Народная декоративная роспись. Русская народная роспись: виды, техники, узоры и орнаменты. Мастер-класс росписи по дереву для начинающих

Важное место в культурном наследии Древней Руси занимает роспись по дереву. Вазы, дощечки, шкатулки, лари, деревянную посуду, настенные панно, подносы, прялки раскрашивали яркими красками и передавали из поколения в поколение.

Расписные предметы быта и интерьера украшают дома, квартиры и современных любителей этого старинного искусства. Сегодня широко используют декор мебели, посуды, музыкальных инструментов и различной сувенирной продукции.

Прежде чем определиться, какой стиль подойдёт для новичка, необходимо ознакомиться с классикой. Существует множество техник и видов росписи по дереву. Этим искусством издревле занимались и взрослые, и дети. Они изображали цветы и сцены из былин на деревянной посуде, предметах интерьера, панно. Орнаменты, рисунки, узоры - в каждом уезде имели особенности и значение. Зачастую название роспись получала от названия города, где зародилась техника.

Главное место в этом виде искусства занимает классическая роспись по дереву.

К ней относятся:

  • мезенская;
  • хохломская;
  • северодвинская;
  • городецкая.

Мезенский декор

Мезенская роспись - один из старейших видов декорирования . Она зародилась ещё до крещения древней Руси. Это отображается в орнаменте, который содержит языческие символы.

Для этого вида характерной чертой является использование в рисунках геометрических фигур - ромбов, крестов, дисков, а также схематических изображений лошадей и оленей. Каждый элемент имеет свое значение. Цветовая гамма - черный и красный.

Дерево перед работой не грунтуют, окрашивают красной краской, затем делают черную окантовку.

Зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода . Отличается яркостью и насыщенностью цветовой палитры. Для изображения цветов, ягод, веток, реже - зверей и птиц, используют три основных цвета: черный, красный и жёлтый (золотой), один из которых фоновый.

Хохлома использует старинную иконописную технику золочения. Для экономии фон раскрашивается серебром либо оловом, затем наносится основное изображение и покрывается варёным льняным маслом (олифой) несколько раз (каждый слой просушивается отдельно в печи). От высокой температуры образуется золотистая пленка и серебряный фон переливается золотом. Расписываются деревянные изделия от руки без предварительного контурирования.

Эту роспись по дереву называют международной. Издавна на берегах реки Северная Двина останавливались поляки, старообрядцы, крестьяне-переселенцы - все, кто хотел уединиться и найти спокойное место. Они внесли свой вклад в развитие искусства росписи Севера.

Узнать технику можно по следующим признакам:

  • выполнение работ желтыми, красными и чёрными цветами;
  • использование в изображениях мифических существ (русалки, птицы);
  • присутствие изображений медведя и льва;
  • разделение мира на три части - земной, небесный, подземный.

На свадьбу молодым дарили изделие с изображением дерева жизни и пары голубей.

Городецкие узоры

Городецкая роспись, как и хохлома, появилась в Нижнем Новгороде, только гораздо позже - в 19 веке. Сюжеты из сказок и былин, городские сцены, цветочные композиции - основные изображения этой техники. Художники наносили рисунок без предварительного эскиза, вручную. Расписывали изделия темперными красками по яркому фону.

В первую очередь наносится фон, затем крупными цветовыми пятнами эскиз, рисунок раскрашивается тонкой кистью, и завершается роспись тонкими штрихами и точками белого цвета для детализации и контрастности. Кроме классических техник росписи, существует множество других, не менее ярких: владимирская, петриховская, гжель, волховская и др.

Подготовка к работе

Изучив основные виды и техники росписи, перед работой над изделием нужно подготовить все необходимое для творчества:

Начинающему мастеру важно правильно подготовить поверхность к работе. Нужно очистить и отшлифовать заготовку наждачной бумагой. В качестве грунтовки можно использовать краску для фона. После нанесения и просыхания рисунка важно закрепить результат прозрачным лаком, тогда произведение будет дольше радовать своим насыщенным и ярким цветом.

Выбор кистей также немаловажен. Для росписи чаще используют кисточки натуральные - беличьи, соболиные и колонковые. Для акриловой росписи подойдут и синтетические. Размеры кисточек обозначены цифрами. В работе используются кисти разных размеров, в зависимости от величины элементов рисунка, которые расписываются.

Виды красок

Для создания красивого и качественного изделия насыщенного цвета необходимо правильно подобрать краски. Поскольку дерево - это материал, который обладает разными свойствами (рассыхается, трескается со временем), важно выбрать краску стойкую и качественную.

Сегодня выбор красящих средств очень широк, в зависимости от мастерства и самого изделия для творчества, можно выбрать оптимальный вариант.

Чтобы расписанные предметы быта и мебели, посуда, игрушки, сувениры, шкатулки и доски не меняли свой цвет под воздействием солнца и воды, мастера-художники с незапамятных времён использовали темперную краску. Преимуществ у темперы достаточно .

  1. Легко растворима в воде.
  2. После высыхания ее нельзя размыть.
  3. Имеет однородную текстуру и покрывает рисунок непрозрачным слоем.
  4. Она не трескается, в отличие от аналогов.
  5. Хранится в закрытой посуде, не загустевает, не покрывается плесенью.

Изготавливается краска вручную, процесс довольно трудоемкий. Основа состоит из яичного желтка, который растирается с красителем.

На сегодняшний день представлены несколько вариантов темперы:

Важно знать, что ингредиенты темперной краски не взаимодействуют с металлами.

Для получения стойкого и насыщенного цвета изображения применяют акриловую и масляную краску. Они удобны в использовании, довольно густые по консистенции, их можно смешивать для достижения большего эффекта. Акрил сохнет быстрее масляной краски и имеет более насыщенную палитру цветов - это их основные отличия. Главным преимуществом акрила является создание защитной пленки на деревянной поверхности, поэтому нет необходимости в дополнительном вскрытии лаком (исключение - посуда, которая в дальнейшем будет использоваться).

Роспись по дереву акриловыми красками для начинающих включает: шлифовку заготовки; выравнивание поверхности; перевод рисунка; саму роспись; сушку готового изделия.

Особенность росписи акварелью по дереву заключается в быстром нанесении. Поскольку дерево от переизбытка влаги может испортиться, необходимо раскрасить деревянную заготовку быстро. С помощью акварели можно создавать воздушные образы, оттенять, делать плавные переходы. Для большего эффекта ее можно смешивать с другими видами красок.

