Умение определять место звука в слове. Игры на развитие навыка звукового анализа. Упражнение «Ёлочка»(1 вариант)
Елена Юрасова
Одной из основных целей в работе логопеда является подготовка детей с нарушениями речи к обучению грамоте. Данная цель достигается путем решения основных задач :
Коррекция нарушения звукопроизношения ;
Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;
Формирование навыков звукового анализа и синтеза .
При формировании навыков звукового анализа логопедическая работа строится в следующей последовательности :
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова , т. е. определение наличия звука в слове .
2. Вычленение звука в начале в конце слова . Определение первого и последнего звука в слове , а также его позиции (начало, середина, конец слова ) .
3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности , количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове ).
Дети с нарушением речи испытывают значительные трудности в овладении данными умениями и навыками . Использование игровых приемов на занятиях по обучению грамоте позволяют повысить эмоциональную, мотивационную, речевую и познавательную активность ребенка. Поэтому в своей педагогической деятельности уделяю большое значение поиску новых игровых приемов , которые позволят облегчить и разнообразить работу с детьми.
Предлагаю вашему вниманию игровые приемы , направленные на совершенствование умений определять позицию звука в слове .
Упражнение «Найди место звука »
Цель : закреплять умение определять место звука в слове .
Ход игрового упражнения : педагог произносит слова , ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает фигурку в начало (середину или конец) дорожки.
Для изготовления пособия я подготовила карточки с фоном, на круглую резинку закрепила зажимы, на зажимы наклеила фигурки из картона кораблика, машинки, пчелки, зайчика. Нажимая на зажим, дети легко перемещают фигурку по карточке.
Как ласково называла мама Зою? (Зоюшка, Зоинька, Зою-шенька.) Догадайтесь, что делала Зоя утром. Она отодвинула... (занавеску) , постель... (заправила) , сделала... (зарядку), косички... (заплела), бинт... (завязала), почистила... (зубы). Как называется паста, которой чистят зубы? (Зубная.) А порошок? (Зубной.) Потом Зоя пошла на кухню... (завтракать). Утром мы... (завтракаем).
К Зое в гости пришли две подруги. Придумайте им имена со звуком з. (Лиза, Аза.) Догадайтесь, что они принесли с собой.
Выставляются предметы, игрушки.
В слове первый звук м, последний - а. Что это? (Мозаика.) Первый звук в, последний - а, назовите слово. (Ваза.) Девочки принесли... (мозаику, вазу, заводного зайку, игрушечный телевизор, зонтик) и еще цветы... (розы, незабудки, мимозы).
Развитие слухового внимания и памяти
Решили девочки поиграть в «Телефон». Нужно передать по телефону слова: зайка, мозаика, зонтик, ваза, а теперь: незабудки, розы, мимозы.
Дети повторяют слова в заданной последовательности.
Звуко-слоговый анализ и синтез
Аза предлагает поиграть в слова по-другому. Опустите головки на руки и закройте глаза. Аза произнесет слово, а вы поднимите столько пальчиков, сколько в слове слогов. Называются слова.
Теперь дополняйте недостающие слоги в словах: моро... (зы), та... (зы), водола... (зы), гро... (за). Сейчас Аза назовет первый слог, а вы - все слово: гла... (глаза), стре... (стрекоза), за... (замок), бе... (береза), за... (занавеска), за... (залететь), та... (тазы).
Решили Зоя и Аза узнать, сколько слогов и звуков в слове
тазы.
А вы как думаете, сколько слогов в этом слове? Какой
первый слог? А второй слог? Обозначьте звуки этого слова кру
жочками. Назовите гласные звуки. Сколько согласных звуков?
На каком месте согласный звук з? "
Физминутка
Зоя и Аза предлагают нам сделать зарядку вместе с ними и с заводным зайчиком.
Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.
Скок-поскок, скок-поскок, На носочки, подтянись!
Зайка прыгнул на пенек. Лапки ставим на бочок,
В барабан он громко бьет, На носочках скок-скок-скок.
