение правой рукою вверх-вниз)

Починили мы забор,

(Имитируют удары молотком)

Завели мы разговор:

ты скажи, садовник наш,

что нам ты в награду дашь?

(Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок)

Дам в награду

Слив лиловых, Груш медовых,

Самых крупных, спелых яблок

Вишен, целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

5. Игра «Какой? Какая?»

В.: Молодцы. Копатыч приготовил для вас ещё одну игру, я буду показывать

вам картинки, а вы будите отвечать на вопросы: Какой? Какая? Какое?

Помидор- сочный, красный, круглый, гладкий

Огурец- длинный, зелёный, овальный.

Лук – полезный, сочный, круглый.

Копатычу

понравилось

возвращаться в огород, а нам уже пора возвращаться назад, для того чтобы

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи"

Автор: Татьяна Николаевна Хусаинова, МАДОУ детский сад с. Кигбаево, Сарапульский район, Удмуртская республика.
Предлагаю вашему вниманию конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи". Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ, родителям.

Составление описательного рассказа по теме «Овощи»

Образовательные задачи:
Закрепление представлений об овощах;
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи»
Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);
Учить употреблять глаголы.

Развивающие задачи:

Развитие связной речи (составление описательного рассказа);
Зрительного внимания и восприятия;
Артикуляционной и тонкой и общей моторики;
Творческого воображения;
Развивать внимание, память.

Воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;
Учить отвечать полным ответом.

Оборудование:

Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор);
Листочки (из бумаги для дыхательной гимнастики);
Костюм огородника;
Свежие овощи для угощения.

Предварительная работа:

Экскурсия на огород;
Рассматривание овощей;
Беседа о пользе овощей;
Знакомство со схемой "Овощи";
Составление рассказов по схеме;
Разучивание пальчиковой гимнастики;

Ход непосредственной образовательной деятельности

I. Организационный момент

Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
Сядет, тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т.д.)

II. Дыхательная гимнастика

Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф
И качает так листок – ф-ф-ф
(Спокойный выдох)
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф
И качает так листок – Ф-Ф-Ф
(Активный выдох)

Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки:
Осенние листочки на веточках висят
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый – у-у-у
Дети хором поют «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»

III. Упражнение «Наша грядка»

Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей. Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке.
« Наша грядка»
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке
Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовешь их обязательно.
Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи)

IV. Введение в тему

Правильно овощи, они растут в огороде на грядке. А как растут овощи? (растут в земле, над землей, на кустах….)
А одинаковые ли они? (нет)
Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу…)
Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)
Что можно приготовить из овощей? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную…)
Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный…)
Скажите, как готовят овощи? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)
Вы так много знаете об овощах, а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)
Я приглашаю вас отправиться в страну Огородную. Вы уже догадались, кто там живет? (Овощи) А вы помните, кто ухаживает за овощами? (огородник)
Я сейчас, превращусь в огородника, не простого, а в волшебного. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.
- Здравствуйте ребята. Вы готовы к путешествию, тогда нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в семена превратись»
Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей.

V. Релаксация

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)
Упражнение «Толстушки – худышки»
Тыква (надувают щеки) – огурец (втягивают щеки) и т.д.

VI. Игра «Собираем урожай»

Поздним летом в огороде
Собирается народ
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай?
1. Здесь весною было пусто.
Летом выросла ….. (капуста - капустка)
2. Собираем мы в лукошко
Очень крупную…..(картошку-картошечка)
3. От дождя земля намокла –
Вылезай толстушка….. (свекла - свеколка)
4. Из земли – за чуб плутовку!
Тянем сочную……. (морковку-морковочка)
5. Помогает деду внук –
Собирает с грядки …. (лук - лучок)
6. Вкусно выглядит синьор,
Ярко-красный ……(помидор - помидорчик)
7. Под листом укрылся молодец
Зеленый, длинный …….(огурец - огурчик)
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!

VII. Физминутка

Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад.
«Марш овощей»
Плавно идет капуста
(Шаг с носочка)
Важно шагает помидор
(На всей стопе)
Осторожно идет лук
(На носочках)
Не спеша вышагивает картошка
(На пятках)
Вприпрыжку спешит морковка
(Подскоки)
Маршируют молодцы – огурцы
(Шаг марша)

VIII. Составление описательного рассказа по схеме

Овощи, а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы. (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят)
Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме.
Какие же вы молодцы.
А закончим мы наше путешествие приготовлением «овощного супа».

IX. Пальчиковая гимнастика

«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю.Тувим
Хозяйка однажды с базара пришла
(Шагают на месте)
Хозяйка с базара домой принесла
(Загибают пальцы на руках)
Петрушку и свеклу
Ох!
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкуснее всего на столе
(Попеременно ударяют кулачками)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(Стучат ребром ладони по другой раскрытой ладони)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(Складывают руки накрест)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Ох!
И суп овощной получился, не плох!
(Показывают, как едят суп)

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять – вижу снова я ребят.

Где мы с вами были? Чем занимались?
Посмотрите, огородник нам оставил подарок, свежие овощи. Угощайтесь.