Эта краска наиболее точно передает натуральные цвета, оттенки и идеально подходит для рисования портретов. Новичкам для тренировки можно выбрать деревянную заготовку матрёшки. Для начала необходимо перевести рисунок на изделие. Чтобы краска лучше ложилась, по нужному участку провести раз мокрой кисточкой. Сначала расписываются большие элементы рисунка, после чего они придаются цвету. После росписи изделие просушивается и вскрывается лаком.

Художественная гуашь

Альтернативой акриловой, масляной и акварельной краске для начинающих мастеров станет гуашь. Однако она уступает акриловой краске в яркости и насыщенности цвета. Процесс росписи гуашью трудоемкий, но увлекательный. Для создания деревянного изделия необходимо:

  • отшлифовать и отполировать доску наждачной бумагой;
  • покрыть заготовку морилкой для защиты структуры дерева;
  • прогрунтовать акриловой краской, подобрав нужный цвет;
  • перевести рисунок на доску либо от руки нарисовать эскиз будущего орнамента;
  • расписать изделие, предварительно добавить в гуашь клей ПВА, чтобы лучше ложилась краска;
  • покрыть лаком после окончания работы.

Начинающие мастера и любители в процессе работы используют разные способы и методы перевода изображения. Умение самостоятельно рисовать по дереву приходит со временем и с большим опытом. Чтобы перевести сложный орнамент или узор, используется калька. Ее накладывают на заранее выбранный рисунок, обводят его контуры, переворачивают и натирают графитом. Затем кальку необходимо приложить к деревянной поверхности и обвести изображение чем-нибудь острым.

Если фон будет темный, можно вместо графита использовать мыло. Самый простой способ перевода - копирка. Между листом бумаги с рисунком и заготовкой кладется копирка. Изображение обводится ручкой и отпечатывается на деревянной поверхности, после чего расписывается красками.

Мастер-класс росписи по дереву для начинающих

Одним из самых простых предметов для творчества является разделочная доска . С нее можно начать свой путь начинающему художнику.

Чтобы подготовить дощечку к работе и скрыть недостатки, необходимо ее прогрунтовать. Для этого используют картофельный крахмал или олифу. Выбрать простой узор (цветы, листья), чтобы отработать навыки. Перевести изображение на поверхность с помощью копирки. Для первой работы выбрать гуашь или акрил. Роспись досок начинать с крупных деталей, затем добавлять цвет и переходить к более мелким элементам. Последний этап работы - покрытие прозрачным лаком несколько раз. Каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. После освоения техники, можно переходить к более сложным предметам для росписи.

Еще с древних времен человек обращал внимание на красоту природы. Желание украсить свой примитивный быт и сделать его уютным привело к тому, что жилище стали украшать разными природными элементами. Это были шкура животного под ногами, рисунки на стене, цветные камни, сияющий метал и многое другое. Века спустя стали раскрашивать тарелки, ложки, миски. В каждой области появились свои посуды.

Виды стилей

Мастерство украшать свои дома возникло почти одновременно с развитием культуры людей и имеет свои отличительные стороны, свойственные для отдельных областей:

  • хохломская роспись;
  • Городец;
  • Жостово;
  • Гжель.

Воображение наших предков не знало границ, но отличия в рисунках все-таки очевидны. Каждая область имеет своеобразный орнамент и почерк.

Возникновение хохломской росписи

Возле старых заволжских лесов подле реки Узолы расположены русские деревни - Хрящи, Кулигино, Семино, Новопокровское, Хохлома. Посуда, расписанная разными золочеными рисунками, берет свое начало именно отсюда.

К сожалению, точно установить начало появления хохломской росписи не удается. Ведь вся посуда изготавливалась из дерева, быстро изнашивалась, выбрасывалась либо кидалась в печь, как обычное полено.

До нашего времени дошли изделия XIX века. Но, судя по историческим бумагам, промысел возник в XVII веке.

Неповторимая техника хохломы - по золотой основе исполняется роспись черной краской и киноварью - встречается в древнерусском искусстве.

Особенности хохломской росписи

У мастеров есть свой секрет, как «озолотить» кухонную утварь. Нехитрый способ покрытия посуды золотом дожил до наших времен:

  • оловянным порошком тщательно натирали посуду;
  • покрывали олифой;
  • нагревали в печи;
  • под воздействием высокой температуры олифа желтела, сквозь нее просвечивалось олово, получался эффект золота.

Считается, что этот способ окрашивать посуду принадлежит старообрядцам. Раньше в глухих деревнях было много беглых людей, терпевших гонения за «старую веру». Среди них были мастера иконописцы и книжной миниатюры.

Узоры Хохломы

Недорогую посуду для обихода можно узнать сразу. Она исполнялась специальными штампами из гриба дождевика или фетрового кусочка ткани, узоры получались элементарными, но не теряли своей красоты. На таких изделиях видны многочисленные ромбики, спирали и листики.

Посуду подороже раскрашивали более искусно. Композиции создавались кистью от руки. Тут уже труда гораздо больше. Мастера вырисовывали:

  • ягоды (малину, клубнику, рябину);
  • цветы (васильки, клевер, фиалки).

Так создавались расписные ложки, тарелки, кружки и многое другое.

Главные цвета, характерные для хохломской росписи, - красный (киноварь) и черный (сажа). Но чтобы рисунок ожил и расцвел, на изделия добавляли коричневый, зеленый, голубой, оранжевый и желтый оттенки.

Виды росписи

Постепенно из предметов обихода изделия Хохломы стали сувенирными подарками или украшением, причем недешевым.

Существуют основные виды росписи посуды:

  1. «Верховая» - на серебристый фон накладывается основная композиция - криуль. Далее к ней добавляют красным и черным цветом капельки, усики, завитки.
  2. «Под фон» - вначале вырисовывается силуэт орнамента, а черной краской заполняется фон.

На посуде могут быть самые разные виды орнаментов:

  • «Травка» - упор делается на вырисовывании мелких и крупных травинок.
  • «Пряник» - внутри шедевра расположена нарисованная геометрическая фигура. Это может быть ромб, квадрат, круг. Его расписывают ягодами, цветами и травой.
  • «Кудрина» - на красную или черную основу наносится рисунок в виде золотых листиков и цветков на манер завиточков.

Хохлома - удивительное произведение искусства, несмотря на темные цвета, от нее исходит тепло и радость.