В чехарду играть зовет. А затем вприсядку,
Лапки вверх, лапки вниз, Чтоб не мерзли лапки.
В. Волина
8. Произношение звука з в предложениях. Составление
предложений по опорным словам. Практическое усвоение
форм глагола звонить
Расскажите, как дети играли с игрушками.
Дети рассказывают. Составьте предложения со словами мозаика, зайка, ваза.
Логопед предлагает схемы предложений.
Лиза вдруг вспомнила, что ей нужно по телефону... (позвонить). А теперь ты, Дима (Митя), позвони.
Телефон подносится к ребенку.
Что ты делаешь? Я... (звоню), я... (позвоню). Что ты делал? (Звонил.) Ты уже... (позвонил). Мы будем... (звонить). Мы... (позвоним). Что мы сделали? (Позвонили.)
Произношение звука з в связной речи
Лиза очень любит чистоговорки. Сочиним для нее чистого-ворки со словом коза.
За-за-за, на лугу стоит коза. Зу-зу-зу, вместе мы пасли козу. Зы-зы-зы, колокольчик у козы. За-за-за, уходи домой, коза.
А вот и Зоины чистоговорки. Повторим, их вместе с ней.
У Зайки Бубы заболели зубы. Зоя - зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Моем Лизу мы в тазу.
10. Знакомство с буквой з
Знаете, как называется эта книга? (Азбука.) Зоя азбуку взяла, букву з в ней назвала. Посмотрите, на что похожа буква з? (На цифру три.)
3 - не просто завитушка,
3 - пружинка, крендель, стружка.
B.Степанов
На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три.
C. Маршак
11. Чтение слогов за, зо, зу, зы.
Составление слов из раз
розненных слогов
Прочтем вместе с девочками слоги за, зо, зу, зы. А теперь из слогов та, ни, ко, бы, зу, зы составьте слова. (Кони, тазы, зубы.) Поможем Зое выложить ее имя из разрезной азбуки.
Итог занятия
Какой звук мы сегодня изучали? Кто нам помогал? Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий звук.) С какой буквой познакомились? (С буквой з.) И на какую цифру эта буква похожа? (На цифру три.)
Тема «Звуки з, з" и буква з»
ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ
Материал. Картинки звездолета, «звездных человечков», Замка, животных (зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продуктов (изюм, зефир); предметы (замок, гвозди, корзинка, занавеска); цветовые символы звуков, буквы.
Ход занятия
Оргмомент.
На какой планете мы живем? (На Земле.) Кто мы? (Земляне, дети Земли.) А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Они посылают нам свои любимые звуки з, з"
Сообщение темы занятия
Дети звезд прислали нам звездные сигналы: з-з-з-з, з"-з"-з"-з".
3. Характеристика звуков з, з"
по артикуляционным и аку
стическим признакам. Обозначение их цветовыми символами
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - как объяснить ребёнку где в слове находится звук (начало, середина, конец). звук
Есения
Подскажите как лучше и практичней объяснить ребёнку: где находится
звук (в начале, середине или конце). Ни как не может понять что от него
требуют и не слышит на слух
Ирина
Возможно, у ребёнка трудности с пониманием смысла слов "начало", "середина", "конец", т.е. с ориентировкой в пространстве.
Чтобы ребёнок их усвоил, можно взять, например, несколько (лучше 5) игрушек, например, животных, поставить их друг за другом (слева направо, естественно). После этого обсудить с ребёнком:
Кто стоит в начале,
Кто в конце,
Кто в середине,
Кто первый,
Кто последний.
В следующий раз всё это можно повторить, но уже на других игрушках.
С этой же целью хорошо использовать иллюстрацию к сказке "Репка" (обсудить те же вопросы).
А можно ещё взять игрушечный поезд, и рассмотреть, где у него начало, где конец, где середина.
После такой предварительной работы можно уже переходить к графической схеме слова.