История жостовской росписи

Еще одним из известных видов росписи посуды является Славится она тем, что почти два столетия украшают одну вещь - это поднос. Деревня Жостово расположена в Мытищенском районе под Москвой.

В XVIII веке на Урале, где построены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Верх-Нейвинск, Невьянск), возник промысел - металлические расписные подносы.

Рождение такого промысла под Москвой было вызвано некоторыми важными факторами:

  • Русским крепостным мастером Худояровым был открыт рецепт «хрустального» лака, он не трескался на меди, дереве и железе.
  • Начало производства в Санкт-Петербурге необычной формы подносов с интересными рисунками.
  • Открытие в Жостово в 1820-е годы мастерских Ф. Н. Вишнякова. Здесь выпускали лакированные расписные изделия из папье-маше: подносы, шкатулки, табакерки, коробочки, марочницы.

Изделия выполнялись в деревнях под Москвой - Троицком, Новосельцеве, Осташкове. Только в деревне Жостово мастерских насчитывалось 22. Предметы были очень красивыми. На них изображались пейзажи, зимние тройки коней, летние прогулки, чаепития за столом. Но, к сожалению, эти вещицы оказались хрупкими и непрактичными.

Появление жостовских железных подносов

Осип, сын Филипа Вишнякова, решил больше не изготавливать папье-маше, а взялся за производство железных подносов. Как раз возрастал спрос на подносы. Они использовались как для украшения интерьера, так и по прямому назначению. Жостовские подносы были замечены в питейных заведениях, знаменитых чайных домах Москвы, трактирах, гостиницах и купеческих домах. Коллекции испанских и британских королей могут похвастать наличием жостовских подносов.

Спрос рождает предложение, и в 1960 году была основана фабрика жостовской росписи.

Секреты мастерства

Наблюдая за долгим и кропотливым процессом, можно заметить, как мастера и по сей день соблюдают старинную технику выполнения.

  • Замалевок. Основа будущего узора. На подготовленную плоскость разведенной краской делают наброски будущего рисунка.
  • Танежка. Наносятся цветные тени полупрозрачными красками. Создается видимый объем цветов и возникают теневые участки растений.
  • Прокладка цветом. Это самый ответственный этап жостовской послойной росписи. Формируется внешний облик букета, осветляется или затемняется вся композиция, определяются важные мелкие детали.
  • Бликовка. Благодаря этому действию появляются объем и свет, хорошо передается совокупность особенностей и настроение.
  • Чертежка. Финальная часть работы над изображением. Художник вручную наносит маленькие, но значительные детали.
  • Привязка. Букет как бы распространяется под фон изделия. Тонкие стебельки и усики, вырисовываются волшебным образом в единое целое и объединяются с фоном.
  • Уборка краев подноса. Борт подноса украшают всевозможными узорами. Без этого работа будет казаться незаконченной.
  • Зеркальный блеск. При помощи мелового порошка ладонями затирают поднос до блеска, потом натирают парафином, от этого изделие блестит еще больше.

Жостовские подносы существуют много лет, но среди них нет ни одного, похожего на другой.

Особенности росписи

Фон обычно выбирается черный, в редких случаях красный, синий или зеленый. Художник разрисовывает сразу несколько подносов.

Основным направлением является цветочный букет, в котором поочередно нарисованы небольшого размера полевые цветы и крупные садовые.

Узоры рисуются разведенным в прозрачном лаке или скипидаре золотым порошком или гульфаброй - белой краской, смешанной с лаком, ее присыпают алюминиевой пудрой.

По значению подносы делят на две группы: для украшения интерьера и для бытовых целей.

Городецкая роспись

Относится к одному из русских видов росписи посуды. Городецкая роспись берет свое начало в XIX веке около города Городец в Нижнегорском Заволжье, что на левом берегу Волги. Это древний русский город-крепость. Все началось с прялок, особенностью которых были донце и гребень.

Кареты, барыни, всадники, солдаты, собаки - все это украшало донца прялок. Фигурки вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее отверстие.

Городецкая роспись формировалась 50 лет. Расписывались детские каталки, стулья, короба. Пик развития промысла пришелся на 1990 год.

Мотивы росписи

Самые распространенные элементы городецкой росписи - цветы и животные. От таких изображений веет уютом и покоем.

Расписные ложки, мебель и посуда в городецком радостном стиле освежали и оживляли интерьер.

Цветочная роспись в исполнении самая простая. Выделяют несколько типов орнамента:

  • «Букет» - наносится симметрично, присутствует в основном на блюдах или разделочных досках.
  • «Гирлянда» - по центру располагаются один или два цветка, от них во все стороны распространяются более мелкие цветики и листики. Таким узором расписывают хлебницы, блюда, шкатулки.
  • «Ромб» - вид гирлянды. По центру цветок или несколько, а листики и бутоны по мере приближения к вершинам ромба уменьшаются. И располагаются на воображаемых гранях фигуры. Такими изображениями украшали сундуки, скамейки, шкафы.
  • «Цветочная полоса» - осталась еще со времен прялок. Это повторяющийся ленточный узор из цветов одного размера, разбавленных листиками. Украшают объемные изделия.
  • «Венок» - похож на «цветочную полосу». Разница в том, что он замыкается по краям крышки или блюда.

В цветочной росписи встречаются изображения птицы и коня. Обычно они нарисованы внутри цветочной гирлянды. Элементы городецкой росписи нашли свое место и в крупных вещах: панно, санях, блюдах и шкатулках.

Изображения могут быть самые разные: лихие всадники, сценки с чаепитием, красивые птицы, симпатичные девушки с собачками, экзотические львы и барсы. Чаще всего встречается гордый конь или воинственный петух.

Способ выполнения

Техника художественной росписи отличается тем, что выполняется прямо на основе из дерева. Основа грунтуется разными цветами - ярко-синим, сочным зеленым, глубоким красным.

Кистью расписывается предмет без предварительного эскиза. Художник меняет нажим кисти: то широким мазком, то кончиком, вырисовывая очередной шедевр.

История Гжели

Один из старинных гончарных районов включает в себя около 30 деревень. Называется он Гжель. Располагается под Москвой у речки Гжелки. В этих местах обнаружены богатейшие залежи глины.

О Гжели упоминается первый раз в письменных документах, датируемых 1339 г. Это была прибыльная волость и являлась собственностью князей и царей.