Inna
А я делаю стандартную рыбку; голова-начало,туловище-середина,хвост-конец:-D
Правда,ребенок,должен это уметь делать и на слух......
Лариса
Потом вопросы к ребенку
Когда слово... "село" в автобус, где был звук..., покажи пальцем. (если ребенок не помнит, повторяю все что выше написала)
А это у автобуса что? Начало, середина, конец?
Значит звук... в слове... где спрятался? В начале, середене. конце?
Этот звук сегодня может поехать на этом автобусе?
Почему ты так решил?
Лариса
Все аналогично.
Выясняю понимает ли ребенок слова "начало", "середина", "конец". Отрабатываю эти понятия до автоматизма на всем чем только можно - змеи, поезда, карандаши и прочее.
А затем использую "волшебный автобус" - в этом автобусе может проехать только то слово, в котором звук... стоит... (в начале, середине. конце слова).
Рассматриваем автобус (он большой, нарисованный и вырезанный) , выясняем где у него начало, середина и конец. Затем произношу слово, утрированно выделяя заданный звук, когда произношу слово, пальцем веду по автобусу, и в нужном месте при артикулировании звука задерживаюсь (для некоторых детей даже пальцем по автобусу стучу).
Лариса
Когда мы выясняем с детьми где находится звук в начале, середине или конце слова, мы началом считаем первый звук в слове, концом - последний, все остальное - середина, назависимо от размера слова. Все так делают?
Ольга
Для начала я использую сказку "Репка". На ее персонажах можно выяснить, понимает ли ребенок понятия "начало" , "конец" и "середина" и в течение 3-4 занятий подряд эти персонажи появляются друг за другом. По мере того, насколько ребенку стало все понятно, персонажи заменяются символами. Мои ученики не знают проблем с этим.
Inna
Лариса-автобус в студию! ;-)
Ирина
Я начинаю с того, что работаем несколько занятий с первым звуком "С какого звука начинается слово? Какой звук я произношу первым?" Произношу утрированно первый звук. Привожу пример. Работаем только с гласным звуком (под ударением).Когда дети научатся выделять первый звук в слове, я говорю, что звук... хитрый, хочет поиграть с нами в прятки. Он прячется в разных местах слова: последний,в середине. Для наглядности, нам помогает ёжик, который бежит по дорожке и останавливается, когда слышит звук. На доске дорожка, разделённая на три части, средняя длиннее первой и последней. Или домик, и дети ищут, где прячется звук в домике. (За основу взята идея Ткаченко). Игровая мотивация помогает детям усвоить этот трудный материал, но фонематический слух не у всех сформирован в достаточной мере, чтобы выделять звук из слова, поэтому не всем одинаково легко, но игра нравиться и мы продолжаем тренироваться.
Лариса
Про "автобус в студию" - картонный вариант у меня уже давно изжил себя.
Я хорошо и быстро рисую, поэтому последние лет 5 автобус изображаю на доске за несколько секунд (иногда при ребенке, иногда до начала занятия), а детям, перед тем как начинать искать место звука в слове, развиваю мелкую моторику и зрительный анализ - они находят недостающие детали и дорисовывают их. Иногда разрешаю ребенку дикотвать что я сейчас этому автобусу нарисую - для ОНР-щиков это работа над словарем по теме транспорт.
Как выберусь на работу с фотоаппаратом, так размещу фотографии в пособиях.
Марина
Девочки, слово имеет своё пространство (квазипространство), оно пролегает во времени. А для маленького ребёнка сложно соотнести пространство линейное и временное, особенно тому, кто имеет нарушение фонематического слуха. Для них слово - что-то скомканное в комочек. Мы должны этот комочек развернуть в одну ниточку. Здесь писали об анализировании наглядно-зрительного пространства (змеи, поезд,...), но мне кажется, что начинать нужно с анализа временнОго ряда. Хороший пример со сказкой "Репка". А я делаю ещё проще - анализируем сутки и режимные моменты в них. Сначала мы проснулись, потом пошли в садик, потом пришли домой, уже темно, легли спать. Раскладываю в линеечку картинки с режимными моментами (не много), объясняю понятия "начало","середина", "конец" (дня!). Потом подкладываю схему, начерченную на картонке-линейке. Лариса правильно говорила, хорошо бы рисовать при них, тогда они считают это своим открытием, лучше понимают. Потом медленно произношу слово...
Марина
(продолжение)
Порядок "отлова" звука в слове элементарный - сначала некоторое время только начало и конец, потом - середина. И только через несколько занятий выставляю ряд игрушек или картинок для анализа зрительно-пространственного ряда, для дальнейшего ознакомления со звуко-буквенной схемой. Это тоже надо, для опоры на работу лба.
Татьяна
Согласна со всеми. Если ребенок не берет на слух, значит надо идти в обход - давать зрительные опоры. И они хороши в любом виде. Я иногда даже ручку, или указку применяю - что под рукой.
Анна
А я использую карточки с паровозом (сама нарисовала для каждого ребенка) или простой карандаш и произнося слово, ведем пальчиком и голосом выделяем нужный нам звук.
Ольга
Я начинаю формирование понятий "первый", "последний" за полгода-год. Думаю, что понятие "звук" для детей чересчур абстрактное и непонятное, а вот понятие "слово" ближе, степень его усвоения можно проверить с помощью картинок. Например: Сколько слов я сказала? (Кот, молоко.) Ребенок может проверить себя, выкладывая картинки. Так вот. Я называю сначала 2, а впоследствии 3 слова, обычно очень конкретные (например, животные), и прошу разложить картинки в той же последовательности (это делает 1 человек на доске). А потом спрашиваю: так кто же из животных пришел первым, в начале? (Обязательно оба этих выражения, чтобы если не усвоилось одно, была подсказка за счет другого). Кого я назвала сначала? Постепенно переходим только на слуховое восприятие, без картинок. Тогда к моменту обучения грамоте понятия ПЕРВЫЙ и ПОСЛЕДНИЙ уже усвоены. Но иногда проделываю то же и со звуками (выставить в такой же последовательности.ю назвать 1, последний).
Определяем место звука [у] в словах.
Занятие в старшей группе.
Цели занятия :
- Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [о], [у].
- Учить определять места звука [у] в словах (в начале, в середине или в конце слова).
- Развивать зрительное, слуховое восприятие.
- Формировать фонематический слух.
- Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:
- буквята А,О,У (из книги Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию» );
- карточки «Поём вместе с гласными»;
- картинки Зайчика и морковок (6 штук );
- индивидуальные карточки для детей (картинки из книги Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» );
- демонстрационные карточки.
Ход занятия:
Давайте настроимся на занятие. Встали ровно возле стульчиков. Посмотрели друг на друга – улыбнулись, посмотрели на меня – улыбнулись.
Здравствуйте, садитесь.
Повторение
Новый материал
– Хотите узнать, кто сегодня пришёл к нам в гости?
Под кусточком на опушке
Держит ушки на макушке.
Ловят уши звук тревоги,
А спасают зверя ноги. (Заяц )
(Загадка из книги Е.В. Баринова «5000 загадок»)
На доске появляется зайчик.
(На прошлом занятии к ребятам приходила Белочка. Они помогали ей собирать шишки на зиму. )
– Как вы думаете, почему он к нам пришёл? (Просит помощи, как Белочка.)
– А что, Зайчик делает запасы на зиму? (Кто-то ответил: «Да». Пришлось вспоминать, что зайцы не делают запасов на зиму, что у них нет домика-дупла, куда складывать запасы.)
– Он просто проголодался. Ведь огороды уже убрали, ему негде взять еды. А кора надоела. Хочется чего вкусненького. Как вы думаете, чего? (Останавливаемся на морковке)
– Поможем Зайчику достать морковку?
Игра «Морковки для Зайки»
Детям предлагается определить место звука [у] в словах и обозначить красным квадратом в словах-полосочках. За каждое слово они получают морковку для Зайчика.