В XVIII веке Гжель превратилась в российский центр изготовления майолики. Столетие спустя Гжель стала производить полуфаянс, расписанный кобальтом и покрытый прозрачной глазурью. Ближе к XX столетию гжельские мастера выполняют шедевры из тонкого фаянса и фарфора, украшая его растительно-геометрическими узорами.

Тематика рисунка

В расписной посуде Гжели отражаются события, происходящие в городской и деревенской жизни, а также природные явления. Рисунки разделяются на три основных группы:

  • Растительная. Здесь вся растительность имеет стилизованный вид с основными чертами. Можно заметить ягодки, травинки, черенки, цветы и листочки.
  • Орнаментальные узоры. Оригинальные и стилизованные рисунки, в которых просматривается ассоциация и самовыражение художника. Исполняется он орнаментальными сетками - «усики», «травинки», «капельки», «гребенки» и «жемчужины».
  • Сюжетная роспись. Это катания на санях, ярмарки и времена года.

Гжель - это целое стилистическое направление, а не только узоры. Используется в производстве керамики, при оформлении дизайна одежды и интерьера.

Вот таким чудным образом возникают, «как сказочные птицы», и разлетаются по всему земному шару гжельские шедевры. Поэтому синяя птица в гжели является маркой современной росписи.

Основные черты росписи:

  • глазурирование поверхности;
  • холодный белый фон;
  • орнамент в голубых и синих тонах;
  • сложный узор или рисунок в народном стиле;
  • только ручная работа.

Каждое изделие благодаря ручной росписи - это произведение искусства. Все рисунки неповторимы.

Художественная роспись Гжели

Техника гжель требует определенных навыков. К росписи любой вещицы мастер приступает сразу после обжига. Одна из росписей в стиле гжель называется майоликой, она расписывается «пятицветкой». На белую эмаль, которая является основой, наносился рисунок.

Цвета для росписи раньше брали из солей:

  • зеленый - соль меди;
  • желтый - соль сурьмы;
  • вишневый - марганец;
  • синий - кобальт.

Вскоре от этой техники отказались и стали выполнять рисунок кобальтово-синего цвета на белоснежной основе. Для нанесения рисунка требовалось наличие таланта, шпателя, кисти, баночки с окисью кобальта. Именно кобальт дает такой чудный оттенок синего цвета, но только после обжига расписанной посуды, а сама по себе краска черная.

Сначала расписывают изделие, затем его окунают в глазурь и помещают в печь для сушки. Последний этап обжига осуществляется при температуре 1400 градусов. Глазурь превращается в тоненькую, пропускающую свет, пленку, покрывая синий рисунок.

Благодаря атмосфере народного неакадемического искусства, чистоте и самобытности узоров синяя птица гжели удостоилась быть эмблемой гжельского фарфорового завода.

В век технологий и перемен кажется милым расписным вещам нет места, а полюбоваться ими можно только в музеях. Но по сей день в государстве Российском действуют мастерские, сохранившие давние традиции художественной росписи, и продолжают радовать глаз людей, неравнодушных к такому искусству.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Корсаковская средняя общеобразовательная школа

Корсаковского района Орловской области

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Художественная роспись по дереву

«Городец»

Работу выполнила:

ученица 9 класса

Данилина Светлана.

Руководитель проекта:

учитель технологии

Т.И. Воронина

Корсаково 2015-11-20

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1.История росписи дерева …………………………………………………..............5

2.Виды росписи ……………………………………………………….......................8

3. Цветовой круг…………………………………………………………………….13

4.Банк идей и предложений………………………………………………………...14

5.Дизайн – анализ…………………………………………………………………...16

6. Выбор материалов, инструментов и приспособлений………………………..16

7. Технология росписи………………………..……………………………………19

8.Экологическое обоснование………………………………………………...........20

9.Экономическое обоснование…………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….....23

Список используемой литературы……………………………………………..….24

Введение

Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.

Во многих местах сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а, нередко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки» - работа в помещичьих мастерских (например, мстерская белая гладь). Иные родились из городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий.

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства следует считать роспись. Вполне понятно желание украсить росписью немудреную деревянную посуду. Роспись не только украшала посуду, но и предохраняла ее от вредных действий влаги. Роспись естественными природными красками была дешева, доступна и красочна.
Каждому творческому коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции.

От древних ремесел унаследованы классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило её рисунками растительных мотивов и приёмами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники окраски изделий, каждому центру народных промыслов присуща своя цветовая гамма и стиль орнамента.

Проблема: Низкая популярность и забывание народных промыслов как культурного наследия и особого вида декоративно-прикладного искусства.

Цель проекта: изучить виды художественной росписи по дереву и выполнить изделие в подарок.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

    Изучить виды художественной росписи;

    Подготовить деревянную заготовку (разделочная доска);

    Расписать заготовку в технике «Городецкая роспись».

История росписи дерева

История развития традиционной росписи уходит далеко в прошлое. Первые пещерные рисунки появились на заре человеческой истории. Как предполагают ученые, они играли роль мишеней в тренировках охотников, были предметами бытовой магии, культа или рассказами.

Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности. Уже в те времена, когда человек пользовался каменными орудиями, жил в пещерах и одевался в звериные шкуры, он украшал предметы орнаментом, лепил фигурки людей и животных, передавая тем самым свои представления о мире.

К той же эпохе, отдаленной от нас тысячелетиями, относится и зарождение искусства живописи. Весь мир поразили открытые в свое время рисунки первобытного человека, найденные в глубинах темных труднодоступных пещер. Эти рисунки были выбиты примитивным каменным орудием в толще твердых скал при свете факелов или жировых светильников.

Силуэтные изображения животных, сцены охоты были исполнены выразительно, реалистично, с тонко схваченными деталями. Выразительность этих рисунков настолько велика, что и после открытия наскальной живописи наши современники долго отказывались верить в то, что первобытный человек так чувствовал форму, объем и колорит.

Образцы наскального изобразительного искусства были найдены в пещерах Альтамиры в Испании, в Пиренеях во Франции, в горах Тассиля пустыни Сахары. В нашей стране подобные произведения первобытного искусства открыты в Карелии, в Средней Азии, на Урале и на Кавказе.

На протяжении многих веков искусство живописи продолжало развиваться и совершенствоваться, так как каждое новое поколение художников, перенимая его от отцов, оставляло лучшее, отбрасывало неудачное, добавляло что-то новое, свое.