Детям показывают морковки.
(На доске вывешивается задание, дети получают индивидуальные карточки).
– Нам нужно приготовить красный карандаш. (Ребята достают из коробки красный карандаш ).
– Покажите сигнал готовности. (Поднимают карандаш вверх ).
– Молодцы, все готовы. Начинаем.
– Зайчику нашему очень страшно в лесу. Он всего боится. Вот и сейчас, кого он испугался? (Совушку-сову ). – Давайте произнесем слово СОВУ-У-УШКА. Где место звука [у]? Давайте отметим это в слове-полосочке. – Но ведь сова днём спит. Давайте её задобрим, чтобы она не проснулась. Физминутка:
– Молодцы! Вы заработали для Зайчика первую морковку! |
|
– Давайте найдем место звука [у] в слове У-У-УШИ. (На доске возле Зайчика появляется вторая морковка ). |
|
– А что кроме морковки любит наш Зайка? Правильно КАПУ-У-УСТА. |
|
– А это кто шуршит в кустах и пугает нашего друга? У-У-УЖИ. |
|
– Ну, что, пора прощаться с нашим Зайчиком. Занятие подходит к концу. Давайте помашем ему рукой. Последняя морковка за слово РУ-У-УКА.. – Молодцы! Сколько морковок вы заработали? (6 ). – Как вы думаете, наш Зайчик доволен? Посмотрите, как он вам улыбается. На этом наше занятие подошло к концу. До свидания. |
Образец детской карточки:
Список литературы:
- Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию».
- Е.В. Баринова «5000 загадок».
- Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно».
Прежде всего детям предлагается определить место ударной гласной в односложных и двухсложных словах: например, место звука А в словах аист, два, мак, место звука И в слова/ иней, лист, три.
При этом гласные произносятся протяжно, интонируются, используются картинки.
Работа по определению места согласного звука в слове (начало, середина, конец) проводится с помощью следующих упражнений:
1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд - картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд - картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий - картинки на слова, в которых звук в конце слова. Примерные картинки: лампа, лыжи, пол, стол, стул, луковица, полка, палка, голубь, мыло, пенал, лодка, лось.
2. Подобрать слова, в которых звук Л в начале слова.
3. Подобрать слова, в которых звук Л в конце слова.
4. Подобрать слова, в которых звук Л в середине слова.
5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, названия которых начинаются на звук Л.
6. Назвать животных, овощи, растения, цветы, посуду, игрушки или транспорт, в названии которых звук Л в конце или середине слова.
7. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука Л или оканчиваются звуком Л.
8. Игра "Светофор". Используется бумажная полоска, разделенная на 3 части: красная левая часть – начало слова, средняя желтая - середина, зеленая правая - конец. Логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на
красную, желтую или зеленую часть полоски.
9. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на звук Р и картонные прямоугольные полоски, разделенные каждая на три части (см. с. 134). В одной из частей полоски (в начале, середине или конце) написана буква Р. Логопед называет слово. Ученики определяют в нем место звука Р и закрывают картинку соответствующей полоской.
Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове)
Логопедическая работа по формированию - сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звуков в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению на основе современного понимания процесса овладения этим навыком.
Первоначальная задача процесса овладения детьми чтением состоит в том, чтобы ознакомить ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.
В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процесса чтения является умение не только выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово лишь моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи последовательностью букв в пространстве. Поэтому воссоздание и воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления звуковой структуры слова.
При развитии сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие, как уже отмечалось выше, проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании, освоение действия с предметами, освоение действия в плане громкой речи, перенос действия в умственный план, окончательное становление умственного действия (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).
В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализа как умственного действия.
Первый этап - формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.
Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляются картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определенного количества клеточек, по числу звуков в слове. По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками.
Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое осуществляет ученик, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове.
Развитие фонематического анализа основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).
Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом. Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом.
Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней - схема из трех клеточек. Логопед спрашивает: ""Какой первый звук в слове лук?" "Звук Л", - отвечают дети и фишкой закрывают первую клеточку. Слово повторяется детьми и логопедом. "Какой звук слышится в слове после Л?" "Звук У". Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после У в слове лук. Ученики определяют, что после звука У слышится звук К, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звук).
Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе-анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.
Второй этап - формирование действия фонематического анализа в речевом плане.
Опора на материализацию действия исключается. Формирование функции фонематического анализа переводится в речевой план - сначала с использованием картинки, затем без нее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.
Третий этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.
Процесс формирования фонематического анализа должен предполагать не только усложнение форм анализа, но и постепенное усложнение речевого материала, повышение фонетической трудности слова.
Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:
а) слова из двух гласных: ау, уа;
б) односложные слова, состоящие из обратного (ум, ох, ус), прямого открытого (на, му, да), закрытого слога (дом, мак, нос, лук)",
в) двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука, розы и т.д.
г) двухсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;
д) двухсложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, мошка, марка, мышка, горка, полка,сумка, санки, арбуз, ослик, карман, барбос и др.;
е) односложные слова со стечением согласных в начале слова: грач, врач, шкаф, стол, стул и т.д.;
ж) односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и др.;
з) двухсложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, крыша, крыса, грачи, врачи, брови, слива и др.;
и) двухсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.;
к) трехсложные слова: паровоз, канава, капуста, бабушка, кастрюля и др.
Параллельно с формированием фонематического анализа слога и слова проводится работа по устранению нарушений чтения. Так, при побуквенном чтении основное внимание обращается на то, чтобы в процессе чтения ученик ориентировался на гласную открытого слога, а затем произносил слог слитно. Например, при чтении слога МА до произнесения первого звука ученик должен уточнить, что последующей гласной в слоге является звук А, и только затем слитно произнести звуки слога.
Необходимость ориентировки на последующую гласную вызвана произносительной особенностью открытого слога. Артикуляция первого согласного звука в этом слоге зависит от последующего гласного. И поэтому слитное произношение слога возможно лишь тогда, когда определен последующий гласный звук. В этом случае артикуляция первого звука не будет артикуляцией изолированно произносимого звука, что происходит при буквенном чтении, а будет начальной стадией артикуляции слога.
Усвоение действия фонематического анализа слова, а также навык чтения слогов с ориентировкой на последующий гласный звук служат предпосылкой слитного чтения, способствуют устранению побуквенного чтения и искажений звуко-слоговой структуры слова при чтении.
При исправлении ошибок чтения необходимо опираться на сформированные навыки звукового анализа. Так, при замене обратного слога прямым открытым ученик должен по заданию логопеда провести анализ названного слога. Например, если вместо УТ ученик читает ТУ, логопед обращает внимание на первый звук произнесенного слога. Ученик определяет, что это звук Т. Тогда логопед задает вопрос: "Какая первая буква в данном слоге?" - "Буква У". Предлагается прочитать слог так, чтобы первым звуком был звук У.
В процессе коррекции нарушений чтения используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, задания с буквами разрезной азбуки, письменные упражнения.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ФУНКЦИИ ФОНЕМА ТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1. Вставить пропущенные буквы в данные слова: ви-л.а, крым, кош.а, но.ни.ы.
2. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, крышка, канава, капуста и др.
3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук К был бы на первом (куст),
на втором
(окна),
на третьем месте (рак).
4. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков, устно назвать эти слова или записать их.
5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:
па- пар ко- кот
па-- пары ко-- козы
па--- парад ко--- кошка
па-------------------- паруса ко-- корова
6. Подобрать слова с определенным количеством звуков, например, с тремя звуками (дом, рак, мак), с четырьмя (роза, рама, лапа, косы), с пятью (кошка, сахар, банка).
7. Выбрать картинки, в названиях которых должно быть определенное количество звуков.
8. По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.
9. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске:
Каждое последующее слово в ряду должно содержать на один звук больше, чем предыдущее слово.