По законам целесообразности и красоты издавна создают народные мастера вещи, окружающие человека: гончарную, деревянную - резную и расписную посуду, прялки, которые в течение столетий были постоянной принадлежностью женского труда; ткацкие станы, трепала для льна и т. д. Подлинной художественностью обладают конструкции и декор жилых и хозяйственных построек, мебель и оформление интерьера.

Во всем, что выходило из рук народного мастера, в сделанном для своей семьи, для подарка или на продажу, нашел замечательное выражение опыт многих поколений в обработке различных материалов: дерева, глины, шерсти, металла и др. У разных народов вещи приобретали разные формы, отражая местные особенности жизни и природных условий, а в связи с этим - эстетические представления.

Со временем значение расписанных вещей, как предметов бытовой магии, утрачивается, и возрастает их эстетическая роль. Развиваются промыслы, каждый из которых отличается особыми приемами и мотивами. Наиболее благоприятными условиями для развития промысла, являются близость к торговым путям, оседлый образ жизни и стабильность.

Вместе с тем показательно, что у разных народов содержание художественных предметов, восходящее к глубокой старине, имеет много общего, так как выражает добрые пожелания молодой семье, оберег от враждебных сил, добрую магию, связанную с ведением хозяйства.

Красота в народном искусстве неразрывно связана с добром. Эстетическое и этическое содержание вещи живут вместе, наполняя ее особой человеческой значительностью, несмотря на примитивные подчас формы. Возникли разные виды народного искусства в различное время. И каждый создал свою традицию, постоянно отбирая и отшлифовывая лучшее в творчестве мастеров, передавая его новым поколениям.

Направления росписи по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую (живописную). Традиционная развивалась в основном в деревнях на своей исторической родине. Ёе отличает простота, лаконичность, близость к народным корням.

К современным художественным промыслам росписи по дереву относятся: хохломская, городецкая, полхов-майданская, мезенская, загорская роспись, изготовление токарных игрушек с росписью.

Виды росписи

Роспись следует считать - одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Вот некоторые из них.

Мезенская роспись

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба, сундуки и ковши широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

В Архангельском крае, долгими зимними вечерами русские люди претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования. Прежде всего, мезенская роспись - это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки - это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Городецкая роспись

Один из традиционных декоративных промыслов - городецкая роспись - сложился с середины 19 века в окрестностях Городца, основанного еще в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области. Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Сложился и свой прием росписи - сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый «подмалевок». После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает «разживка» - когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.

В процессе того, как промысел набирал обороты (а к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители из почти десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами: появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» за самоваром и «гуляния».

В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику «Городецкая роспись». Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами.

Хохлома

Хохлома - старинный русский народный промысел. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошёл от иконописи. Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла – олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растёртого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. В
последствии, с появлением более дешёвого олова, этот способ перешёл и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.

Цветовая гамма хохломской росписи:

Основные цвета: красный, черный, золотой;

Вспомогательные цвета: зеленый, желтый.

Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» (красным и черным цветом на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый рисунок на цветном фоне). К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». «Травка» - это роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись «под листок» состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись «под фон» строится на крупном золотистом рисунке, на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи «под фон» является роспись «кудрина» - пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. В начале XIX века чаще встречалась «верховая» роспись, так как роспись «под фон» более сложная. Эта роспись («под фон») стала популярной во второй половине XIX века, когда было налажено мебельное производство, такой росписью украшали мебель, ранее ее использовали в основном на дорогих подарочных изделиях.

Полхов-майданская роспись

Полхов-майданская роспись возникла в недавние времена в
южном Вознесенском районе, где в 1920-1930 годы было налажено
производство расписных выточенных на токарных станках игрушек -
свистулек, матрешек, бочат, яиц, балалаек, грибов, самоварчиков, которые были названы весело и ласково "тарарушками".

Село Полховский Майдан, ставшее в 50-е годы центром нового промысла, получило широкую известность. Сверкая радугой ярких анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились по многим базарам России. Они сразу же полюбились детям своим заразительным наивом и свежим восприятием мира, где бегут по небесам розовые и голубые тучки, крутятся дивные мельницы, поют радостные птицы.

Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.

Цветовой круг

Знание того, как составлять и использовать цвета, является решающим для успешной работы. Одним из важных инструментов художника является цветовой круг. Он представляет собой упрощенную версию спектра, замкнутого в круг. Он систематизирует основные первичные цвета - красный, желтый и синий и вторичные цвета - оранжевый, зеленый и фиолетовый, из которых составляются все другие, включая серые и коричневые.
Основные цвета являются равноотстоящими на цветовом круге. Основной цвет - это цвет, который не может быть составлен из других цветов.
Вторичный цвет получается смешиванием двух основных. Так, синий и желтый дают зеленый, красный и желтый дают оранжевый, а красный и синий дают фиолетовый.
Производный цвет получают смешиванием основного с расположенным рядом с ним на цветовом круге вторичным цветом.

Теоретически, смешивая основные цвета в различных пропорциях, вы можете получить все другие цвета. На практике все не так просто, потому что в красках используются пигменты, не такие чистые, как свет. Согласно упрощенной теории цвета, синий и желтый дают зеленый, однако, смешивая первые попавшиеся желтые и синие можно получить совершенно разные результаты. Например, ультрамарин синий имеет красноватый оттенок, а лимонный желтый имеет зеленоватый оттенок - в комбинации они дают грязный зеленый. Для составления чистого зеленого важно выбрать цвета, чтобы получить конкретный оттенок.

Банк идей и предложений

Из всего многообразия различных техник росписи по дереву можно выделить несколько вариантов росписи разделочных досок.

Вариант № 1 Вариант № 2

Вариант № 3 Вариант № 4


Вариант № 5 Вариант №6

Вариант №7


Дизайн-анализ

Анализ идей

Критерии отбора

1

2

3

4

5

6

7

1. Оригинальность

2. C ложность темы

3. Творчество

4. Актуальность

5. Потребительский спрос

6. Интерес

Всего

Из проведенного дизайн – анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний момент наиболее интересна Городецкая роспись и роспись в технике Хохлома.

Вариант №1 (городец) Вариант №2 (хохлома)

Выбор материалов, инструментов и приспособлений

Для того чтобы выполнить любой вид росписи нам потребуется:

Деревянные заготовки (в кругах художников по дереву они называются - «бельё» - от слова белый, чистый).

Заготовок великое множество, это: доски, яйца, посуда (миски, тарелки, кружки, ложки, супницы и т.д.), матрёшки, шкатулки, заколки и браслеты, оклады для икон, предметы мебели. Всё, что душе угодно.

О
сновной материал для росписи - краски . При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для городецкой росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.

Инструменты

Основной инструмент мастера росписи - кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров.

В Городецкой росписи нам, как минимум, понадобятся такие кисти:

· круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской).

· круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски.
· плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.

Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Приобретая кисточки, проверяйте их по внешнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и стряхните ее, чтобы проверить кончик. Найти хорошую кисть не просто, каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий - он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве “тычка”, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.

Палитра нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.

Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы - олифа, лак, мастика - придают изделию дополнительный декоративный эффект.

Обработка изделия лаком - тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Вот кто знает все тонкости лаковых покрытий!

Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Это лак прозрачный, достаточно светлый, но придает росписи некоторую желтизну. Сохнет он не менее 72 часов при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте этот процесс в горячей духовке - лак вздуется. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз. Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить.

При нанесении лака, как тампоном, так и кистью на поверхности образуются маленькие пузырьки из-за того, что из пор древесины выходит воздух. По мере высыхания часть из них исчезает, а некоторые остаются. Их особенно трудно ошлифовывать. Чем более разбавленным будет лак, тем меньше будет пузырьков. По мере увеличения слоев лака, каждый последующий слой должен быть тоньше предыдущего.

Технология росписи

1.Деревянные заготовки шлифуют наждачной бумагой. Это делается для того, чтобы краска легла ровным слоем. Заготовки: разделочные доски, солонки, чашечки выбираются без сучков, ровной гладкой поверхности.

2. Гуашь для росписи покупать лучше отечественных фирм «Гамма», «Луч». Для росписи используют 6 основных цветов + белая и чёрная краска.

3. Кисти для росписи № 1-2 и № 6-8.

4. Лак для покрытия работы.

Этапы росписи.

Прежде чем расписать любое деревянное изделие, нужно пройти несколько этапов ее выполнения.

Первый этап : подобрать разделочную доску.

Второй этап : Рисуем эскиз карандашом на альбомном листе, не забывая о традициях в городецкой росписи.

Третий этап : По готовому рисунку выполняем подмалевок гуашевыми красками.
Четвертый этап : Наносим на подмалевок «тенёвку» более темными цветами.
Пятый этап : Последний этап при выполнении эскиза “оживка”. Наносим белым цветом приписки, оживляем работу.

Шестой этап : Точно при такой же последовательности наносим рисунок на изделия, затем начинаем его расписывать гуашевыми красками. Завершаем работу, покрываем лаком.

Техника безопасности при выполнении работ

    При росписи изделия следить, чтобы краски не касались поверхности кожи;

    При выполнении лакокрасочных работ необходимо одеть спецодежду;

    Работы проводить в хорошо проветриваемом помещении;

    По окончании работы убрать рабочее место.

Санитарно- гигиенические требования

1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.

2. Источник света должен находиться слева.

3. Каждые 1–1,5 ч глазам необходим 30-минутный отдых.

4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.

Экологическое обоснование

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы.

Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса.

В работе использовались краски акриловые, кисти из натуральных волокон, деревянные разделочные доски, шкатулки, тарелки, лак. В работе учитывались экологические вопросы, т.е. выполнялись работы из экологически чистых (натуральных) материалов, не причинив никакого вреда природе.

Экономическое обоснование

Используемые материалы

Цена

(руб)

Расход

Набор кистей

1 шт

Краски гаушевые

1 шт

Лак

1 шт

Деревянные заготовки (доска)

1 шт.

Всего:

426 руб.

Затраты на оплату труда:

30% от затрат на материалы = 127,8

Затраты на электроэнергию =0, т.к. работа выполнялась в дневное время.

Себестоимость = сумма всех затрат = 553,8

На рынке такая работа стоит около 1300 рублей, таким образом, выгоднее будет сделать самой. Разделочные доски и все изделия, расписанные своими руками, очень ценятся на рынке. Их можно использовать в качестве подарка к любому празднику.

Разделочная доска удобная, доступная и необходимая вещь для каждой кухни! Готовьте с удовольствием!

Заключение

Роспись по дереву - это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву возрождается.

Украсить росписью по дереву можно практически все. Это может быть посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни, браслеты, бусы, серьги, игрушки. Расписывать также можно деревянную мебель, деревянные скульптуры.

Роспись по дереву - это очень интересное и увлекательное хобби.

Приобретенные знания помогут в будущем.

Список используемой литературы

1.Аверина В.И. Городецкая резьба и роспись. - Нижний Новгород, 2006

2.Маврина Т.А. Городецкая живопись. - СПб., 2001

3.Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. - М., 1999

4.Энциклопедический словарь. Т.1. - С. 351-359

5.Емельянова Т.И. Хохлома. -- Л.: Аврора, 2004.

6.Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. -- М.: Высшая школа, 2007.

7.Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. -- М.: Легкая и пищевая промышленность, 2007.

8.Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. -- Л.: Лениздат, 2008.

9.Махмутова Х.И Роспись по дереву. -- М.: Просвещение, 2004.

10.Рогов А.П. Кладовая радости. -- М.: Просвещение, 2007.

11.Осетров Е.И. Живая древняя Русь. -- М.: Просвещение, 2006.

12.БСЭ. Изд. 3-е. -- М.: СЭ, 1970-1978.

13.Города России: энциклопедия. -- М.: БРЭ, 2008.

14.Жегалова С. К. Русская народная живопись. - М., 2007.

Предлагаю вашему вниманию небольшой ликбез по видам русской росписи.

Хохлома . Один из самых знаменитых и известных видов декорирования поверхностей. Это вид декоративной росписи, для которой характерен черный фон, поверх которого наносятся рисунки золотого, красного и зеленого цвета. Чаще всего изображают растения, цветы, фрукты и ягоды. Реже изображают зверей, птиц, рыб. Украшают хохломой восновном деревянную посуду и мебель.

Городецкая роспись. Для данного вида росписи характерен желтый или золотой фон, поверх которого наносятся яркие рисунки. В основном отображаются сцены из жизни купечства. Кроме того, могут изображаться животные, а также цветы. Городецкой росписью чаще всего украшали мебель, например, сундуки, а также прялки.