10.Преобразовать слова:
а) добавляя звук в начале слова. Например: рот - крот, мех - смех, челка - пчелка, Оля - Коля, Аня - Ваня, осы - косы, луг - плуг, игры - тигры, дочка - удочка, точка, -уточка, еда - беда, пушка - опушка;
б) добавляя звук в конце слова. Например: бок - бокс, вол - волк, пар - парк, пол - полк, стол - столб, лис - лист;
в) изменяя один звук слова (цепочка слов):
сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон, косы - козы - розы - роза - Рома - рама - мама – Маша - Саша - каша;
г) переставляя звуки:
пила – липа карп – парк кот – кто
палка - лапка гора - рога нос – сон
кукла - кулак ручка - круча мол – лом
волос - слово дон - дно Мара – рама
В работе по преобразованию слов можно использовать следующие четверостишия (по М.М.Лукашук):
С "Ч" над морем я летаю,
С "Г" в машинах я бываю. (Чайка – гайка)
С "М" меня ты надеваешь,
С "Л" собаку называешь. (Майка - Лайка)
С "К" я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С "П" - от. вас я не таю -
В каждом классе в ряд стою. (Карта - парта).
С "Б" смертельной я бываю,
С "М" меха я пожираю,
С "Р" актеру я нужна,
С "С" для повара важна. (Боль - моль - роль - соль)
Я - дерево. В родной стране
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне -
И воду подавать я буду. (Сосна - насос)
Лежу я на земле,
Прибита я к железу,
Но буквы переставь -
В кастрюлю я полезу. (Шпала - лапша)
Известное я блюдо, Когда ж прибавишь "М", Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (Уха – муха)
И по реке, и по пруду
Плыву я в тихую погоду,
Но вставь лишь "И", и поведу
Стальную птицу к небосводу. (Плот - пилот)
11. "Узнай названия диких животных по следующим буквам: лпеорад, егбемто, ркокилдо, некугур, вьедемд, оснорог.
12. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира), картина (тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира и др.), табуретка (тур, бур, река, бурка, ракета, кета, рука, букет, бар, тара, утка и др.).
13. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего, например: дом - мак - кот - топор - рот - тарелка - арбуз...
14. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгадывают написанное слово. Например: к. - . . (крыша).
15. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
16. Составление графической схемы предложения и слова:
Предложение, слова, слоги:
17. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: нос - сон, кот - ток, лес - сел, дар - рад, сор - рос, топ - пот.
18. Заполнить схему. Например:
В левой части схемы лети записывают слова, заканчивающиеся на звук Р, а в правой части - слова, начинающиеся на этот звук.
19. Вписать буквы в кружки. Например, предлагается вписать в кружки третью букву следующих слов (вместо слов можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Получилось слово книга. Назвать это слово.
20. Разгадать зашифрованное слово (или пословицу).
Из названий картинок выделить первый звук. Назвать полученное слово.
21. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные картинки: дом, забор, рама, крыша, кукла, волк, лиса, мак, сыр, косы.
22. Какой звук выпал из слова? Вместо крот получилось кот, лампа - лапа, рамка - рама, пилка -пила, мушка - мука.
23. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое получилось из выделенных звуков. Например: луна - стол -Л
кино – игла –И
лампа - мышь –м
окна - дом –о
нос – Анна –н
24. Раскладывание картинок в соответствии с данными графическими схемами:
Прямоугольник, разделенный на части, обозначает слово и слоги. Кружочки обозначают звуки: заштрихованные кружочки - согласные, незаштрихованные - гласные.
Логопед раздает картинки. Дети называют картинки, определяют в названии количество слогов, структуру каждого слога. После предварительного разбора картинка кладется в соответствующий столбик, т.е. к определенной схеме. Примерные картинки: банан, сахар, диван, комар, рама, стул, стол, кран, волк, парк, тигр, лампа, лодка, вилка, крыша, труба.
25. Придумать слова к графической схеме.
26. Выбрать из предложения слова, которые соответствуют данной графической схеме.