Гжель. Также очень знаменита! Данный вид росписи используется для декорирования керамической посуды. Гжель — это всегда белый фон с синими цветочными узорами, растительным орнаментом.


Федоскинская роспись. Такой росписью декорируют в основном ларцы, шкатулки, крышки сундуков. Представляет она собой черный фон, на котором изображаются портреты людей. При этом рисунки выполняются светоотражающими красками или в такой технике, что достигается эффект внутреннего свечения и глубины рисунка.


Роспись Северной Двины. Такая роспись наносится в основном на посуду и некоторые предметы мебели (сундуки, ларцы и т. п.). Представляет собой роспись Северной Двины желтый фон, на котором оранжевым и красным цветом (реже зеленым) изображаются растения и сказочные персонажи.


Прикамская роспись. Такой росписью в старину украшали стены домов, двери, а также мебель. Представляет собой прикамская роспись оранжевый фон с изображенными на нем в красном цвете растений и зверей.


Жостовская роспись. В такой технике расписывают жестяные подносы. Фон всегда черный, а поверх него изображаются разнообразные цветы различного размера.


Мезенская (палащельская) роспись. Такая роспись выполняется только по дереву на ковшах, коробах, прялках. Мезенская роспись представляет собой набор красно-черных геометрических узоров, нанесенных поверх не покрытого краской дерева.


Палех. Такой вид росписи всегда изображает сцены русских народных сказок. Фон темный. Палехом расписывают шкатулки, тарелки, матрешки, броши.


И в завершении. Не могу не восхиться многогранностью русского народного творчества!

В понятие «роспись северодвинского типа» включают самостоятельные разновидности: пермогорскую, ракульскую и собственно северодвинскую. Первая названа по селу Пермогорье, близ Сольвычегодска. Центром второй разновидности является деревня Ульяновская у речки Ракулки. Северо-двинская роспись делится на три подвида: пучугскую, борецкую и тотемскую.

Волховская роспись по дереву

Волховские традиции росписи входят в состав народных художественных ремесел, сформировавшихся вокруг Ладоги. Ладожские ремесла по характеру исполнения и живописного изображения отличаются склонностью к стилю барокко с его яркостью и пышностью. Пожалуй, наиболее известным стилем традиционной росписи по дереву, бытовавшим в Петербурге и в поселениях в районе Ладожского озера, была волховская роспись, возникшая и распространившаяся по берегам Волхова.

Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск).

Ракульская роспись

Ракульская роспись - самобытное явления в ряду росписей северного края: она абсолютно непохожа на соседние, бытовавшие поблизости от местности ее распространения, росписи, она многоцветна, но не ярка, она живописна, но не изобилует множественными элементами, в других росписях порой составляющих собой целую вселенную.

Наиболее ранние сведения о ракульской росписи датируются концом первой половины XIX века и указывают на место её зарождения и бытования - село Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Росписью, за всё столетие её прослеживамой истории, занималась только одна семья - Витязевы, из поколения в поколение передававшие секреты своего промысла. Хотя имеются и сведения, что и в д. Череминенская росписью прялок в традиционной ракульской манере занимались местные мастера, но, возможно, они также состояли в родстве с большой семьёй Витязевых.

Орнамент ракульской росписи, особенно орнамент, украшающий самые ранние из дошедших до нас изделий, датируемых серединой XIX века, очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей - богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами, жившими в скитах и «становищах» (так приверженцы «старой» веры называли поселения мирян-старообрядцев - фактически, обыкновенные деревни) по реке Выг (так называемом Выголексинском общежительстве - центре многочисленного и влиятельного старообрядческого «Поморского согласия»), протекающей по территории нынешней Республики Карелия. В свете этот сходства весьма вероятным представляется тот факт, что Витязевы - семья выговских старообрядцев, в результате ликвидации («выгонки») Выголексинского общежительства властями, проходившей в несколько этапов в середине XIX столетия (за 20 лет с 1830 по 1850 гг. число жителей старообрядческих поселений Выговского суземка снизилось почти в 10 раз - с 3000 до 272), вынужденная перебраться на жительство в Ракульскую волость. С собой Витязевы принесли древнее, восходящее истоками к ещё дораскольной московской книжной графике, искусство миниатюры, но, как представляется, усилившиеся гонения и оторванность от центров старообрядчества, заставили Витязевых вместо переписывания и украшения книг заняться росписью предметов крестьянского быта. Дополнительным подтверждением этой версии является совпадение даты массового выселения старообрядцев с Выга и даты примерного зарождения ракульского промысла.

Декоративность росписи, ее книжная узорочность, отсутствие в ней какого-либо выраженного сюжета также может быть объяснена через старообрядческое благочестие - бытовые и сказочные сюжеты в рукописях практически не изображались, за исключением едких сатир на представителей власти, а изображение сюжетов священных писания и предания (в том числе и житийных) на предметах домашнего обихода являлось богохульным.

В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы - виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Свободно бегущий по ракульским изделиям узор состоит, преимущественно, из фантастических растений-лиан с крупными нарядными листьями, крепящимися к извилистому стеблю.

Характерный растительный орнамент с массивными многоцветными каплевидными листьями, своеобразие и относительная скупость цветовой палитры, экономное использование мелких самостоятельных элементов орнамента резко отличают ракульскую роспись от географически соседствующих с ней борецкой, пермогорской и пучужской.

Фантастическое многоцветье растений, украшающих расписные ракульские изделия несёт на себе, возможно неосознанно для украшавшего их мастера, присущую поверьям обитателей Русского Севера символику. Фантастические, никогда не виданные растения, цветущие букеты, переливчатое многоцветье красок растительного мира выражали идею плодородия, вечного и неиссякаемого богатства мира, и, как бы взывая к матери-природе, представляли собой пожелание счастья, достатка в доме, богатых урожаев.
Присущи ракульской росписи также очень характерные и узнаваемые изображения птичек - схематично изображенные, со вздернутым хвостом, намеченным тонкой штриховкой, грузным телом и изящной головкой, венчаемой хохолком.

Типичным для северодвинских росписей являлось преобладание расписных прялок среди продуктов промысла. Не была исключением и Ракулка, выработавшая для росписи прялок свой особенный композиционный канон, четко прослеживающийся на протяжении почти целого столетия - до 1930-x гг.: фасадная часть прялки разделялась на три практически равновеликие части - нижняя украшалась вертикальной крупной вертикально поставленной ветвью с симметрично расположенными ветвями, центральную занимало окаймленное нарядной рамкой изображение птицы, а верхняя декорировалась большой S-образной лианой с многоцветными листьями.

До момента затухания промысла, случившегося в 30-х годах XX столетия, мастера из династии Витязевых твёрдо следовали выработанному композиционному канону, но применение анилиновых красок промышленного изготовления, добавив яркости колориту изделий, лишило их гармонии, создававшейся приглушёнными скромными тонами.

Возрождение ракульской росписи как художественного промысла связан с её открытием для науки в 1959 г. экспедицией Загорского музея-заповедника. А в 1960-х годах, для сохранения традиционных народных художественных промыслов Архангельской области было организованно предприятие «Беломорские узоры», мастера которого, сохраняя вековые традиции и каноны росписи, и по сей день производят изделия, выполненные в традиционной ракульской технике.

Городецкая роспись

Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.
Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Донце украшалось местными мастерами с использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски. Позже умельцы начали пользоваться подкраской (яркими синими, зелеными, красными и желтыми цветами), которые позволяли сделать донце еще красочнее. Увеличившаяся потребность в производстве прядильных донец побудила мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой. Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором донец становятся живописные элементы.
Технология


Технология городецкой росписи во многом проще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора. Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи — нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.
Мезенская роспись

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Борецкая роспись

Среди легенд и преданий бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи.
Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Новгород, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст. Сейчас Борок только пристань в 7 километрах от Городка да несколько близлежащих деревень.
Очевидно, среди бежавших были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.
Вначале, как видно, существовал один центр росписи — Борок в среднем течении Северной Двины. Впоследствии отпочковались еще два центра: с пучугской росписью (центр в деревне Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и тоемской росписью (еще выше по течению деревня Жерлигинская).
Прялочки, украшенные этими росписями, разнятся между собой, но по колориту и композиционной схеме составляют единый вид северодвинской белофонной росписи, отличной от других видов росписей Северной Двины — пермогорской и ракульской.

Умение прясть считалось достоинством крестьянки, так как требовалась большая сноровка, чтобы вытянуть нить нужной толщины, а «неряху-непряху» клеймили позором. С прялками ходили на посиделки, а тем у кого прялка красивее, и чести больше. Женихи часто дарили прялочки невестам, иногда подписывали от кого — к кому.
Такую прялку особенно берегла женщина и завещала дочери, как память. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте.
Прялка сохраняла форму и орнамент, традиционные для своей местности. Борецкие прялки «корневые», то есть выпоненные из одного куска дерева. Лопаска из ствола, а донце из корня. Они велики по размеру, имеют широкую лопаску, четкий красивый ряд крупных городков (головок, бобышек, бобочек), две круглые серьги, нарядную фигурную ножку. Роспись ее сверкает белизной фона, на нем ярко горит красный ведущий цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им праздничность и нарядность.
Если проследить развитие борецкой росписи, сравнить прялки XVII-XVIII вв. с прялками более позднего периода, вплоть до начала ХХ в., то можно заметить, что они значительно различаются по колориту и сюжету.
Художники ХVII-XVIII вв., унаследовавшие традиции новгородских мастеров-иконописцев, внесли в композицию росписи форму иконостаса, разделили лопаску прялки на ярусы — ставы, заполнили их квадратиками наподобие икон, а внизу нарисовали дверь, похожую на царские врата алтаря. Однако от иконописи сохранились только внешние признаки. Содержание росписи самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички, лучистое солнце и остроконечные звезды.
Центральная часть лопаски — это парадная с округлым верхом дверь, напоминающая по богатству царские врата иконостаса. Ниже изображено парадное крыльцо на высоком столбе — характерная деталь деревянной архитектуры Севера. Это дом невесты, он показан как сказочный царский терем. Далее сцена сватовства (хотя существует и другое толкование сюжета).По высокой лестнице поднимается старец с корзинкой в руках, а у крыльца снял шапку юный всадник. Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями,
Ведущими цветами борецкой росписи на ранних прялках, где изображена сцена сватовства, была яркая киноварь, глубокая изумрудная зелень с белой оживкой и охрой, которая воспринимается как золото.
На обратной стороне прялки — сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. Жених и невеста в красной одежде с золотой каймой вокруг ворота, по рукавам, подолу и с трехлепестковой золотой короной на голове.
Изумрудный конь сверкает киноварной упряжкой, кругом из красной киноварной земли подняли свои золотые головы царственно — прекрасные тюльпаны. На их красных стеблях раскачиваются темно — изумрудные листья с воланчиками. Тюльпановидные цветы были характерны для иконописи ХVII-XVIIIвв. Растительный узор, крупный, сочный по цвету, полон динамики.

Со временем орнамент борецкой росписи утрачивает свою крупную форму, лишается пластики рисунка, теряет сочный колорит. В конце ХIX в. приходит дробный узор, лишенный общего ритмичного движения, яркая, не всегда гармоничная многоцветность с добавлением сусального золота и полная скованность композиции.
На рубеже ХIX-XXвв. Росписью украшали в основном прялки. Хотя время изменило декор и композицию росписи, все же легко прослеживаются древние композиции и древние схемы. Дробным растительным узором украшаются саночки с ездоком — эту часть лопаски стали называть «став с конем».
Красные, зеленые, изумрудные, золотые, охристые кони, впряженные в кареты, расписные повозки, в крытые возки, сани, участвовали в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. Выше, вместо крыльца и двери терема, появился пышный цветущий сказочный куст в окружении ярких сказочных птиц. По древней легенде, «начало всех начал» — это древо, стоящее среди водных просторов. На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека.
На прялочках изображались птицы. Они также изменились. Они также изменялись. В XVII-XVIII вв. это курочки, простые птички, то есть мастер писал их такими, какими видел. Птички были в различных движениях: клюющая, с поднятыми крыльями, с головкой, повернутой назад, спокойно сидящая, с распростертыми крыльями. Они локальны по цвету, красные и изумрудные. В дальнейшем птицы становились более нарядными, ярких, пестрых расцветок, хвосты удлинялись, появилось много дополнительных украшений, точек, капелек, штришков. Они уже мало походили на тех, которых мы видим на прялках XVII-XVIII вв. Эти птицы действительно стали действительно теми сладкоголосыми райскими птичками, что сидели на древе жизни. Средний став получил название «став с древом