27. Привести названия деревьев, цветов, животных, посуды, мебели, одежды, птиц, соответствующие данной схеме.
28. а) Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии картинки, изображенной на карточке.
б) Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии картинки, изображенной на карточке. Предварительно определяется количество звуков в названии картинки, изображенной на карточке. Пример: к картинке дом подбирается картинка рама", к картинке флаг - книга и т.д.
29. Определить количество звуков в названии каждой картинки и положить под ними соответствующие цифры. Например:
30. Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка, пила. Дети называют картинки. Затем логопед дает задания: назвать слово в ко после Л слышится К, после Л произносится находится О и т.д.
31. Игра "Ромашка". На доске - контуры ромашки с прорезями для лепестков. Детям дается задание выбрать лепестки с изображенными на них предметами, названия которых состоят из 5 звуков, и вставить их в прорези.
32. Используя картинки, вписать недостающие первые три буквы в названия предметов на схеме. Предлагаются, например, такие картинки: ложка, линейка, лейка, лента, лапка, лавка, вилка, кошка, банка, мишка, сорока, майка, мышка.
... ка
. . . ка
. . . ка
33. Вписать недостающие три буквы в схему слова. Предлагаются картинки, названия которых как соответствуют, так и не соответствуют схеме, например: линейка, лодка, ложка, лейка, ручка, вилка, лента, лапа, лавка.
л ... а
л ... а
л... а
л... а
л ... а
34. Составить слово из первых звуков названных слов.
35. Игра "Как называется цветок?" Детям предлагается условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол,
санки.
Отгадка - пион.
Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лодка, азбука, машина. Отгадка - роза.
36. Кроссворды из отгадок. Например:
Погоризонтали:
1. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)
2. Красный хвост в землю врос, а зеленый хвост снаружи. (Морковь)
3. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождик)
4. Ночь уже не так темна, если светит нам... (Луна)
5. Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, на спинке - щетинка. (Свинья)
6. Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц)
7. Мы, проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь - лежим, в снег - бежим:
Уж такой у нас режим. (Лыжи)
По вертикали:
8. Два конца, два кольца,
А в середине гвоздик. (Ножницы)
37. Отгадать ребусы. Закрыть каждую карточку цифрой 6, 7 или 8 в зависимости от количества звуков в получившемся слове.
38. Кроссворды на определенную лексическую тему. Например, кроссворд на тему "Посуда".
Ответы: 1 - чайник, 2 - чашка, 3 - стакан, 4 - сковорода, 5 -блюдце, 6 - тарелка.
39. Чайнворды на определенную лексическую тему. Например, чайнворд на тему "Фрукты и ягоды":
Ответы: 1 - персик, 2 - клубника, 3 - абрикос, 4 - смородина, 5 - ананас, 6 - слива, 7 - апельсин. 40.
40. Чайнворды из загадок. Например:
1. Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор)
2. Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
3. Ныряла, ныряла, да хвост потеряла. (Игла)
4. Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
5. Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет –
Она знать дает. (Собака)
6. В этом доме жильцы
Все умелые пловцы,
Что за дом такой -
До краев налит водой? (Аквариум)
7. Как столкнутся - стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет -
Тонкий что-нибудь прибьет.
Кто этот толстый? (Молоток)
8. Стоит копна посреди двора:
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Популярное
- Морковный суп Морковный суп пюре с овощами
- Диетические пасхальные рецепты Рецепт кулича из овсяной муки
- Диетическая вкуснейшая творожная пасха — пп-рецепты лучших куличей из творога Рецепт кулича из овсяной муки
- Лилипуты. К чему снится карлик
- Гадание на кофейной гуще: Елка (Ель) — Значение символа
- История медицины
- Виды ценностных аргументаций в рекламе
- Анализ маркетинговой среды рынка чипсов
- Суслик степной: описание, фото и интересные факты Когда просыпаются суслики
- Производство пусконаладочных работ и приемка в эксплуатацию Что такое пусконаладочные работы в строительстве